Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5 – 11 марта 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и вокруг ядерной программы Ирана. 10 марта в Багдаде состоялась международная конференция по вопросам безопасности и восстановления Ирака. Члены МАГАТЭ единогласно приняли решение о полном или частичном замораживании 23 из 55 программ по оказанию технической помощи Ирану в области использовании атомной энергии.

В работе международной конференции по Ираку приняли участие представители пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, стран-соседей Ирака, Бахрейна, Египта, Лиги арабских государств и Организации Исламская конференция. Впервые за последние годы за одним столом переговоров оказались делегации США, Ирана и Сирии. В своем выступлении на форуме глава иракского правительства Н. аль-Малики потребовал прекращения иностранного вмешательства в дела его страны, в т. ч. «через поддержку партий и политических групп». Аль-Малики заявил о необходимости прекращении любой помощи терроризму, особенно финансами и оружием. Премьер-министр также подчеркнул, что другие страны не должны превращать Ирак «в арену для разрешения противоречий между собой». В целом конференция прошла в «спокойной, благоприятной атмосфере», а все дискуссии шли «в мягком ключе». Каких-либо принципиально важных решений принято не было, но их от багдадской конференции и не ожидали. Решено создать на уровне экспертов технические комитеты по вопросам безопасности, иракских беженцев и энергетики. Все основные участники встречи считают ее «хорошим первым шагом» на пути достижения согласия о путях решения иракских проблем. Главным же итогом конференции стала договоренность о проведении новой международной встречи по Ираку в апреле с. г. в Стамбуле, но уже на уровне министров иностранных дел. Боевики и террористы по-своему «отметили» проведение международной конференции, осуществив 10 марта в Багдаде несколько крупных терактов и вооруженных нападений.

По оценке командующего войсками США в Ираке генерала Д. Петреуса, суннитские боевики «интенсифицировали свои нападения» в Багдаде в период проведения там масштабной операции по укреплению безопасности. Одновременно часть боевиков переместилась из столицы в другие районы страны, главным образом в провинцию Дияла к северо-востоку от Багдада. Генерал особо подчеркнул, что военные не в состоянии самостоятельно «положить конец бушующему в Ираке насилию», поэтому нужен политический диалог, в т. ч. с некоторыми из повстанческих группировок. По словам Д. Петреуса, запланированная переброска в Ирак дополнительных сил ВС США будет полностью завершена «не ранее, чем к началу июня».

В конгресс США на минувшей неделе представлен законопроект, требующий вывода американских войск из Ирака до конца 2008 г., но это срок может быть сокращен до конца 2007 г., если правительство Н. аль-Малики не сможет решить задачи по обеспечению безопасности в стране. От Пентагона документ требует более качественной подготовки войск, направляемых в Ирак. В администрации Дж. Буша уже заявили, что в случае одобрения конгрессом этого законопроекта, президент наложит на него вето.

По заявлению руководителя МАГАТЭ М. аль-Барадея, международное агентство не может дать гарантий, что ядерная программа Ирана направлена только на мирные цели. В ответ на отказ Тегерана прекратить работы по обогащению урана МАГАТЭ приостановило около половины программ по сотрудничеству с ИРИ. Иран же считает данное решение попыткой воспрепятствовать его «неотъемлемому праву на мирный атом» и твердо намерен продолжать реализацию своей ядерной программы. Так, в Тегеране сообщили о принятии решения о начале строительстве в стране новой атомной электростанции мощностью 360 мегаватт.

Между тем постоянные члены Совета Безопасности ООН пока не достигли согласия по вопросу о новых санкциях в отношении Ирана. В частности, Китай и Россия не поддерживают введение против ИРИ санкций финансового характера.

Со своей стороны, в Вашингтоне ужесточают различного рода меры против Тегерана. Так, американское министерство финансов предупредило арабских бизнесменов и банки о том, что даже самые незначительные сделки с ИРИ могут привести к инвестированию средств в развитие иранской ядерной программы, а в этом случае США могут применить санкции в отношении арабских компаний и банков, имеющих экономические и финансовые связи с государственными предприятиями Ирана. Президент США Дж. Буш на прошедшей неделе подписал распоряжение о продлении еще на один год односторонних санкций против ИРИ, введенных в 1995 г., которые, в частности, предусматривают полный запрет на какие-либо американские инвестиции в иранскую экономику, резко ограничивают все экспортно-импортные и финансовые операции с Ираном. В целом страны Запада добиваются «постепенного и поэтапного» усиления давления на Иран, включающего как экономические и политико-дипломатические меры, так и угрозу применения силы с целью заставить Тегеран отказаться от работ по обогащению урана. По имеющейся информации, США также оказывают содействие различным иранским оппозиционным группировкам, в т. ч. тем, которые ведут вооруженную борьбу с нынешним режимом в Тегеране.

Вместе с тем, возможное силовое решение проблем, связанных с иранской ядерной программой, не встречает единодушной поддержки у союзников Вашингтона. Так, Франция, придерживающаяся жесткой позиции в отношении Тегерана, одновременно считает для себя неприемлемым военное воздействие на Иран, т. к. это может привести к «не предсказуемым последствиям». Турция подчеркивает, что выступает за исключительно мирное решение вопросов, касающихся ядерной программы ИРИ, и не позволит использовать свою территорию для нападения на Иран. Против эскалации напряженности вокруг Ирана вплоть «до уровня военной конфронтации» выступают аравийские монархии, опасающиеся, что новый масштабный вооруженный конфликт в регионе может привести лишь к самым негативным последствиям.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. На минувшей неделе в различных районах сектора Газа произошло несколько вооруженных столкновений между сторонниками движений ФАТХ и ХАМАС. Разногласия, сохраняющиеся между руководителями ФАТХа и ХАМАСа, по персональному составу коалиционного палестинского правительства не позволяют завершить его формирование. 9 марта глава ПНА М. Аббас (ФАТХ) предоставил исполняющему обязанности премьер-министра И. Ханийе (ХАМАС) дополнительные две недели на создание нового кабинета министров.

Глава политбюро ХАМАСа Х. Машааль находился с визитом в Иране, где он вновь подтвердил отказ возглавляемого им движения официально признать Израиль. Одновременно Машааль утверждал, что формируемое палестинское правительство национального единства не намерено использовать силу для достижения своих целей. Президент Ирана М. Ахмадинежад призвал руководство ХАМАСа продолжать «сопротивление Израилю».

9 марта на саммите Евросоюза в Брюсселе было заявлено о готовности европейских стран «работать с легитимным палестинским правительством», которое откажется от насилия, признает право Израиля на существование и ранее подписанные палестино-израильские соглашения. Тем самым была подтверждена позиция ЕС относительно того, что финансовая помощь палестинскому правительству будет оказываться лишь в случае принятия им требований международного сообщества.

Подразделения ВС Израиля провели 7 марта в г. Рамалла (Западный берег реки Иордан) очередную операцию против боевиков радикальной палестинской группировки «Бригады мучеников аль-Аксы», которая является одним из вооруженных филиалов ФАТХа.

Глава израильского правительства Э. Ольмерт 11 марта заявил о готовности «всерьез рассмотреть» арабскую мирную инициативу от 2002 г., хотя у израильтян есть по ней целый ряд серьезных возражений. В этот же день в Иерусалиме состоялась очередная встреча Э. Ольмерта с главой ПНА М. Аббасом, которая, как сообщается, прошла в «конструктивном духе».

В Афганистане 6 марта войска НАТО при участии подразделений афганской правительственной армии начали на юго-востоке страны в провинции Гильменд крупное наступление против вооруженных формирований движения «Талибан» и местной наркомафии. В операции «Ахилесс» участвуют 4500 натовских и ок. 1000 афганских военнослужащих, действия которых поддерживает боевая авиация коалиционных сил. Сообщается, что эта операция считается превентивной мерой с целью воспрепятствования ожидаемого весеннего наступления талибов, о котором их руководство неоднократно заявляло.

Высший совет улемов Афганистана (верховный религиозный орган страны) высказался против недавно принятого парламентом страны закона о всеобщей амнистии за военные преступления, совершенные на афганской земле за последние 30 лет.

Руководитель влиятельной оппозиционной Исламской партии Афганистана («Хизб-и-ислами») Г. Хекматиар заявил, что он больше не поддерживает контакты с движением «Талибан». Хекматиар также не исключил возможность переговоров с правительством президента Х. Карзая, т. к. «переговоры – это лучший способ положить конец войне».

В Бейруте на прошедшей неделе состоялась первая за четыре месяца встреча высокопоставленных представителей противоборствующих ливанских сторон – лидера парламентского большинства С. Харири и одного из руководителей оппозиции, спикера парламента Н. Берри. И хотя эта встреча не привела к каким-либо подвижкам в урегулировании затяжного политического конфликта, в стране ее рассматривают как первый шаг на пути возобновления межливанского диалога. Ранее саудовский король Абдалла пригласил лидеров конфликтующих ливанских сил на примирительное совещание в Эр-Рияде, однако эта инициатива пока не получила своего развития, хотя никто из ведущих политиков Ливана не дал на нее отрицательный ответ.

В столицу Сомали Могадишо 6 марта прибыло первое подразделение миротворческих сил Африканского союза (АС) — 400 угандийских военнослужащих. К концу недели численность контингента ВС Уганды на сомалийской территории достигла, по информации СМИ, 1600 чел. Как известно, общая численность миротворческих сил АС в Сомали должна составить ок. 8 тыс. чел. Президент Уганды Й. Мусевени заявил, что африканские миротворцы не станут участвовать в разоружении сомалийских боевиков из различных группировок, а их главной задачей станет обучение личного состава новой правительственной армии. 10 марта подразделения ВС Эфиопии покинули Кисмайо — крупный портовый город на юге Сомали, который перешел под контроль правительственных сил. В целом обстановка в Сомали остается очень напряженной. В различных районах страны боевики антиправительственных вооруженных группировок практически ежедневно совершают нападения на правительственные силы, эфиопские войска и миротворцев АС.

На саммите Евросоюза в Брюсселе 9 марта принято решение о возобновлении официальных политических контактов с Сирией, прерванных в 2005 г. по инициативе президента Франции Ж. Ширака после убийства бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири. Уже в ближайшее время в Дамаск направится верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Х. Солана, который проведет с руководством САР переговоры по ситуации в Ливане и арабо-израильскому урегулированию. Затем Солана посетит Иорданию и Саудовскую Аравию.

По решению правительства Республики Кипр 9 марта произведен демонтаж стены, разделявшей столицу страны Никосию на греческую и турецкую части. Как известно, город был разделен т. н. «зеленой линией» в 1974 г. после вторжения на остров турецких войск. Демонтаж стены рассматривается как знаковый шаг в деле урегулирования кипрской проблемы. Он был позитивно встречен руководителями турецкой части острова.

Приложение

О возможных путях развития Марокко

Геополитическое положение Марокко на стыке Африки и Европы, вблизи важных морских коммуникаций в Атлантике и Средиземноморье; активная внешнеполитическая деятельность королевства на Африканском континенте, в исламском и арабском мире, на международной арене в целом определяют значимость этой страны в регионе и современном мире. То, по какому пути развития пойдет Марокко, в значительной степени определит общую ситуацию на севере Африки и в Западном Средиземноморье. В предлагаемой статье рассматриваются три возможных сценария развития марокканского королевства: (1) сохранение на длительный период существующей в стране в целом авторитарной политической системы, (2) усиление исламизации общественно-политической жизни страны и возможность создания в Марокко «чисто» исламского режима, (3) ускорение эволюции в направлении демократизации общественно-политической жизни королевства.

1. В последние годы своего правления король Хасана II (умер в 1999 г.) проводил политику «контролируемой демократизации», что на практике означало осуществление ограниченных шагов в направлении либерализации политической жизни Марокко, не затрагивая при этом позиции правящей бюрократической верхушки («махзена») и, конечно же, служб безопасности. В целом монарх продолжал лично и жестко контролировать положение дел в королевстве.

Сменивший отца на престоле Мохаммед VI придерживается курса на модернизацию экономики, развитие социальной сферы, создание основ гражданского общества и дифференцированную демократизацию в политической сфере. За годы его нахождения на троне были несколько ослаблены механизмы давления на общественно-политическую жизнь в стране. Более реальной, прочной становиться многопартийная система. Улучшилась ситуация в области соблюдения прав человека и свободы слова, прекращена, по крайней мере официально, практика политических репрессий. Однако надежды либеральных кругов, на то, что при новом короле правящий режим будет неуклонно эволюционировать в сторону конституционной монархии по испанскому образу и подобию не оправдались. Несмотря на продолжающиеся разговоры о необходимости децентрализации власти, дальнейшем конкретном расширении политических прав и свобод, основные рычаги руководства государством по-прежнему находятся в королевском дворце и в руках того же «махзена».

Несомненно, что на политической практике марокканского монарха и его окружения сказывается пример соседнего Алжира, где на рубеже 80-90-х гг. прошлого столетия в результате «обвальной» либерализации политического строя страна оказалась втянута в многолетнюю и кровавую междоусобицу, последствия которой до конца еще не преодолены. Активизация радикальной исламистской оппозиции, ее попытки развернуть в стране террористическую деятельность, а также общее усиление религиозности населения сдерживают власти от поспешных шагов по демократизации в политической сфере. Значительные трудности продолжает испытывать марокканская экономика, темпы ее роста отстают от темпов прироста населения. Не уменьшается безработица, особенно среди молодежи. Все это создает напряженность в социальной сфере, потенциально опасную для стабильности режима, что, конечно же, сказывается на темпах и характере проведении политических реформ.

Западные эксперты подчеркивают, что подлинная демократизация в Марокко невозможна без официального, законодательно закрепленного ограничения прав короля. Однако в сложных внутриполитических условиях правящий режим, как видится, не пойдет на подобный шаг и предпримет все возможное для сохранения в своих руках ключевых властных полномочий.

Немаловажным обстоятельством является и наличие у нынешнего марокканского режима солидной внешней поддержки его внутриполитического курса, прежде всего, со стороны США, что придает королевской власти дополнительную уверенность в своих силах.

В целом позиции правящей династии, имеющей 1200-летнюю историю правления в Марокко, имеют еще значительный запас прочности. Монархический режим умеет маневрировать в сложных политических условиях, что позволяет королю и его окружению последовательно продвигать свой политический курс, предусматривающий постепенные, не спешные реформы, которые, не меняя по сути характера власти, ведут к дозированному расширению политических свобод. Таким образом, можно с большой долей уверенности говорить о том, что существующая в стране политическая система имеет серьезные реальные шансы на существование на длительный период.

2. Организованное исламистское движение в последние годы значительно расширилось и укрепило свои позиции на марокканской политической арене и в обществе в целом. Так, крупнейшее оппозиционное исламистское «Движение справедливости и благодеяния» (ДСБ) смогло установить контроль над многими студенческими союзами. В условиях сохраняющихся значительных социальных трудностей, роста отчужденности между властью и основной массой марокканцев, повышения религиозности населения исламисты из влиятельной и считающейся умеренной «Партии справедливости и развития» (ПСР) имеют неплохие шансы добиться успеха на предстоящих в этом году парламентских выборах. И хотя маловероятно, что исламисты в случае победы возьмут курс на тотальную исламизацию общества, построение исламского государства, тем не менее, возможный успех ПСР и последующее формирование этой партией правительства вызывают беспокойство как у секуляристской части марокканской политической элиты и общества, так и у союзников Рабата на Западе.

Со своей стороны, руководители ПСР и ДСБ заявляют о своей приверженности принципам политического плюрализма и демократии. Несомненно и то, что исламистские лидеры отчетливо понимают – «махзен» не отдаст в их руки реальную власть в стране, а к борьбе за нее силовыми методами они пока явно не готовы. И здесь следует особо подчеркнуть, что в современном Марокко король (он же верховный духовный лидер верующих-мусульман) остается ключевой политической фигурой, способной взять на себя роль по блокированию исламистской опасности. Существенным является и то, что марокканцы, несмотря на свою религиозную консервативность, в своем большинстве не поддерживают политического радикализма на почве ислама.

В целом прогнозируемая многими политическими наблюдателями победа исламистских сил на выборах в парламент в 2007 году усилит внутриполитическую напряженность в Марокко, может затормозить проведение реформ в политической и экономической сферах. Но на данном этапе у исламистов при всей их популярности нет еще достаточных сил для решительной борьбы за власть в стране.

3. Большинство экспертов считают, что дальнейший прогресс в деле демократизации марокканской политической жизни отнюдь «не гарантирован». Сторонниками дальнейшей либерализации в политической, общественной и экономической областях в Марокко являются вестернизированная часть политической и экономической элиты, ориентированные на Запад технократы, многие представители творческой интеллигенции, особенно работники СМИ, активисты женских и берберских организаций. Во имя достижения своих политических целей на данном этапе за расширение демократических свобод ратуют и многие исламистские политики.

В целом же, принимая во внимание значительную сложность внутриполитической обстановки в современном Марокко, недостаточную развитость демократических институтов и традиций в стране, говорить о возможности ускорения процессов демократизации в королевстве не представляется возможным, хотя за годы правления Мохаммеда VI в Марокко было много сделано в этом направлении. Тем не менее, монарх и его ближайшее окружение не намерены делиться реальной властью с политическими партиями и движениями любой ориентации, т. к. небезосновательно опасаются, что в этом случае может произойти не только дестабилизация и ослабление существующего государственно-политического строя, но и вполне возможно его падение.

52.28MB | MySQL:103 | 0,451sec