Об израильской составляющей нынешней избирательной кампании в Индии

Около 900 миллионов совершеннолетних индийцев, имеющих избирательное право, принимают сейчас участие в выборах, которые продлятся из-за колоссальной численности населения этой страны более месяца, с 11 апреля по 19 мая. При этом отношения с Израилем считаются одной из самых животрепещущих проблем, обсуждаемой на нынешних выборах, где правящая индусская националистическая партия (индусы составляю, по данным 2011 года, 79,8% населения Индии) «Бхаратия джаната парти» (BJT) противостоит левой партии Индийский Национальный Конгресс (ИНК), которая пытается без особого успеха объединить вокруг себя все религиозные меньшинства, прежде всего, мусульман (14,23%  населения, по данным 2011 года), христиан (2,3% населения, по данным 2011 года) и сикхов (1,72%%, поданным 2011 года). В то время, как возглавляемая действующим премьер-министром Индии Нарендрой Дамодардасом Моди BJP активно укрепляет связи с Израилем, оппозиционная ИНК заявляет, что она будет стремиться к разрыву двустороннего союза с еврейским государством.

В последние годы связь между лидером BJT, премьер-министром Нарендрой Дамодардасом Моди и лидером правой израильской партии Ликуд, премьер-министром Биньямином Нетаньяху вылился в беспрецедентное по масштабам двустороннее сотрудничество между Индией и Израилем, включающее закупки израильской военной техники и сотрудничество в таких сферах, как кибернетика, сельское хозяйство, водное хозяйство и т.д. Индусские националисты не скрывают того факта, что они рассматривают еврейское государство в качестве своего естественного союзника в многолетнем противостоянии исламской угрозе, с которой обе страны постоянно сталкиваются на протяжении всех лет своей независимости.

Однако ИНК, возглавляемая президентом партии, депутатом Лок сабхи (нижняя палата индийского парламента) Рахулом Ганди, внуком премьер-министра Индиры Ганди и правнуком Джавахарлала Неру, первого премьер-министра Индии, уже заявила, что она намерена «аннулировать все политические шаги, наносящие ущерб внешней политике Индии». При этом имеются в виду в первую очередь чрезмерно тесные, по мнению лидеров ИНК, отношения Индии с тремя государствами: Израилем, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, что подразумевает и ослабление связей с США.

Канал связи между Индией и США, проходящий через Израиль и арабские государства Персидского залива, вызывает резкое неприятие в ИНК, партии, которая, как уже было сказано, придерживается левой, «антиимпериалистической» идеологии. Со своей стороны  интересы ОАЭ (которые предложили Индии помощь в размере 75 млрд долларов США на улучшение инфраструктур) и Саудовской Аравии в развитии отношений с Индией очевидны. Индия является третьим по величине закупщиком нефти в мире. Пока что она закупала среди прочего иранскую нефть, но они рассчитывают, что в итоге Индия от нее откажется в связи с новыми санкциями, введенными против Исламской Республики администрацией Дональда Трампа. Уже сейчас индийцы сократили долю иранской нефти в своих ежегодных закупках с 17% до 5%. В этом контексте уместно напомнить о том, что индийские закупки нефти в Венесуэле уже отменены полностью.

Что касается израильского правительства, то оно упорно демонстрирует, что никак не вмешивается в выборы в Индии, несмотря на очевидный экономический и военный интерес еврейского государства в сохранении и расширении связей с этой страной. А вот ОАЭ сочли нужным посреди избирательной кампании наградить индийского премьер-министра Нарендру Дамодардаса Моди «медалью Заида», самой высокой гражданской наградой Объединенных Арабских Эмиратов. Это шаг властей ОАЭ был не без оснований расценен индийской оппозицией как иностранное вмешательство в предвыборную кампанию и вызвал ее негодование. В данном контексте следует упомянуть и о том, что американский конгрессмен-республиканец Джон Уилсон выступил с законодательной инициативой, цель которой – уравнивание статуса Индии во всем, что касается торговли оружием с государствами-членами НАТО.  В этом шаге тоже легко усмотреть иностранную поддержку одному из кандидатов, а именно Нарендре Дамодардасу Моди, претендующих на формирование нового правительства Индии.

После того, как в феврале текущего года в результате акции мусульманского террориста-смертника в Кашмире погибли 46 индийских полицейских, партия BJP начала активно эксплуатировать проблемы безопасности, прежде всего, противостоянию мусульманского террору и поддерживающему его Пакистану, в своей избирательной кампании. Премьер-министр Нарендра Дамодардас Моди, не колеблясь, приказал осуществить воздушные налеты на базы причастных к террористическом акту в Кашмире мусульманских террористов, расположенные на территории Пакистана, а также ввел в Кашмире военное положение, включая закрытие единственного скоростного шоссе в этом штате, большинство жителей которого составляют мусульмане, дважды в неделю для проездка гражданских лиц. Не случайно индийская оппозиция сравнивает нынешнее положение мусульман в штате Кашмир с положением арабского населения Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией).

Нарендра Дамодардас Моди со своей стороны пытается демонстрировать прагматизм во все, что касается его отношений с Израилем. Так, в интервью в минувший вторник он заявил, что «в определенных вопросах мы принимает сторону палестинцев, а в других делах – сторону Израиля. (…) У всех государств есть свои стратегии, отвечающие их национальным интересам. Было время, когда Индия пользовалась на международной арене поддержкой лишь со стороны России, а весь остальной мир был с Пакистаном. Сегодня ситуация такова, что только Китай поддерживает Пакистан, а весь остальной мир – Индию – мы обязаны осмыслить эту перемену».

Другие деятели партии BJP придерживаются в данном вопросе гораздо более жесткой линии и открыто заявляют, что Индия учится у Израиля и США, как надо бороться с террором. Например, президент партии Амит Шах заявил на одном из предвыборных съездов, что «Индия – это третье государство в мире, после США и Израиля, которые выводят бой против своих врагов-террористов за пределы своих границ». В BJP утверждают, что снисходительное отношение ИНК к поддерживающим исламский террор странам может обрушить на Индию катастрофу. Амит Шах заявил в другом своем выступлении: «Во времена правления предыдущей администрации (администрации ИНК – В.Ч.) наши враги отрубали головы нашим солдатам и играли ими в футбол. Больше этого не случится».

Следует отметить, что индийская улица в целом проявляет большой интерес и очевидную симпатию к  Израилю и даже интерес к истории еврейского народа (в самой Индии, главным образом в Мумбае, проживается сейчас всего порядка 5 тысяч евреев. В прошлом еврейское население Индии было многочисленнее, но оно резко сократилось в результате массовой репатриации в Израиль. Однако евреи никогда не были сколько-нибудь заметной группой населения Индии. Так, в Израиле проживают сейчас лишь порядка 70 тысяч репатриантов из Индии и их потомков). Последнее наглядно продемонстрировал колоссальный успех недавно открывшейся в Нью-Дели выставки фотографий Анны Франк, проходящей под эгидой посольств Нидерландов и Израиля. Ее уже посетили десятки тысяч индийцев.

В данном контексте представляется уместным привести еще один довольно показательный недавний пример: в Боливуде, гиганте индийской киноиндустрии, только что прошла премьера фильма «Каленак», который, как ожидается, должен стать самым популярным индийским фильмом этого года. В официальном списке почетных гостей Боливуда, приглашенных на эту премьеру, уже наделавшую в Индии много шума, организаторы сочли нужным назвать первым никого иного, как израильского консула в Мумбае Яакова Финкельштейна. И это представляется совсем не случайным.

62.85MB | MySQL:102 | 0,468sec