Алжирские военные против миллиардера Исаада Ребраба

Алжирские власти сознательно противопоставили себя национальному бизнесу и сами загнали его представителей в жесткую оппозицию себе. Это наглядно было продемонстрировано произведенным 22 апреля текущего года арестом самого богатого бизнесмена АНДР Исаада Ребраба и группы более мелких предпринимателей страны.

Это стало логическим продолжением того давления, которое оказывали на этого миллиардера в последние годы власти страны, сознательно запрещавшие ему разгружать оборудование для расширения своего бизнеса.

Однако мало кто ожидал именно такого развития событий, которое произошло в отношении Ребраба. Его арестовали в связи с предъявленными  обвинениями в «несанкционированных» денежных переводах за границу и в Алжир (ничего странного в этом нет, учитывая, что подразделения его компании располагаются в целом ряде стран) и в попытках ввоза в АНДР подержанного оборудования под видом нового.

В частности, по утверждению представителей алжирских властей, Ребраб нарушил статью 16 Таможенного кодекса.

Согласно официальному комментарию властей АНДР, «Эта судебная мера (арест – авт.) касается только одной из многих дочерних компаний Cevital и была инициирована алжирской Таможенной службой, подавшей об этом заявление еще в 2018 году на основании экспертизы, проведенной по его запросу. Это компании EvCon Industry, которая и ввозила подержанное оборудование под видом нового».

Впрочем, в данном случае, казалось бы, претензии должны были касаться в первую очередь руководства самой EvCon Industry, обладающего очень серьезной автономией относительно действий по закупке оборудования.

Как бы там ни было, руководство компании Cevital утверждает, что экспертиза была «заказной и непрофессиональной», и что она запросила у суда провести новую экспертизу, выражая готовность в случае необходимости ее профинансировать.

По ее информации, «Суд предоставил нам это право, но таможенные службы подали апелляцию», и в итоге власти приняли сторону таможенного руководства.

Этот отказ, согласно оценке представителей Cevital, был обусловлен тем, что алжирские правоохранители прекрасно отдают себе отчет в том, что «оборудование EvCon является не просто новым, а уникальным даже по мировым меркам. Это новейшее технологическое оборудование было произведено исключительно и специально для нового проекта по производству ультра-чистой воды и ее очистке».

При этом в компании ссылаются на оценки Генеральной финансовой инспекции (IGF) страны по данному делу, которые «косвенно противоречат выводам алжирской таможни в этом конкретном случае», указывая, что при анализе, запрошенном последней, «при проверке таможенной стоимости оборудования инспектор не привел какие-либо ссылки при утверждении своих выводов».

Причем это ведомство, по сути, признало, что у таможни отсутствует достаточная техническая поддержка и инструменты для оценки подобного оборудования.

Кроме того, по оценке Cevital, такие действия «представляют собой нарушение положений дополненной и измененной статьи 16 Таможенного кодекса, которая обязывает таможенную администрацию представлять доказательства в случае сомнений в заявленной стоимости».

В свою очередь, в алжирской практике имеется немало похожих дел, когда претензии государственных органов возникали к другим бизнесменам, и опять-таки, без достаточного обоснования для этого.

Обычно подобные случаи объяснялись действиями силовиков и их желанием получить от них взятки или «отжать» бизнес.

В этой связи представители Cevital указывают, что ранее, когда пострадавшим от давления силовиков бизнесменам удавалось добиться проведения повторных экспертиз, то повторные анализы обычно диаметрально отличались друг от друга по выводам.

Но случай с И.Ребрабом явно не имеет столь выраженного материального аспекта с учетом его величины и влияния не только в Алжире, но и мире.

Как известно, он является не только крупнейшим бизнесменом страны, но и человеком, имеющим серьезное влияние не только на алжирскую промышленность, но и медийный ресурс, учитывая финансирование им ряда независимых от государства СМИ.

Через них Ребраб участвовал в формировании «альтернативного» общественного мнения страны с явно оппозиционным уклоном.

Более того – этот бизнесмен неоднократно делал и политические заявления, к чему его подводили регулярно возникавшие проблемы с ведением бизнеса при диалоге с властями страны.

Например, ранее он давал крайне жесткие оценки неэффективности управления в Алжире и указывал, что в случае введения здесь элементарных свобод и проведения реформ, практически все проблемы АНДР можно будет решить в течение ближайших трех лет.

Как бы там ни было, совершенно очевидно, что армейское руководство в лице генерала Ахмед Гаида Салаха зачищает страну от тех, кто способен бросить ему реальный вызов на власть – лично или через доверенных лиц.

Учитывая степень влияния Ребраба, у него имеются все шансы побороться за пост президента, что не может не вызывать растущую тревогу у прежней политической элиты страны.

Что же касается наблюдаемого против Ребраба давления, то, разумеется, в Алжире, где силовики имеют особое влияние во власти, при желании на любого бизнесмена можно «накопать» компромат.

А пока многомиллионные протесты в Алжире с требованиями ухода старой политической элиты не утихают. Алжирские военные, вернувшие себе после ухода президента А.Бутефлики рычаги влияния, рассчитывают давлением на бизнесменов как минимум ослабить уличное протестное движение, полагая, что именно они стоят за этим.

Однако такой подход таит в себе немало опасностей для Алжира в целом и военных, в часности. Разумеется, они пока в состоянии принимать самые жесткие самостоятельные решения. Но лимит этой самостоятельности очень быстро уменьшается параллельно сокращению накопленных в тучные нефтегазовые годы средств.

И пока арест Ребраба будет способствовать продолжению и даже усилению протестов. Особенно сильной реакция на это была среди населения Кабилии, в которой он пытался в последние годы развивать бизнес и чему препятствовали власти страны, а также среди алжирских футбольных фанатов.

Последний эпизод объясняется тем, что Ребраб являлся одним из главных спонсоров алжирского футбола, и именно его финансовая поддержка сыграла далеко не последнюю роль в заметном улучшении спортивных результатов.

И его преследование способно заметно усилить протесты за счет целенаправленного присоединения к ним этой многочисленной группы сплоченных и гиперактивных молодых алжирцев.

Самое же главное – своим давлением на бизнес алжирские власти рискуют окончательно подорвать и без того невысокую инвестиционную привлекательность страны. Арест самого авторитетного бизнесмена Исаада Ребраба наглядно показывает, что инвестиции в Алжир – не просто сомнительное, но и опасное мероприятие.

С другой стороны, это же не оставляет бизнесменам страны, не связанным с властью выбора, кроме как бороться с той властью, которая их душит.

52.22MB | MySQL:103 | 0,435sec