Израиль: первый законопроект в Кнессете нового созыва

В понедельник приступил к работе Кнессет нового, избранного 9 апреля созыва. Как обычно, его работа началась с принесения депутатами присяги на верность Кнессету. Уместно отметить, что примерно треть из 120 депутатов нынешнего Кнессета, были избраны в него в первые. Среди этих новичков — и  Михаль Шир-Сегман, представляющая возглавляемую премьер-министром Биньямином Нетаньяху партию Ликуд. Сразу же после принятия присяги она подала в секретариат Кнессета первый в новой каденции законопроект. Представляется, что совсем не случайно им стал законопроект о распространении израильского суверенитета на официально признанные (израильским Министерством внутренних дел, то есть не являющиеся так называемыми «незаконными форпостами» – В.Ч.) еврейские поселения Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологиейВ.Ч.), включая Иорданскую долину, а также на дороги, ведущие к ним. Возможность распространения суверенитета Государства Израиль на Иудею и Самарию только что избранным Кнессетом обсуждается сейчас в Израиле всерьез. Возглавляемый депутатами Кнессета Рафи (Рафаэлем) Перецом и Бецалелем Смотричем тесно связанный с поселенческим движением Блок религиозно-сионистских правых партий (БПП) даже настаивает на включении соответствующего пункта в коалиционное соглашение, по поводу которого он сейчас ведет переговоры с Ликудом.

Следует отметить, что обычно речь идет об аннексии не всей территории Иудеи и Самарии, а только о составляющих чуть более половины их общей площади «зон С», находящихся, согласно Норвежским соглашениям середины 90-х годов прошлого века под полным контролем Израиля. Именно там сосредоточено всё еврейское население Иудеи и Самарии, численность которого приближается к полумиллиону человек. Что же касается арабского (главным образом мусульманского) населения, численность которого в Иудее и Самарии не менее, чем в 3 раза превышает численность евреев, то основная его масса сосредоточена в «зонах А», находящихся, согласно тем же соглашениям, под полным контролем Палестинской национальной администрации (ПНА), и «зонах В» (гражданский контроль ПНА и военный контроль Израиля). От аннексии Иудеи и Самарии целиком (и, соответственно, от ликвидации ПНА), на чем настаивают наиболее радикальные израильские правые, высшее военно-политическое руководство еврейского государства удерживает главным образом угроза нарушения численного баланса между еврейским и арабским населением в Государстве Израиль (сейчас евреи составляют примерно 80% населения еврейского государства, а мусульмане христиане и друзы суммарно – примерно 20%) в пользу последнего, которая выглядит неизбежной в том случае, если к израильским арабам прибавятся не менее полутора миллионов палестинских арабов, проживающих в зонах А и В.

Именно в этом контексте следует рассматривать проект закона, выдвинутого депутатом Кнессета Михаль Шир. Обращает на себя внимание тот факт, что в нем говорится даже не о «зонах С» целиком, а лишь о «признанных еврейских поселениях» и о «ведущих к ним дорогах». Таким образом, не подразумевается включение в число граждан или постоянных жителей (лиц имеющих практически все права граждан, кроме права участвовать в выборах в Кнессет) даже тех арабов, которые проживают в «зонах С». Обращает на себя внимание и тот факт, что депутат Михаль Шир, давая пояснения к своему законопроекту, избегает популярных среди израильских правых эмоциональных ссылок на исторические права еврейского народа на эти земли. Вместо того, чтобы полемизировать на данную тему с арабским национальным движением и его сторонниками из числа еврейских левых, она переносит полемику в сугубо внутриизраильскую плоскость. Акцентируя внимание на то, что жители еврейских поселений Иудеи и Самарии продолжают отчасти оставаться под военным управлением, и потому их гражданские права ущемляются по сравнению с израильтянами, проживающими на суверенной территории Государства Израиль.

В частности, она заявила во вторник журналистам: «Сегодня, сразу же после того, как я принесла присягу Кнессету, я подала проект закона, который раз и навсегда урегулирует абсурдное и дискриминирующее положение признанных израильских поселений в Иудее, Самарии и Иорданской долине по сравнению с остальным государством. (…) Согласно этому законопроекту, израильское законодательство будет распространяться на все признанные израильские поселения в Иудее, Самарии и Иорданской долине и на ведущие к ним дороги, в том числе в сфере здравоохранения, экономике, социальных служб, суда и безопасности. Пришло время, чтобы мы прекратили это безобразие. Жители Иудеи, Самарии и Иорданской долины – не граждане второго сорта».

В предисловии к проекту закона, предложенного депутатом Кнессета Михаль Шир, сказано, что «граждане Израиля, проживающие в этом районе (Иудее и Самарии – В.Ч.), не имеют права на ту же защищающую их систему гражданских законов, что и прочие граждане государства. Так, например, женщине после родов, которая проживает в этом районе и работает в том же районе, приходится ждать приказа командующего Центральным военным округом, чтобы быть защищенной от увольнения в первые полгода после родов. И этим она отличается от гражданки Израиля, которая не является жительницей данного района. Так создается ситуация явной дискриминации, в рамках которой израильский гражданин, проживающий в этом районе, отличается по своим потребностям от израильского гражданина, который не является жителем этого района. (…) Это отсутствие экономической защищенности и неравенство перед законом находят свое выражение еще в целом ряде законов Государства Израиль, которые не действуют в данном районе, потому что они не конвертированы в необходимые военные предписания. В том числе: различные местные налоги, частичные законы строительства, права трудящихся и даже другие правила транспортного движения».

Депутат Кнессета Михаль Шир особо подчеркивает, что принятие предложенного ей проекта закона не изменит демографической структуры израильского общества, потому что этот закон будет распространяться только на лиц, которые и без него являются гражданами Государства Израиль и имеют в нем избирательное право. Она также подчеркивает, что израильским силовикам не придется предпринимать дополнительных усилий для выполнения этого закона, поскольку она предлагает распространить израильские суверенитет только на признанные еврейские поселения, которые и так целиком и полностью находятся под властью Государства Израиль.

Несмотря на то, что с точки зрения более радикальных правых речь идет о компромиссном предложении, за котором, судя по всему, стоит руководство Ликуда, прежде всего, премьер-министр Биньямин Нетаньяху, оно встретило поддержку в поселенческом движении в качестве первого этапа к распространению суверенитета на всю территорию Иудеи и Самарии. Показательно, что лидеры внепарламентского правого «Движения за суверенитет», многолетние активистки поселенческого движения Иегудит Кацовер и Надя Матар незамедлительно выступили с заявлением в поддержку инициативы депутата Кнессета Михаль Шир. В их заявлении по поводу него было в частности сказано, что данный законопроект является «неоспоримым свидетельством идеологической приверженности Эрец-Исраэль и мечты о суверенитете. (…) Депутат Кнессета Шир является примером для молодого поколения руководства, которое прекрасно понимает историческую задачу, лежащую на его плечах как право и как долг завершить реализацию сионистской мечты о распространении суверенитета Израиля  на колыбель народа Израиля — Иудею и Самарию». «Движение за суверенитет» выразило надежду на то, что «и другие депутаты Кнессета от Ликуда и от других партий национального лагеря присоединятся к этой законодательной инициативе».

44.81MB | MySQL:115 | 1,274sec