Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (29 апреля – 5 мая 2019 года)

В регионе на минувшей неделе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженные конфликты различной степени интенсивности продолжаются в Сирии, Ираке, Афганистане, Йемене, Ливии и Сомали. Резко обострилась ситуация в зоне палестино-израильского конфликта.

На прошедшей неделе в зоне палестино-израильского конфликта произошла очередная эскалация напряженности, достигшая своего пика 4–5 мая. В эти дни палестинские экстремисты выпустили по израильской территории из сектора Газа свыше 600 ракет. Примерно 150 ракет было перехвачено израильской системой ПРО «Железный купол». 35 ракет попали в густонаселенные районы на юге Израиля. Сообщается о четырех погибших израильтянах. В ответ ВВС ЦАХАЛ нанесли удары по 300 военным целям палестинских группировок ХАМАС и «Исламский джихад» в секторе Газа. Среди атакованных объектов несколько тоннелей и подземная инфраструктура боевиков, военные лагеря, склады и оружейные цеха, пусковые установки ракет, тренировочные базы, база морских сил ХАМАС и здание штаба военной разведки ХАМАС. Израильские танки, артиллерия и катера ВМС вели обстрел объектов террористов в Газе. Сообщается о 23 убитых палестинцах. Израильское командование направило к границе с Газой танковую бригаду. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху отдал приказ армии продолжать «массированные атаки» против боевиков в секторе Газа. Кроме того, Израиль полностью закрыл зону для рыбной ловли у побережья анклава для палестинских рыбаков и оба пограничных перехода на границе с сектором Газа. Характерно, что конфликт обострился в то время, когда ХАМАС и джихадистские группировки вели переговоры в Каире с целью заключить соглашение, которое могло привести к долгосрочному прекращению огня в районе Газы, а также за несколько дней до начала священного для мусульман месяца Рамадан и накануне празднования израильтянами Дня независимости. Активно посредничает в деле прекращения огня в зоне конфликта Египет.

Продолжает обостряться обстановка на северо-западе Сирии в Идлибской зоне деэскалации и в районе Алеппо. Силы боевиков на юге зоны концентрируются под руководством террористической группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (прежнее название запрещенной в РФ «Джебхат ан-Нусры»), не исключается их наступление на город Хама. Из Идлибской зоны боевики регулярно обстреливают позиций правительственных войск. Кроме того, боевики в Идлибе не прекращают попытки осуществления обстрелов российской авиабазы «Хмеймим» с помощью беспилотников и РСЗО. Все атаки были отражены без потерь для российской стороны. В ответ авиация ВКС России и ВВС САР наносят регулярные удары по скоплениям личного состава и техники противника, укрепрайонам боевиков в Идлибской зоне.

Президент России В. Путин 30 апреля в телефонном разговоре с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом обсудил необходимость принятия эффективных мер по подавлению террористов в провинции Идлиб. Была «акцентирована значимость дальнейшей плотной координации действий России и Турции по стабилизации в провинции Идлиб и необходимость принятия эффективных мер по подавлению террористических группировок». Госдеп США призывал все стороны конфликта в Сирии, в том числе Москву и Дамаск, избегать масштабных наступательных операций на северо-западе САР.

Отдельные курдские лидеры при содействии западных кураторов попытались провести 3 мая в населенном пункте Айн-Иса в провинции Дейр-эз-Зор «Конгресс родоплеменных союзов, племен и народностей Сирии». «При этом, не добившись широкого арабского представительства, организаторы «псевдо-конгресса» были вынуждены понизить его статус до уровня «конференции». В этой связи в МИД России отметили, что «США и их союзники последовательно проводят курс на разрешение сирийского кризиса исключительно с целью обеспечения своего долгосрочного присутствия в Сирии. Для этого задействуется часть сепаратистски настроенных курдских боевых формирований, в свое время сыгравших определенную роль в борьбе с ИГ (запрещено в РФ), а в настоящее время добивающихся при поддержке США создания «квазигосударственного образования» на восточном берегу реки Евфрат». Правительство САР также осудило «мероприятие» в Айн-Иса.

Тем временем в оккупированных «Силами демократической Сирии» (СДС) районах провинции Дейр-эз-Зор продолжаются антикурдские демонстрации арабского населения. Их участники осуждают политику, проводимую курдскими лидерами, требуют прекращения вывоза и продажи сирийской нефти, а также незаконных арестов гражданских лиц.

В Судане не прекращается противостояние между переходным Военным советом и оппозицией. Протестующие перекрыли 30 апреля одну из центральных магистралей столицы страны Хартума — улицу Нил. Суданская оппозиция в лице альянса «За свободу и перемены» обвинила Военный совет страны в стремлении остаться у власти и избежать ее передачи гражданским органам. Представители альянса предупредили, что протесты продолжаться до полного выполнения военными требований оппозиции и сформирования переходного правительства. В частности, было заявлено: «Мы придерживаемся мирного характера нашей революции и не собираемся скатываться к насилию. У нас есть иные варианты: стачки и акции гражданского неповиновения». Со своей стороны, Военный совет Судана обвинил альянс «За свободу и перемены» в неискренности на переговорах и подстрекательствах против армии. В то же время лидер ведущей оппозиционной партии Судана «Аль-Умма» С. аль-Махди заявил 1 мая, что протестующие и их лидеры «не должны провоцировать армию и забывать о ее позитивной роли в революции против прежнего режима». Представитель «Сил за свободу и перемены» сообщил 3 мая о позитивных признаках в переговорах с правящим Военным советом. Африканский союз призвал 1 мая переходный Военный совет Судана передать власть гражданским структурам в течение двух месяцев.

Президент США Д. Трамп продлил 29 апреля действие эмбарго, наложенного ранее на поставки нефти и нефтепродуктов из Ирана, а 2 мая вступил в силу полный запрет США на закупки нефти у Ирана другими странами. Евросоюз, а также главы МИД Германии, Франции и Великобритании обеспокоены решением США не продлевать исключения из нефтяных санкций против Ирана, говорится в совместном заявлении четырех сторон. Париж, Лондон, Берлин и Брюссель намерены сохранить финансовые и торговые каналы с Ираном, несмотря на это решение США, и призывают Москву и Пекин сделать то же самое. «Мы, как и прежде, убеждены, что совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) незаменим для большей стабильности и безопасности на Ближнем и Среднем Востоке. Совместно мы подчеркиваем нашу приверженность СВПД, который является центральным элементом глобального режима нераспространения и который незаменим для нашей национальной и общеевропейской безопасности». «Принимаем к сведению, что Иран, как и прежде, придерживается СВПД, что много раз подтверждало МАГАТЭ». Европейские стороны призвали Тегеран продолжить выполнение соглашения. Свое несогласие с решением Вашингтона об ужесточении нефтяных санкций в отношении Тегерана высказал Катар. Глава МИД Турции М. Чавушоглу призвал США отменить иранские санкции как оказывающие негативное влияние на межгосударственные отношения, добавив, что Анкара не может за такой короткий срок найти других поставщиков нефти.

3 мая Вашингтон принял решение ужесточить односторонние ограничительные меры в отношении ядерной программы ИРИ. США прекращают применять исключения из режима своих санкций, позволявшие Ирану поставлять излишки тяжелой воды Оману, а также производить обмен обогащенного урана на так называемый желтый пирог — концентрат, получаемый в процессе обработки урановой руды. При этом США оставляют в силе исключения из режима санкций, касающиеся АЭС «Бушер» и ядерных объектов в Араке и Фордо, но урезают срок их действия со 180 до 90 дней. Госдепартамент США также пригрозил Ирану санкциями относительно расширения АЭС «Бушер» и вывоза обогащенного урана за пределы страны в обмен на урановую руду. США впервые в мировой практике угрожают применением санкций в отношении государств, выполняющих решения Совбеза ООН по СВПД по иранской ядерной программе, заявили 5 мая в МИД России.

Глава МИД Ирана М. Д. Зариф 3 мая исключил возможность вооруженного конфликта между ИРИ и США в ближайшем будущем.

3 мая в столице и других крупных городах Алжира прошли, ставшие традиционными массовые мирные манифестации, участники которых требовали отставки представителей действующей политической системы, проведения подлинных демократических реформ, борьбы с коррупцией и повышения уровня жизни. В частности, демонстранты настаивали на немедленной отставке временного президента республики А. Бенсалеха, премьер-министра Н. Бедуи и других высокопоставленных представителей правящей верхушки.

Алжирская полиция задержала 4 мая младшего брата экс-президента страны Саида Бутефлику, занимавшего пост советника главы государства. Также были арестованы бывший координатор служб безопасности АНДР генерал А. Тартаг и экс-руководитель Департамента разведки и безопасности генерал в отставке М. Медьен. Ранее, 30 апреля, заместитель министра обороны АНДР начальник штаба алжирской армии генерал А. Г. Салах пообещал очистить страну от коррупции и коррупционеров. Кроме того, А. Г. Салах высказался за скорейшее проведение президентских выборов в Алжире.

На минувшей неделе на подступах к столице Ливии Триполи продолжались в основном позиционные бои между силами Ливийской национальной армии (ЛНА) Х. Хафтара и формированиями, лояльными Правительству национального согласия (ПНС) Ф. Сараджа. Тем временам 29 апреля вооруженная группа напала на крупнейшее в Ливии месторождение Эш-Шарара, находящееся в зоне контроля ЛНА, а 4 мая боевики ИГ атаковали тренировочный лагерь ЛНА в городе Себха на юге Ливии.

ПНС Ливии исключает участие Хафтара в политическом урегулировании ливийского конфликта, заявил 2 мая официальный представитель правительства. ПНС отвергает любую инициативу по прекращению огня без обязательного отвода сил ЛНА на позиции, которые они занимали до начала наступления на Триполи.

29 апреля президент Турции Р. Т. Эрдоган предложил президенту США Д. Трампу создать рабочую группу для разрешения разногласий по закупке Анкарой российских ЗРС С-400. США предельно ясно дали понять Турции, что покупка С-400 полностью исключает участие Анкары в программе по созданию истребителей 5-го поколения F-35, заявил и. о. главы Пентагона П. Шанахан. Он также сообщил, что Минобороны США готовится окончательно исключить Турцию из программы по созданию F-35 в связи с покупкой Анкарой С-400. Россия готова к проведению переговоров с Турцией о возможной закупке истребителей 5-го поколения Су-57Э, заявил 3 мая генеральный директор компании «Ростех С. Чемезов.

На минувшей неделе король Иордании Абдалла II сместил ряд высокопоставленных сотрудников во дворце и в службах безопасности, обвинив их в «дестабилизации ситуации в государстве и в продвижении своих интересов в ущерб интересам королевства». На пенсию был отправлен глава Управления  общей разведки генерал А. аль-Джанади — один из наиболее влиятельных представителей силовых структур страны. Его заменил генерал А. Хусни. Также в отставку были отправлены глава отдела пропаганды и несколько высокопоставленных советников. Перестановки были осуществлены и в руководстве полиции и общей службы безопасности.

Саудовская Аравия останется в сделке ОПЕК+ и не будет превышать свой лимит добычи нефти, хотя и готова пойти навстречу потребителям, в том числе заместив нефть из Ирана, сообщил министр энергетики КСА Х. аль-Фалих, комментируя слова президента США Д. Трампа о том, что ему удалось убедить саудовцев увеличить поставки нефти.

3 мая Сенат США не сумел преодолеть вето президента Д. Трампа, наложенное на резолюцию Конгресса о прекращении поддержки саудовской военной операции в Йемене.

 

Приложение

О состоянии Вооруженных сил Пакистана

Вооруженные силы Пакистана состоят из регулярного (сухопутных войск (СВ), ВВС, ВМС) и иррегулярного (пограничные и вспомогательные войска) компонентов. Их общая численность составляет 935,8 тыс. человек, в том числе регулярные войска – 653,8 тыс. человек, а иррегулярные формирования — 282 тыс. человек. Военный бюджет страны на 2018/2019 финансовый год составил 9,6 млрд долларов. Пакистанская армия считается сильнейшей в исламском мире.

Статья 259 (1) конституции страны гласит, что вооруженные силы, в соответствии с указаниями федерального правительства, призваны защищать Пакистан от внешней агрессии или угрозы войны, а при необходимости оказывать помощь гражданской власти, также на основании закона.

Федеральное правительство осуществляет контроль и командование вооруженными силами. Верховным главнокомандующим ВС является президент Пакистана. По представлению премьер-министра он назначает начальников штабов (командующих) видов вооруженных сил и председателя Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ). Фактически же функции главнокомандующего ВС в Пакистане традиционно выполняет начальник штаба Сухопутных войск. Министр обороны (как правило, гражданское лицо) отвечает за общее состояние ВС и реализацию планов военного строительства. ОКНШ является основным рабочим органом верховного главнокомандующего и министра обороны по управлению войсками как в мирное, так и в военное время. Именно этот орган разрабатывает планы строительства, боевого применения, подготовки, технического оснащения и всестороннего обеспечения ВС, планы мобилизационного и оперативного развертывания войск. ОКНШ также координирует деятельность штабов всех видов вооруженных сил Пакистана. Непосредственное руководство войсками (силами) осуществляют штабы видов ВС, которые отвечают за боевую подготовку соединений и частей, осуществляют повседневное руководство войсками, решают вопросы их строительства и комплектования, организуют оперативную и боевую подготовку, материально-техническое и тыловое обеспечение.

Стратегическими ядерными силами (СЯС) руководит Совет национальной обороны во главе с премьер-министром Пакистана. За планирование, анализ обстановки и сбор информации, необходимой для подготовки нанесения удара, отвечает управление стратегического планирования, а за охрану и оборону ядерного комплекса — отдел стратегического планирования. Эти самостоятельные органы военного управления напрямую подчинены главе правительства. Непосредственно за боевое применение ядерных сил отвечают стратегические командования видов ВС – Сухопутных войск, ВВС и ВМС.

Стратегическому командованию СВ подчинены две артиллерийские дивизии, оснащенные баллистическими ракетами (БР) семейства «Гхаури» и «Гзанави» малой и средней дельности и БР «Шахин» средней дальности, а также тактические ракетные комплексы «Абдали-I». Всего имеется более 120 пусковых установок БР. На вооружение поступают крылатые ракеты (КР) наземного базирования «Хатф-VII» («Бабур») с дальностью полета до 500 км. Стратегическое командование ВВС не имеет подчиненных частей. Применению ядерных боеприпасов обучаются две эскадрильи тактических истребителей JF-17. Задачей Стратегического командования ВМС считается борьба с атомными подлодками Индии. Ведется разработка КР морского базирования.

Оценочно, Пакистан имеет 140-150 ядерных боеприпасов. Расширяются мощности по производству высокообогащенного урана и плутония. По взглядам пакистанского военного командования, сдерживание возможной агрессии со стороны Индии должно основываться на средства маломощного ядерного тактического оружия. Собственно именно этот компонент сейчас наиболее активно модернизируется в пакистанских научных центрах.

Основным и наиболее многочисленным видом ВС являются Сухопутные войска (560 тыс. человек), которым отводится главная роль в возможной войне. Они служат важнейшим орудием политической власти и имеют значительный боевой опыт. Организационно СВ включают в себя 9 армейских корпусов, 23 общевойсковые (пд — 18, мд – 2, бртд — 2), одну артиллерийскую и две дивизии ПВО, 18 отдельных общевойсковых бригад (пбр – 3, мбр – 7, бртбр – 8), 14 артиллерийских и 12 бригад ПВО. Основная группировка пакистанской армии дислоцирована в районах, прилегающих к границе с Индией. Остальные силы размещены в районе границы с Афганистаном.

В составе Сухопутных войск имеются Командование стратегических сил, Командование ПВО, группа Сил специальных операций (ССО) и командование армейской авиации (14 эскадрилий). Группа ССО включает в себя 8 батальонов и три роты спецназа (всего до 6 тыс. человек). Имеется три территориальных командования: Северное, Центральное и Южное.

На вооружении СВ имеется примерно 2500 танков, до 4500 артиллерийских орудий, минометов и РСЗО, около 1500 ПУ ПТУР, до 4300 боевых бронированных машин. Войсковая ПВО имеет свыше 1800 ПУ ЗУР, ПЗРК и зенитных орудий. В армейской авиации имеется 52 боевых вертолета, до 250 многоцелевых и транспортных вертолетов, примерно 180 легких самолетов.

Пакистанские Сухопутные войска отличаются в целом хорошей выучкой и высокой боеспособностью, однако на их вооружении все еще имеется много устаревшей техники, в том числе танков, артиллерии, противотанковых средств. Развитие СВ считается одним из приоритетов национального военного строительства. Перспективными планами их развития предусматривается дальнейшее совершенствование организационной структуры органов управления, соединений и частей, их оснащение современными видами ВВТ с целью повышения огневой и ударной мощи войск, а также средствами управления и связи. Повышенное внимание уделяется развитию бронетанковых сил. Происходит усиление войсковой ПВО.

Военно-воздушные силы (45 тыс. чел.) организационно сведены в 5 командований (Северное, Центральное, Южное, Стратегическое и командование ПВО). Авиация имеет 41 эскадрилью (в том числе 15 истребительных), объединенных в 12 авиакрыльев. Начато формирование эскадрилий БЛА.

На вооружении состоит 397 боевых самолетов, в том числе 377 тактических истребителей, 10 самолетов-разведчиков, 7 самолетов ДРЛО и У, 3 самолета РЭБ. Также имеется 85 учебно-боевых самолетов. Вспомогательная авиация представлена транспортными (42) и учебно-тренировочными (195) самолетами, 48 вертолетами. Большая часть самолетов боевой авиации — это устаревшие французские «Мираж III» и «Мираж 5», китайские «Цзянь 7П». Наиболее современными являются американские тактические истребители F-16 Блок 52 (18) и китайско-пакистанские JF-17 Блок I и Блок II (116). В ближайшие два года на вооружение поступит 62 JF-17 Блок II и Блок III.

Силы ПВО действуют в 5 секторах (Северном, Центральном, Западном, Восточном и Южном). На вооружении состоят современные китайские ЗРС среднего радиуса действия LY-80 (5 дивизионов) и 6 дивизионов ЗРК «Красное знамя 16А», а также несколько дивизионов ЗУР малой дальности, ПЗРК. Имеющиеся в наличии силы и средства ПВО не в состоянии обеспечить надежное прикрытие наиболее важных объектов страны и вооруженных сил.

Военно-морские силы (23,8 тыс. человек) состоят из флота, морской авиации и морской пехоты (4,2 тыс. чел, в том числе морской спецназ), а также частей Агентства морской безопасности (АМБ, 2,5 тыс. человек). Главная ВМБ – Карачи, базы и пункты базирования – Гвадар, Касим, Пасни, Ормара и Дживани. Корабельный состав включает в себя 5 подводных лодок, 3 сверхмалые ПЛ, 8 фрегатов, 3 тральщика, 10 ракетных катеров, 2 патрульных катера и 10 вспомогательных судов. В АМБ имеется 4 патрульных корабля и 10 патрульных катеров. Морская авиация располагает 10 противолодочными самолетами, 14 противолодочными и 9 многоцелевыми вертолетами. В ближайшей перспективе корабельный состав ВМС Пакистана пополнят 4 сторожевых корабля и несколько подводных лодок китайской постройки.

Национальная военная промышленность, несмотря на прилагаемые властями усилия, не в состоянии в полной мере удовлетворить потребности армии в вооружении и военной технике, особенно их высокотехнологичными образцами, и страна продолжает во многом зависеть от поставок оружия из-за рубежа. Главным его экспортером остается Китай. Военно-технические связи поддерживаются с Францией, Украиной и рядом других стран. В последнее время получают развитие военные связи с Россией. Особо отметим прочные отношения в военной сфере с КСА. При администрации президента Д. Трампа осложнились военные связи с США.

Таким образом, несмотря на ограниченность ресурсов, Пакистан смог создать в целом сбалансированные, высокопрофессиональные вооруженные силы, способные, как полагают многие военные эксперты, эффективно противостоять индийской армии. В то же время главным слабым местом ВС Пакистана остается их оснащенность преимущественно устаревшим оружием и военной техникой. Доля же современного вооружения пока невелика.

52.27MB | MySQL:103 | 0,508sec