Палестинское правительство: состав и программа

17 марта с.г. сформированное палестинское правительство «национального единства», руководствующееся «подписанным 8 февраля 2007 г. под эгидой короля Абдаллы бен Абдель Азиза Мекканским соглашением» и возглавляемое И. Ханийей (ХАМАС), будет приведено к присяге. В его составе 16 министров (среди них министр финансов), представляющих Западный берег реки Иордан, и 8 министров (включая министров иностранных и внутренних дел) — выходцев из сектора Газы. Процесс приведения правительства к присяге будет многоэтапным, что определяется региональным составом (который одновременно во многом отражает степень влияния ФАТХа и ХАМАСа в обоих палестинских регионах) нового правительства. Во-первых, получение вотума парламентского доверия, когда обе группы членов нового правительства будут представлены депутатам национального парламента – Законодательного совета, которые соберутся, соответственно, в Рамалле и Газе. Во-вторых, принесение конституционной присяги министрами из сектора Газы главе Национальной администрации М. Аббасу (который будет находиться в своей резиденции в центре этого палестинского региона), как и принесение конституционной присяги министрами — выходцами с Западного берега (их будет представлять заместитель премьер-министра, член движения ФАТХа Иззам Аль-Ахмед) генеральному секретарю президентской администрации Ат-Тайибу Абдель Рахиму в Рамалле.

Длительность процесса формирования палестинского правительства (со дня подписания Мекканского соглашения прошло более месяца) определялась необходимостью тщательного согласования кандидатур на основные министерские должности. Последним препятствием на этом пути стал вопрос о том, кто получит портфель министра внутренних дел, право выдвижения кандидатуры которого принадлежало движению ХАМАС. В конечном итоге, М. Аббас остановился на кандидатуре Хани Аль-Кавасмы, не входящего ни в одну из палестинских политических группировок. Новому министру внутренних дел 49 лет, он постоянно живет в Газе и известен своей религиозностью. Х. Аль-Кавасма получил высшее образование в Египте, он имеет степень магистра бухгалтерии. После завершения высшего образования будущий министр работал в ректорате филиала каирского религиозного университета Аль-Азхар в Газе, а после создания в 1994 г. Палестинской национальной администрации занимал посты директора департамента Министерства гражданских дел и генерального директора отдела семейного права в шариатском суде города Газы.

Но не меньше возражений со стороны ХАМАСа вызвала и выдвинутая (и в конечном итоге принятая И. Ханийей) М. Аббасом кандидатура Саляма Файяда на пост министра финансов. Если глава Палестинской национальной администрации, выдвигая эту кандидатуру, исходил из того, что С. Файяд известен в международных финансовых структурах (он работал в Международном банке и Международном валютном фонде), а также уже занимал пост министра финансов в палестинском правительстве в эпоху, предшествовавшую приходу к власти ХАМАСа, то эти же соображения вызывали неприятие второй по значению палестинской политической силы.

С. Файяд возглавляет фракцию «Третий путь» в национальном Законодательном совете. С. Файяд родился в 1952 г. в г. Тулькарм и постоянно проживает в Рамалле. Он доктор экономики — эту степень была присвоена ему в Техасском университете, он также имеет диплом инженера, полученный в Американском университете в Бейруте. С 1987 г. С. Файяд был сотрудником Международного банка в Вашингтоне, а с 1995 по 2001 гг. исполнял обязанности представителя Международного валютного фонда в Иерусалиме.

Наконец, третья ключевая фигура нового палестинского правительства – министр иностранных дел Зияд Амру. Он рассматривается в качестве фигуры, близкой М. Аббасу, тем не менее в ходе последних парламентских выборов он стал «независимым» депутатом Законодательного совета, пользуясь поддержкой ХАМАСа. З. Амру был депутатом палестинского парламента всех его созывов в течение 1996-2005 гг., а также занимал пост министра культуры в (продержавшемся только четыре месяца) правительстве М. Аббаса времени Я. Арафата. В ходе подготовки встречи ФАТХа и ХАМАСа в Мекке З. Амру играл роль основного посредника между обеими ведущими палестинскими политическими силами — его близость к высшему эшелону саудовского политического истеблишмента очевидна. З. Амру родился в 1950 г. в Газе и постоянно проживает в этом городе. Он доктор сравнительной политологии (степень получена в Джорджтаунском университете) и преподает политологию в палестинском университете Бир-Зейт (расположенном в непосредственной близости от Рамаллы).

Сформированное палестинское правительство «национального единства» обнародовало свою Политическую программу. Красноречива уже преамбула этого документа. В ней отмечается: «Почти шестьдесят лет палестинский народ живет под знаком изгнания, лишений и депортаций. Оккупация принесла ему муки, насилие и непрекращающиеся акты агрессии. На все это наш народ ответил борьбой, сопротивлением, терпением и настойчивостью, принеся на алтарь сотни тысяч погибших, раненых и брошенных в тюремные застенки, показав высшие образцы самопожертвования, самоотдачи и приверженности своим законным правам. Менялись этапы борьбы, и наконец мы вступили в этап создания правительства национального единства. Это правительство стало итогом усилий, которые были предприняты теми сынами родины (арабского мира. – Г.К.), которые искренне и настойчиво, днем и ночью искали сближающие нас позиции, общее видение проблем, призванное объединить всех палестинцев в единое целое».

Далее в преамбуле Политической программы говорится: «Нынешнее правительство – плод позитивного настроя и взаимного доверия в отношениях путем решения всех проблем в их различных аспектах. Оно – наиболее важный итог Мекканского соглашения, достигнутого под эгидой Служителя Двух Благородных Святынь короля Абдаллы бен Абдель Азиза. Правительство национального единства – это и результат целой серии диалогов с палестинцами, который вела Арабская Республика Египет. В этом диалоге неоспоримо важную роль сыграла и Сирия, как и другие братские арабские государства, а также арабские и исламские организации. Правительство национального единства – символ верности пути, по которому шли павшие в борьбе, ради которого терпели муки заключенные и раненые. По этому пути шли великие герои, во главе которых ушедший от нас президент Ясир Арафат, убитый израильтянами в Газе шейх Ахмед Ясин, основатель ХАМАСа, погибший от рук израильтян в Рамалле борец Абу Али Мустафа, генеральный секретарь Народного фронта освобождения Палестины, борец Фатхи Аш-Шаккаки, генеральный секретарь движения Исламский джихад, с которым израильтяне расправились на Мальте, борец Мухаммед Аббас, генеральный секретарь Фронта освобождения Палестины, скончавшийся от сердечного приступа в американской тюрьме в Ираке».

Палестинский политический дискурс более не ограничивался нарративом, истоки которого восходили к ФАТХу. Он охватывал, по сути дела, все палестинские группировки — список официальных национальных героев это лишь доказывал. Преддверие реализации того, о чем шла речь в Мекке? ХАМАС вступает в Организацию освобождения Палестины?

Далее в Политической программе перечисляются основные цели деятельности нового правительства и подчеркивается, что эти цели должны быть реализованы ради «высших интересов палестинского народа».

Итак, «сфера политики».

Документ подчеркивает, что «ключом к региональной безопасности и стабильности выступает прекращение израильской оккупации палестинских земель и признание права палестинского народа на самоопределение». Отталкиваясь от этого, «правительство вместе с международным сообществом будет действовать в направлении прекращения оккупации и восстановления законных прав палестинского народа ради того, чтобы создать прочную и всеохватывающую базу мира, безопасности и процветания в региональном масштабе». Правительство «национального единства» подчеркивает, что его деятельность в «политической сфере» будет основываться на «решениях, принятых палестинскими национальными советами, положениях палестинского Основного закона, Соглашении о национальном примирении, решениях арабских саммитов». Опираясь на эти документы, «правительство будет уважать решения международной законности и соглашения, подписанные Организацией освобождения Палестины». Эта позиция логично подвела авторов Политической программы к тому, что в ее тексте называлось «государством, имеющим временные границы», поскольку эта позиция «отвергает законные права палестинского народа». Вне зависимости от расплывчатости формулировок речь, конечно же, шла о том, что будущее палестинское государство должно возникнуть в пределах Западного берега и сектора Газы в тех границах обоих палестинских регионов, которые существовали на начало июня 1967 г., включая, разумеется, и Восточный Иерусалим. Иными словами, Политическая программа подтверждает, что окончательные границы – это все те же линии перемирия, ставшие реальностью в итоге палестинской войны 1948-1949 гг. Иные подходы к проблеме оказывались для палестинцев неприемлемыми — в этой связи сооружение разделительной стены, еврейские поселения на Западном берегу, а также израильская аннексия Восточного Иерусалима провозглашаются Политической программой «политикой аннексии и иудаизации», «несовместимой с законностью палестинских национальных чаяний».

В этом контексте указание Политической программы на то, что «сопротивление — законное право палестинского народа, вытекающее из всех международных документов», поскольку это «право» есть «средство самозащиты народа от израильской агрессии», естественно. Так же естественно указание на то, что «прекращение сопротивления связано с ликвидацией оккупации, осуществлением возвращения (беженцев. – Г.К.), достижением свободы и независимости». Равным образом авторы этого документа не могли проигнорировать «право палестинских беженцев на возвращение на их землю и к их имуществу» — это краеугольный камень палестинской политики, хотя, тем не менее, интерпретация вербального оформления этого «права» отнюдь не исключает множественности ее вариантов. Вместе с тем цитируемый текст подчеркивает: «Правительство, исходя из принципа национального консенсуса, будет действовать в направлении сохранения перемирия (с Израилем. – Г.К.) и расширения сферы его действия с тем, чтобы перемирие стало всеобъемлющим, взаимным и согласованным во времени. Израиль же должен воздерживаться от оккупационных рейдов, убийств и арестов, разрушений жилищ, конфискации земель, проведения раскопок в Иерусалиме. Он должен возобновить работы пропускных пунктов, отказаться от мер, препятствующих передвижению людей, и освободить заключенных». Одним из ответов палестинцев на добрую волю Израиля должно стать заключение «почетной сделки» для освобождения «пленного израильского военнослужащего» в «рамках обмена военнопленными».

Израиль и палестинцы остаются участниками переговорного процесса: «Правительство подтверждает содержащееся в Соглашении о национальном примирении положение, согласно которому проведение переговоров является прерогативой Организации освобождения Палестины и главы Палестинской национальной администрации». Разумеется, эти переговоры должны быть средством «реализации палестинских национальных задач». При этом окончательное решение по «судьбоносным» для палестинцев вопросам должно приниматься или «новым Палестинским национальным советом (институтом Организации освобождения Палестины — ООП. – Г.К.), или опираясь на разработанный в этой связи закон, выноситься на общенациональный референдум палестинского народа как в пределах национальной территории, так и за ее пределами». Идея расширения ООП, как и воскрешения ее роли в качестве выразителя чаяний всех палестинских партий и политических групп, обретает окончательные очертания.

В «сфере безопасности» — «одном из приоритетных направлений деятельности» правительства «национального единства», оно будет содействовать «созданию сформированного из профессионалов Высшего совета национальной безопасности», которое станет инстанцией, руководящей прекращением насилия, а также решения всех спорных вопросов в этой сфере, связанных с деятельностью тех или иных военизированных палестинских политических группировок. Равным образом палестинское правительство предполагает создать руководимый «президентом и правительством» и включающий в свой состав «депутатов Законодательного совета, представителей политических партий и движений, авторитетных политиков, юристов и ученых Высший национальный комитет». Это будет «гражданская организация», содействующая «прекращению кровопролития и братоубийства».

Палестинское общество, как это вытекает из Политической программы, должно быть «политически плюралистическим». В нем будут уважаться основные свободы и права человека. Правительство будет исходить в своей деятельности из «принципа социальной справедливости» и содействовать «мирной смене власти».

«Сфера экономики» уже в силу тяжелейшей хозяйственной ситуации на территориях Палестинской национальной администрации присутствует в Политической программе. Правительство «национального единства» предполагает в этой связи «ликвидировать экономические санкции в отношении народа, используя для этого отношения на международном и региональном уровне». Своими основными внешнеэкономическими партнерами оно называет «арабский и мусульманский мир», «европейское сообщество» и «государства всего мира». Во внутрипалестинском экономическом плане его задачей провозглашается «всестороннее поощрение развития частного сектора и частнопредпринимательской инициативы». Разумеется, не осталась в стороне и «сфера реформ» — борьба с коррупцией и непотизмом провозглашается одним из важнейших направлений внутриполитического курса правительства.

Наконец, «сфера внешней политики». В числе палестинских внешнеполитических приоритетов – «арабский и мусульманский мир», «установление здоровых и прочных отношений с различными странами мира, а также международными организациями – Организацией Объединенных Наций, Советом Безопасности, а также с международными региональными организациями». В этом разделе Политической программы специально отмечается «Европейское сообщество, которое оказало значительную помощь палестинскому народу, поддерживая его право на свободу и независимость и критикуя израильскую политику оккупации». В силу этого правительство палестинского «национального единства» выразило (следующие слова специально выделены в тексте Программы. – Г.К.) «свою заинтересованность в прочных отношениях с европейским сообществом, поскольку оно ожидает, что оно сможет сыграть еще большую роль» в деле противостояния «агрессивному курсу Израиля». Вместе с тем новое палестинское правительство подчеркнуло свое стремление «развивать отношения с государствами – постоянными членами Совета Безопасности, в первую очередь с Российской Федерацией, а также с Китаем, Японией, африканскими и азиатскими государствами». Наконец, оно призвало «американскую администрацию пересмотреть ее несправедливую позицию по палестинскому вопросу, а также уважать выбор палестинского народа, воплощаемый в созданном им правительстве национального единства».

Палестинское правительство «национального единства» наконец-то создано. Но как же хрупка его конструкция, вытекающая прежде всего из конструкции самой палестинской государственности. Как же сложно было достигнуть хотя бы минимума все того же желанного межпалестинского единства, о чем, собственно, и свидетельствует текст Политической программы.

Более того, едва появившееся правительство сразу же стало заложником межгосударственной конкуренции на региональном уровне. Если правительство Э. Ольмерта жестко и немедленно дистанцировалось от возможности каких-либо контактов с ним (предлог обычен – отсутствие ясного вербального оформления признания Израиля), то его создание все так же немедленно, но горячо приветствовал саудовский монарх.

52.34MB | MySQL:103 | 0,480sec