Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12 – 18 марта 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили на палестинских территориях и вокруг ядерной программы Ирана. 17 марта было утверждено парламентом и приведено к присяге палестинское коалиционное правительство во главе с И. Ханийе. Международная «шестерка» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) согласовали текст проекта новой резолюции Совета Безопасности ООН, предусматривающий усиление санкций в отношении Ирана.

На минувшей неделе руководству ведущих палестинских движений ХАМАС и ФАТХ удалось после длительных переговоров согласовать состав коалиционного правительства, которое официально приступило к работе. Из 26 правительственных постов 13, включая главу кабинета, получили сторонники ХАМАСа, шесть, включая пост заместителя премьер-министра, – сторонники ФАТХа, по одному месту было представлено Демократическому фронту освобождения Палестины и коммунистам, пять министерств, включая ключевые – финансов, внутренних и иностранных дел – возглавили независимые деятели. Полномочия на ведение переговоров с Израилем новое правительство делегировало главе ПНА и лидеру ФАТХа М. Аббасу, который заявил о готовности палестинской стороны «вступить в переговоры с Израилем об окончательном урегулировании», одновременно отвергнув «временные варианты решения проблемы». В целом политическая платформа коалиционного правительства носит расплывчатый, неконкретный характер. Так, оно обязуется «уважать» международные договоренности и соглашения, подписанные ООП, что, однако, не означает открытого официального признания Израиля. С другой стороны, новый кабинет в своей программе подчеркивает законность права палестинского народа «на все виды сопротивления оккупации», хотя одновременно говорится об его преимущественно ненасильственных формах. Правительство также выражает заинтересованность в сохранении и расширении перемирия с Израилем. Ключевым же условием мира и стабильности в ближневосточном регионе выдвигается прекращение израильской оккупации палестинских земель и признание права палестинского народа на самоопределение.

Несомненно, что образование коалиционного правительства позволит на время приглушить противоречия между ХАМАСом и ФАТХом, переместив их с противостояния на улицах в коридоры власти. Вместе с тем, фактическое игнорирование в политической платформе нового кабинета И. Ханийи требований международного сообщества затруднит его внешнеполитическую деятельность, особенно с Израилем и рядом стран Запада, в т. ч. в деле снятия с палестинских территорий экономической и финансовой блокады.

Создание коалиционного палестинского правительства вызвало неоднозначные оценки в мире. Египет в этой связи призвал международное сообщество снять блокаду с палестинских территорий. Позитивно расценили создание коалиционного правительства Катар и Йемен. Норвегия признала легитимность нового кабинета министров. Его формирование приветствовала Россия. Аналогичную позицию заняли Великобритания, Ирландия, Испания и Франция. Причем в Лондоне подчеркнули, что будут судить о новом правительстве по его делам. Германия от имени Евросоюза заявила о готовности возобновить контакты с палестинским правительством, но при условии его приверженности принципам, выработанным ближневосточным «квартетом» (РФ, США, ЕС, ООН), которые предполагают официальное признание Израиля и всех ранее заключенных палестино-израильских соглашений, а также отказ от насилия. США считают, что целый ряд положений политической платформы правительства И. Ханийи противоречат позиции «квартета», особенно это относится к призыву продолжать сопротивление Израилю. Вашингтон, тем не менее, продолжит сотрудничество с главой ПНА М. Аббасом, но не станет контактировать с министрами, принадлежащими к ХАМАСу. Израиль категорически отказывается от сотрудничества с новым палестинским правительством, а премьер-министр страны Э. Ольмерт призвал мировое сообщество к его бойкоту. Ольмерт также заявил, что сотрудничество с Аббасом будет ограничено главным образом гуманитарными вопросами, но «без перехода в плоскость политического диалога».

Как сообщается, проект новой резолюции по Ирану, согласованный международной «шестеркой и представленный на рассмотрение остальным членам Совета Безопасности ООН, предполагает, в частности, запрет на экспорт иранской военной продукции за рубеж (но не затрагивает ее поставки ИРИ), замораживание активов иранских физических и юридических лиц, работающих в ядерной и ракетной сферах, и мониторинг их передвижений. Документ также призывает международное сообщество не предоставлять Тегерану новые займы и финансовую помощь. От руководства ИРИ требуется незамедлительное выполнение положений предыдущей резолюции СБ ООН от 23 декабря 2006 г., главным из которых является прекращение работ по обогащению урана. На выполнение требований новой резолюции Ирану отводится 60 дней. Одновременно иранцам предлагается вернуться к переговорам и дипломатическому решению проблемы. В целом ядерная программа ИРИ характеризуется как угроза распространению оружия массового уничтожения.

В Тегеране негативно восприняли проект новой резолюции и заявили, что международные санкции не могут помешать ИРИ обладать ядерными технологиями и страна не откажется от реализации своей атомной программы. Одновременно президент ИРИ М. Ахмадинежад подтвердил свое намерение выступить на заседании СБ ООН для разъяснения иранской позиции по ядерной проблеме. В Тегеране также заявили о готовности предоставить необходимые гарантии мирной направленности ядерной программы Ирана в случае, если этот вопрос будет снят с обсуждения в ООН. При этом о конкретном характере гарантий иранцы не сообщили. Секретарь Высшего совет национальной безопасности ИРИ А. Лариджани заявил, что его страна ответит военными действиями при нападении на нее США. Ранее с аналогичными высказываниями выступил духовный лидер и глава иранского государства А. А. Хаменени.

Соседние с Ираном страны продолжают заявлять о том, что не позволят использовать свою территорию и воздушное пространство для нападения на ИРИ. 12 марта об этом заявил Пакистан, который выступает против «любых силовых акций против Ирана и не хочет никаких новых конфликтов в регионе». Катар заявил, что не будет участвовать в нападении на ИРИ и не позволит «нанести вред Ирану» со своей территории. В то же время в Дохе отказались разъяснить каким образом эмират станет препятствовать Соединенным Штатам использовать свои базы в Катаре, где, как известно, размещен передовой командный пункт Объединенного центрального командования ВС США и другие важные американские военные объекты.

В то же время глава израильского правительства Э. Ольмерт считает, что у его страны нет «иного выбора, кроме как принять иранскую (ядерную – авт.) угрозу всерьез и позаботиться о том, чтобы Тегеран не получил средств для ее реализации».

В целом ситуация вокруг Ирана имеет тенденцию к дальнейшему осложнению.

Нестабильная обстановка сохраняется в Ираке. В Багдаде в ходе крупномасштабной операции по наведению порядка американским войскам и иракским правительственным силам удалось снизить уровень насилия в шиитских районах столицы, но при этом возросло число террористических и боевых акций со стороны суннитских боевиков. Багдадские шииты 17 марта по призыву своего лидера радикального имама М. ас-Садра провели демонстрацию протеста, требуя ликвидации американского военного присутствия в шиитском районе Садр-сити и возобновления деятельности шиитской милиции для защиты от нападений суннитских боевиков. Эта демонстрация стала первым крупным организованным выступлением шиитов против американо-иракского плана по наведению порядка в столице.

В провинции Дияла северо-восточнее Багдада и в западной провинции Анбар происходит заметный рост военной и террористической активности сил суннитского сопротивления и зарубежных боевиков. В провинцию Дияла американское командование вынуждено перебрасывать дополнительные силы. 17 марта боевики в городах Рамади и Эль-Фаллуджа вновь совершили теракты с использование хлора, что привело к многочисленным жертвам.

Командование ВС США в условиях сохраняющейся в Ираке высокой степени напряженности срочно перебрасывает туда дополнительные силы. В частности, уже в ближайшее время в Ирак будет направлена бригада армейской авиации (2,6 тыс. чел., боевые вертолеты АН-64 «Апач», разведывательно-боевые вертолеты ОН-58 «Кайова», транспортно-десантные вертолеты СН-47 «Чинук» и UH-60 «Блэк Хок») и подразделения военной полиции (до 2,2 тыс. чел.). Всего численность американской военной группировки в Ираке планируется увеличить на 30 тыс. человек (в настоящее время ок. 142 тыс. чел.).

Президент США Дж. Буш предложил Конгрессу дополнительно выделить 3,2 млрд долларов на военные операции в Ираке и Афганистане.

В Сенате США на минувшей неделе не удалось одобрить законопроект с требованием вывода ВС США из Ирака в 2008 г. Теперь этот документ будет обсуждаться в Палате представителей, где имеет шансы на успех. Вашингтонская администрация заявила, что наложит вето на законопроект в случае его принятия.

12 марта в Дамаске по итогам визитам в Сирию министра обороны Ирана генерала М. Наджара был подписан протокол о сотрудничестве между САР и ИРИ в сфере безопасности. Стороны также договорились о развитии связей в деле передачи технологий для военного производства и подготовки военных кадров.

Высокий представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Х. Солана во время рабочего визита в Дамаск призвал руководство САР содействовать «смягчению напряженности» в Ливане и Ираке. Одновременно Солана заявил о готовности ЕС содействовать в вопросе возвращения Сирии территорий, захваченных Израилем в ходе войны 1967 г.

В Ливане наметились определенные подвижки в деле урегулирования затяжного внутриполитического кризиса. На встрече между одним из руководителей оппозиции спикером парламента Н. Берри с лидером правящей парламентской коалиции Р. Харири была достигнута договоренность о формировании экспертной комиссии, которая изучит проект соглашения Ливана с ООН о создании международного трибунала по делу об убийстве бывшего главы ливанского правительства Р. Харири. В этот документ внесут поправки с тем, чтобы избежать «политизации судебного процесса». Берри и Харири также обсудили возможный состав будущего правительства страны. Не исключено, что примерно за неделю до арабского саммита в Эр-Рияде (28-29.03.07 г.) в саудовской столице может состояться встреча ведущих ливанских политиков по вопросам национального примирения.

В Пакистане в районе Карачи 13 марта закончились международные военно-морские учения «Аман-07». В них участвовали корабли, авиация и подразделения спецназа девяти стран: Бангладеш, Великобритании, Италии, Китая, Малайзии, Пакистана, США, Турции и Франции. Также присутствовали наблюдатели из 18 стран, в т. ч. Ирана и Саудовской Аравии. Участники учений отрабатывали вопросы борьбы с терроризмом на море.

17 марта пакистанские власти достигли соглашения в вождями племен в районе Баджаур вблизи границы с Афганистаном с целью выявления иностранных боевиков и прекращения вооруженных вылазок на афганскую территорию. Это соглашение стало последним из серии аналогичных договоренностей, заключенных правительством с местными племенами. Кабульское правительство и командование ВС США в Афганистане считают, что подобного рода соглашения не способствуют нормализации обстановки на границе между двумя странами, а тем более реально не препятствуют вооруженным рейдам боевиков на афганскую территорию. Более того, утверждается о «талибизации» пакистанской территории вблизи границы с Афганистаном.

Приложение

Об израильских возможностях нанесения удара по Ирану

Руководство Израиля рассматривает возможность создания Ираном собственного ядерного оружия в качестве одной из наиболее серьезных угроз не только безопасности, но и самому существованию еврейского государства. Представители политического и военного руководства страны, израильского экспертного сообщества постоянно заявляют, что Израиль «не позволит иранцам получить ядерные возможности». Более того, израильтяне не исключают полностью и варианта нанесения ударов по ядерным объектам ИРИ с целью их уничтожения. Подобная позиция Израиля находит понимание и поддержку у американской администрации.

Какими же реальными военными возможностями обладает в настоящее время Израиль для нанесения ударов по иранским ядерным объектам?

Ряд западных экспертов считают, что Израиль не сможет в полной мере практически реализовать свои намерения, т. к. не обладает на сегодняшний день баллистическими (БР) и крылатыми ракетами, способными надежно поразить соответствующие объекты на иранской территории, а возможности израильских ВВС ограничены, как по политическим, так и по техническим причинам. В частности, БР «Иерихон-2» имеет дальность пуска до 1800 км, но не обладает очень высокой точностью попадания, что делает эту ракету неэффективной при оснащении неядерной боевой частью. Кроме того, подчеркивается, что для гарантированного уничтожения целей требуется наличие подробных и точных данных «обо всех необходимых элементах иранской ядерной программы». Для получения части необходимой информации Израиль может использовать возможности национальной космической фоторазведки (ИСЗ серии «Офек»). Однако данных, полученных от космических средств, явно недостаточно для получения полной картины об иранских ядерных объектах. Поэтому здесь требуется активно задействование других разведывательных возможностей. Вопрос имеются ли они у Израиля?

Иностранные военные специалисты рассматривают три варианта (маршрута) для нанесения израильских авиационных ударов по Ирану:

— через территорию Иордании и Ирака – протяженность маршрута 1500-1700 км;

— через территорию Саудовской Аравии и Персидский залив (1900-2100 км);

— через территорию Турции (2600-2800 км).

Рассмотрим кратко политические и военно-технические аспекты возможных действий израильской авиации против Ирана.

Политическая сторона вопроса представляется очень сложной. Здесь, прежде всего, речь идет о получении Израилем разрешения на пролет большого количества военных (боевых и вспомогательных) самолетов над территорией иностранных государств. Большинство ближневосточных стран негативно относятся к тому, что Иран может стать обладателем ядерного оружия. Однако далеко не все из них готовы оказать прямое содействие военной операции против ИРИ, тем более израильской, и считают необходимым решать иранскую атомную проблему политико-дипломатическим путем. Так, премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган прямо заявил, что его страна не позволит использовать свою территорию для военной операции против ИРИ. Вряд ли предоставит Израилю для этих целей свое воздушное пространство Саудовская Аравия. Сомнения имеются и насчет Иордании, хотя этот вариант и может быть реализован. О сегодняшнем «суверенном» Ираке речь не идет – его воздушное пространство полностью контролируют американские военные. Но здесь Тегеран может использовать свое влияние на иракские шиитские вооруженные группировки, резко активизировав их действия против ВС США в этой стране, что может существенным образом обострить и без того очень напряженную обстановку в Ираке.

Военно-технические аспекты израильского авиационного удара по Ирану также представляются достаточно сложными. По оценке западных военных экспертов, для гарантированного уничтожения иранских ядерных объектов силами авиации должна быть проведена комплексная воздушная операция с участием различных средств разведки, целеуказания, радиоэлектронной борьбы (РЭБ), собственно ударных авиационных сил, а также самолетовзаправщиков и поисково-спасательной службы. В целом проведение подобной операции требует тщательного планирования и высокого уровня подготовки личного состава всех степеней – от рядовых летчиков до высшего командного состава.

Ситуация осложняется и тем, что иранские НИИ, предприятия и лаборатории, задействованные в национальной ядерной программе, рассредоточены по всей территории страны на значительных расстояниях друг от друга. Инспекторы МАГАЭ заявляют о 18 действующих в Иране объектах атомной отрасли, однако, по оценкам экспертов, всего их насчитывается не менее 70, многие из которых хорошо защищены и замаскированы (с этой целью в ИРИ разработана и реализуется специальная программа), а значительная часть расположена под землей. К тому же часть оборудования, включая центрифуги для обогащения урана, транспортабельны, и могут быть оперативно перемещены в другие места, для чего сооружены запасные убежища, тоннели и т. п.

И если уровень подготовки израильских штабов, летного состава и наземного персонала ВВС в целом позволяет успешно провести воздушную операцию против Ирана, то количество имеющейся авиатехники считается недостаточным для нанесения одновременного мощного удара по большинству объектов, т. е. такого удара, в результате которого они будут гарантированно уничтожены, как это произошло летом 1981 г. после налета израильских ВВС на иракский ядерный реактор под Багдадом. Кроме того, значительные силы необходимо будет выделить для подавления иранской ПВО. Таким образом, речь может идти не о полном, а лишь о частичном поражении ключевых объектов, от которых зависит работа всей отрасли. Также следует принять во внимание, что в результате одного, даже мощного удара не удастся уничтожить полностью или частично все намеченные цели, для чего потребуется еще несколько налетов, а это представит значительные политические и технические трудности для Израиля, но, скорее всего, сделать это будет невозможно.

Реально, по мнению западных военных специалистов, Израиль может привлечь к нанесению авиационного удара по иранским ядерным целям (с учетом обязательной в этом случае дозаправки самолетов топливом в воздухе) две-три эскадрильи – 36-54 боевые машины. Причем речь здесь, в первую очередь, идет о 25 тактических истребителях с большим радиусом действия F-15I «Раам». Считается, что Израиль приобрел эти самолеты в США именно для возможных ударов с воздуха по Ирану. Истребитель F-15I способен поражать наземные цели ночью и в различных погодных условиях. Он оснащен аппаратурой РЭБ (станция постановки помех, приемники предупреждения об облучении РЛС и о ракетной атаке и др.). Самолет может нести различные типы ракет класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и управляемые авиационные бомбы (УАБ). Кроме того, для нанесения удара по Ирану частично могут быть привлечены другие модификации истребителя F-15, а также часть истребителей F-16, включая новейшие F-16I. При этом количество боевых машин для участия в возможной операции будет в значительной степени ограничиваться числом самолетов-заправщиков, которых в израильских ВВС всего 10 (КС-130Н — 5, Боинг-707 — 5).

Основным оружием, которое может быть применено израильтянами для нанесения ударов по хорошо защищенным целям в Иране является американская УАБ GBU-28 весом ок. 2250 кг с лазерной головкой самонаведения. Эта бомба считается одним из наиболее мощных неядерных авиационных боеприпасов и способна проникать в грунт на глубину до 30 м, а также пробивать бетонные укрытия толщиной до 6 м. По информации СМИ, Израиль закупил в США 100 GBU-28, что явно недостаточно для массированного удара.

Ряд экспертов не исключают, что Израиль может использовать против иранских целей ядерные заряды малой мощности, однако это мнение достаточно спорно.

Таким образом, самостоятельная военная операция Израиля с целью уничтожения иранских ядерных объектов представляется маловероятной по причине как серьезных политических препятствий, так и недостаточно высокой реальной военной эффективности. В случае, если израильское руководство все же примет решение на проведение такой операции, то оно постарается как можно шире опираться на разностороннюю помощь США — разведывательное обеспечение, получение дополнительного количества высокоточных боеприпасов, дозаправка самолетов топливом в воздухе и др.

52.42MB | MySQL:106 | 0,660sec