Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (19 – 25 марта 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг ядерной программы Ирана и вокруг Ирака. 24 марта Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 1747, предусматривающую введение новых санкций в отношении Ирана. 23 марта Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, в котором выделение дополнительных средств на ведение военных кампаний в Ираке и Афганистане обусловливается выводом боевых частей американских вооруженных сил из Ирака к 1 сентября 2008 г.

Госсекретарь США К. Райс 24 марта начала очередную поездку на Ближний Восток. В Асуане (АРЕ) она встретилась с министрами иностранных дел Иордании, Египта, ОАЭ и Саудовской Аравии и обсудила с ними вопросы перспектив арабо-израильского урегулирования, обстановку в Ираке и суданском регионе Дарфур. Райс также имела встречу с руководителями спецслужб вышеперечисленных арабских государств. 25 марта госсекретарь прибыла на палестинские территории, где встретилась с главой ПНА М. Аббасом. Затем она посетит Израиль и Иорданию. Характерно, что нынешняя ближневосточная поездка главы американской дипломатии проходит незадолго до намеченного на 28-29 марта арабского саммита в Эр-Рияде.

Новая резолюция Совета Безопасности отводит Ирану 60 дней на приведение его ядерной программы в соответствие с требованиями ООН (прежде всего, речь идет о прекращении работ, связанных с обогащением урана). Документ требует заморозить финансовые счета 13 иранских компаний и 18 физических лиц, причастных к реализации ядерных и ракетных программ ИРИ. Вводится эмбарго на экспорт иранской военной продукции. Резолюция рекомендует отказаться от продажи оружия и предоставления кредитов Ирану. Подчеркнем, что меры, предусмотренные резолюцией № 1747, носят по большей части не запретительный, а рекомендательный характер. Документ не предусматривает каких-либо видов силового давления на ИРИ, а все введенные в отношении Тегерана санкции могут быть отменены при условии прекращения деятельности, связанной с обогащением урана.

После принятия новой резолюции представители международной «шестерки» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) выступили с заявлением, в котором предложили Ирану возобновить переговоры по его ядерной программе и обещали помощь в развитии атомной энергетики в случае, если Тегеран откажется от работ по обогащению урана.

Иран отверг новую резолюцию СБ ООН, назвав ее «незаконной, неудачной и неоправданной». Ранее президент ИРИ М. Ахмадинежад подтвердил, что его страна, невзирая ни на что, не приостановит реализацию ядерной программы. Одновременно Иран продолжает выступать за возобновление переговоров без каких-либо предварительных условий.

Отметим, что незадолго до обсуждения иранской проблемы в Совете Безопасности, Тегеран предпринял ряд шагов, осложнивших ситуацию вокруг ИРИ. Так, инспекторы МАГАТЭ не были допущены в подземный бункер в ядерном центре в Натанзе, где установлены центрифуги для обогащения урана. 22 марта иранские ВМС начали крупные учения в Персидском заливе и северной части Аравийского моря. И, наконец, 23 марта иранцы задержали в территориальных водах Ирака 15 британских военных моряков, обвинив их в нарушении иранских территориальных вод.

Одобренный демократическим большинством Палаты представителей Конгресса США законопроект обусловливает выделение дополнительной суммы в 100 млрд долларов на продолжение в текущем году военных операций в Ираке и Афганистане требованием к вашингтонской администрации вывести с иракской территории к 1 сентября 2008 г. все боевые части ВС США. При этом делается оговорка, что крайний срок вывода войск может быть сдвинут на конец 2007 г. в том случае, если правительство Ирака во главе с Н. аль-Малики не выполнит взятых на себя обязательств по обеспечению безопасности в стране. В документе на президента Дж. Буша возлагается обязанность дважды – 1 июля и 1 октября 2007 г. проинформировать Конгресс по вопросу о мерах принимаемых иракским правительством по обеспечению безопасности, принятию законов об углеводородах и местных выборах и др. Сенат должен обсудить вопрос о дополнительных ассигнованиях на войны в Ираке и Афганистане на следующей неделе. Со своей стороны, президент Буш уже заявил, что этот законопроект «никогда не станет законом», если Конгресс обусловит выделение средств конкретными сроками вывода американских войск из Ирака.

Между тем обстановка в самом Ираке по-прежнему далека от стабильной. В различных районах страны суннитские повстанцы, шиитские и иностранные боевики продолжают совершать вооруженные нападения и теракты. Особенно часто это происходит в Багдаде, провинциях Анбар и Дияла.

Сложная ситуация сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Коалиционное палестинское правительство активно действует в направлении упрочения своих международных позиций, что вызывает негативную реакцию у руководства Израиля, продолжающего заявлять, что оно «будет бойкотировать любые международные силы, которые будут замечены в контактах с представителями ХАМАСа». Вместе с тем, по данным опроса, более половины израильтян не согласны с решением правительства страны бойкотировать новое палестинское правительство.

В заявлении «квартета» международных посредников по ближневосточному урегулированию (РФ, США, ЕС, ООН) подчеркивается, что коалиционное палестинское правительство должно исключить использование насилия, признать Израиль и «действовать в строгом соответствии с ранее принятыми соглашениями и обязательствами».

На Западе заявляют о готовности возобновить контакты с новым палестинским кабинетом, кроме министров, представляющих ХАМАС. В частности, об этом сообщил МИД Франции. США продолжат оказание гуманитарной помощи палестинцам, и будут иметь дело с руководителем ПНА М. Аббасом, но не намерены предоставлять финансовую помощь правительству во главе с И. Ханийе, т. к. его программа «не соответствует принципам «квартета» международных посредников». 20 марта генеральный консул США в Иерусалиме Дж. Уоллес встретился в Рамалле (ЗБРИ) с палестинским министром финансов С. Файядом. Евросоюз пока не намерен возобновлять прямую финансовую помощь палестинскому правительству, и продолжит направлять ее по ранее согласованным международным каналам. Генеральный секретарь ООН Пак Ги Мун в ходе своего посещения палестинских территорий встретится с М. Аббасом, министрами иностранных дел и финансов, но не планирует встреч с представителями ХАМАСа.

Как показывают данные опроса, формирование коалиционного палестинского правительства укрепило позиции М. Аббаса, которого поддержали 54% респондентов (И. Ханийя получил поддержку 45% опрошенных). Характерно, что 52% палестинцев считают, что ХАМАСу следует отказаться от своей радикальной антиизраильской позиции.

Вместе с тем, обстановке в секторе Газа по-прежнему присущи заметные элементы напряженности. Здесь периодически вспыхивают локальные вооруженные столкновения между сторонниками ХАМАСа и ФАТХа. По информации египетских спецслужб, ХАМАС и «Исламский джихад» ведут на Синае работу по вербовке террористов-смертников и созданию сети по переброске из АРЕ в сектор Газа боевиков и оружия. Наиболее активно палестинские экстремисты действуют в городах Эль-Ариш и Рафах. М. Аббас назначил своим советником по вопросам национальной безопасности М. Дахлана – бывшего руководителя палестинских спецслужб в секторе Газа, что было резко негативно воспринято руководством ХАМАСа.

На минувшей неделе на территории Израиля завершились американо-израильские учения сил ПРО «Можжевеловая кобра-07», в которых от ВС США участвовали подразделения ЗРК «Пэтриот», а от ВС Израиля подразделения, оснащенные комплексами ПРО «Хец» («Эрроу»).

20-21 марта в 132 населенных пунктах Израиля прошло крупнейшее в истории страны учение сил гражданской обороны. В нем участвовали 5 тыс. полицейских, 1 тыс. военнослужащих и спасателей. Отрабатывались вопросы действий различных служб в случае совершения крупных терактов, в т. ч. с использованием химического оружия, а также действия при нанесении по израильской территории массированного ракетного удара.

20 марта Народное собрание (парламент) Египта большинством голосов одобрило инициированные президентом страны Х. Мубараком 34 поправки к конституции АРЕ, которые, в частности, предусматривают запрет на создание политических партий по религиозному принципу и ограничивают действия судей по мониторингу выборов. Также предлагается заменить закон о чрезвычайном положении законом о борьбе с терроризмом. 26 марта в стране пройдет референдум по поправкам в конституцию Оппозиция во главе с «братьями-мусульманами» призвала своих сторонников бойкотировать голосование. Глава МИД АРЕ А. А. Гейт заявил, что хотя Египет и США связывают стратегические и дружественные отношения, в Каире не приемлют вмешательства в свои внутренние дела. Это заявление Гейта было сделано в ответ на «обеспокоенность», высказанную госсекретарем США К. Райс по поводу внесения ряда поправок в египетскую конституцию и порядка проведения референдума по данному вопросу. Более того, Райс считает, что Египет должен был возглавить движение Ближнего Востока к демократии, но, «к сожалению, дело обстоит совсем не так».

На минувшей неделе осложнилась внутриполитическая обстановка в Ливане. Спикер парламента и один из лидеров оппозиции Н. Берри 20 марта отказался открыть весеннюю парламентскую сессию до тех пор, пока в стране не будет создано правительство национального единства. Это шаг Берри был расценен руководителями партий правящей коалиции как попытка конституционного переворота. Обострение полемики между противоборствующими политическими силами фактически способствует срыву встречи ведущих ливанских политиков по обсуждению вопросов национального примирения, которая по инициативе саудовского короля Абдаллы должна была состояться в Эр-Рияде до начала работы арабского саммита 28-29 марта.

В столице Сомали Могадишо на минувшей неделе произошли крупнейшие, наиболее ожесточенные и кровопролитные за последнее время вооруженные столкновения эфиопских войск и правительственных сил с отрядами боевиков исламистской оппозиции. Бои охватили практически весь город. Огнем с земли был сбит белорусский самолет Ил-76, погибли 11 чел. 23 марта противоборствующие стороны смогли договориться о прекращении огня, которое, однако, может быть нарушено в любой момент.

В Пакистане в провинции Южный Вазиристан вблизи границы с Афганистаном продолжаются бои отрядов местных пуштунских племен с боевиками «Исламского движения Узбекистана», примыкающего к «Аль-Каиде». По мнению властей в Исламабаде, «пуштунам надоели боевики, потому что они и их деятельность отрицательно влияют на жизнь и дела племен».

22 марта в Пакистане проведено очередное испытание ракетного оружия. На этот раз был произведен пуск крылатой ракеты «Бабур» («Хатф-7»), способной нести как обычную, так и ядерную боеголовку на дальность до 700 км. Согласно официальным заявлениям, испытание проведено в соответствии с программой создания национального высокоточного оружия и в рамках «усилий по наращиванию стратегических возможностей вооруженных сил и укрепления национальной безопасности».

По мнению директора центра стратегических исследований ОАЭ Дж. ас-Сувейди, арабы должны иметь собственное атомное оружие, а не только «безучастно наблюдать за тем, как Иран разрабатывает ядерную бомбу», а Израиль уже имеет «значительный арсенал» атомного оружия. При этом ас-Сувейди считает, что создать ядерное оружие в арабском мире в состоянии только две крупнейшие страны – Египет и Саудовская Аравия. Эмиратский аналитик также полагает, что Иран, обладающий ядерным оружием, столь же опасен для арабов, как и Израиль.

Приложение

Военно-доктринальные установки руководства Саудовской Аравии

В Королевстве Саудовская Аравия (КСА) нет единого специального документа, который можно было бы считать официальным изложением взглядов руководства страны по вопросам войны и мира, военного строительства и основным направлениям развития национальных вооруженных сил. Вместе с тем, анализ ряда основополагающих государственных документов, высказывания высших представителей политического и военного руководства страны позволяют с достаточной степенью полноты определить военно-доктринальные установки королевства, т. е. дают основание говорить о наличии у Саудовской Аравии собственной национальной военной доктрины, которая носит отчетливо выраженный оборонительный характер.

Статья 33 «Основ системы власти» КСА (1992 г.) гласит: «Государство совершенствует вооруженные силы и их оснащение с целью защиты исламской веры, Двух Святынь, общества и Отечества». Официально заявляется, что для саудовской политики неприемлемо «использование силы как инструмента осуществления внешнеполитических задач», что вовсе не означает отказа саудовцев «от законной самообороны» или «использования военного аспекта» для защиты своих национальных интересов.

В Саудовской Аравии традиционно уделяют большое внимание развитию национальных вооруженных сил. Необходимость наращивания военной мощи королевства на современном этапе обуславливается в Эр-Рияде следующими основными факторами:

1. стремлением саудовского руководства утвердить свое господство на Аравийском полуострове и в зоне Персидского залива;

2. желанием упрочить позиции КСА в арабском мире в военном отношении;

3. престижными соображениями;

4. опасением возможных враждебных действий со стороны соседей (Иран, Ирак, Йемен, не исключается полностью и возможность возникновения конфликтных ситуаций со странами ССАГПЗ).

Решение имеющихся политических и территориальных противоречий с соседними странами саудовцы намерены решать политическими методами, прибегая к угрозе применения силы или непосредственному силовому воздействию лишь в самом крайнем случае. В Эр-Рияде считают, что безопасность в регионе Персидского залива зависит, прежде всего, от сильной Саудовской Аравии, а также от степени интеграции стран ССАГПЗ в военной области. Кроме того, безопасность в Заливе зависит от «взаимной поддержки мусульманских государств» этого района, что позволило бы «снизить или устранить потенциальную угрозу, исходящую из самого региона». В случае особой необходимости (как это было в 1990 г. при захвате Ираком Кувейта) саудовцы не исключают возможность обратиться за военной помощью к Западу, в первую очередь, к США. Именно это обстоятельство в значительной степени определяет прочность саудовско-американских отношений, несмотря на имеющиеся между двумя странами политические и иные разногласия.

В настоящее время одной из главных угроз для безопасности правящего режима в Эр-Рияде считают исламский экстремизм и терроризм, как внутреннего, так и внешнего происхождения. В этой связи особое внимание сосредоточено на проблемах обеспечения внутренней безопасности. Одновременно пристальное внимание уделяется предотвращению проникновения в страну террористов из-за рубежа, особенно с территории Йемена и Ирака.

Отметим, что в связи с возрастающей активностью Ирана в арабском и исламском мире, наращиванием Тегераном своего военного потенциала, ускоренным развитием иранской ядерной программы и связанным с этим осложнением обстановке вокруг ИРИ, саудовское руководство принимает дополнительные меры по укреплению обороноспособности КСА, повышению возможностей страны и армии по отражению угроз с иранского направления.

Перманентно напряженная обстановка в Ираке, разрастающееся противоборство между иракскими суннитами и шиитами, все больше принимающее формы гражданской войны, реальная угроза распада иракского государства, активная деятельность на территории соседней страны сил международного терроризма вызывают растущую обеспокоенность в Эр-Рияде, где небезосновательно опасаются возможного расширения иракского конфликта на другие страны региона, в т. ч. на Саудовскую Аравию. В этой связи власти королевства принимают меры по укреплению границы с Ираком, а также действуют в направлении политического урегулирования иракского кризиса.

Правительство КСА считает, что оборону страны следует планировать на длительный период на основе «тщательного научного анализа грозящих опасностей». При этом национальные ВС призваны обеспечить оборону королевства и быть способными вести боевые действия по защите пограничных районов до прибытия подкреплений из глубины страны, или войск союзников. Причем саудовцы понимают невозможность оборонять границы КСА по всему периметру. Именно поэтому с целью прикрытия наиболее важных пограничных районов в 60-е – 80-е гг. прошлого столетия были построены военные городки, в которых размещены крупные силы войск: Табук – на северо-западе (израильско-иорданское направление), Хафр-эль-Батин – на севере (иракско-кувейтское направление) и Хамис-Мушайт – на юге (йеменское направление). Завершается сооружение четвертого военного городка в Джиззане на границе с Йеменом. Крупные гарнизоны имеются на восточной границе в Даммаме (побережье Персидского залива, Катар, ОАЭ).

Военно-воздушные силы рассматриваются саудовцами в качестве главной сдерживающей силы. Поставлена амбициозная, но реально вряд ли выполнимая задача сделать ВВС КСА наиболее сильными на всем Ближнем Востоке. Систему ПВО страны намечено приблизить по своей эффективности к западным образцам. Пристальное внимание к развитию ВМС обусловлено важным стратегическим положением страны на перекрестке морских коммуникаций, связывающих Европу, Азию и Африку, необходимостью надежной защиты морских путей транспортировки саудовской нефти. Значительное внимание уделяется и развитию сухопутных войска, численность которых может быть увеличена на 20 проц (сейчас ок. 75 тыс. чел.).

Все большее внимание военное руководство страны уделяет практическому внедрению американской концепции «объединенности» («jointness») в сферу планирования и проведения операций с участием всех видов вооруженных сил. Официально эта концепция была принята в ВС КСА в 2001 г. В стране создан Оперативный центр национальной обороны (National Defense Operations Center), предназначенный для координации деятельности в вопросах управления войсками, разведки и информации. Проводятся совместные тренировки и занятия командных и управленческих структур сухопутных войск и ВВС. Реализуются совместные мероприятия по организации и координации действий между соединениями и частями различных видов ВС, разрабатываются общие для всех видов вооруженных сил планирующие документы и т. д. И все же дело с внедрением принципов «объединенности» пока продвигается медленно. С этим согласны и военные эксперты США, которые, тем не менее, считают, что в перспективе просматривается постепенная адаптация саудовских ВС к американской концепции.

Слабость собственной военно-промышленной и научно-технической базы, отсутствие необходимого числа квалифицированных специалистов для обслуживания и ремонта закупаемой техники обуславливают зависимость королевства от масштабной иностранной помощи. Техническая оснащенность королевских ВС практически целиком зависит от импорта современных видов вооружения и военной техники.

Основным партнером КСА в сфере ВТС являются США, которые поставляют саудовцам крупные партии вооружения для всех видов вооруженных сил (85% вооружения ВС КСА – американского производства страна является крупнейшим покупателем американского оружия). В Вашингтоне полагают, что поставки из США в Саудовскую Аравию так велики и КСА настолько зависит от американской долговременной военно-технической помощи, что такие программы почти равнозначны договору о военном сотрудничестве. Эр-Рияд пытается уменьшить столь сильную зависимость от США, но пока без особых успехов. Вторым по значимости военным партнером КСА является Великобритания, за тем следует Франция. Военно-технические связи с Россией значительного развития не получили, однако некоторые перспективы здесь имеются.

В целом военно-доктринальные установки руководства КСА в обозримой перспективе вряд ли подвергнутся радикальным изменениям. При решении задач, связанных с обороной страны от возможного внешнего нападения, Эр-Рияд будет ориентироваться на усиление собственных военных возможностей, укрепление союза в рамках ССАГПЗ, а также получение в случае необходимости гарантированной военной помощи со стороны ведущих государств Запада, в первую очередь США.

52.33MB | MySQL:103 | 0,638sec