Политическая синемофобия на Ближнем Востоке

Кинофильм «300 спартанцев» (режиссер Зак Снайдер), рассказывающий о героической битве в ущелье у местечка Фермопилы спартанского отряда во главе с царем Леонидом против огромной персидской армии царя Ксеркса в 480 г. до н.э., вызвал резкую отрицательную реакцию в Тегеране. Хотя фильм снят на основе комиксов Фрэнка Миллера, а не на строгом научно-историческом материале, официальный Иран посчитал данный блокбастер «оскорблением иранского народа». 14 марта с.г. представитель иранского правительства Голямхосейн Эльхам выступил перед журналистами по этому поводу. «Этот фильм является частью обширной культурной агрессии против Ирана, — сказал Эльхам о фильме «300 спартанцев». — Они (Запад. — Р.С.) хотят исказить нашу историю и культуру, поставить ее под вопрос, оскорбить. Ни один народ этого не потерпит. Их действия являются враждебным поведением, психологической и культурной войной». При этом Эльхам обещал, что «иранская нация и ее культурные деятели дадут ответ на эту культурную агрессию», правда, при этом не уточнил, в чем это конкретно будет выражаться.

Некоторые депутаты меджлиса обратились к министру иностранных дел Манучехру Моттаки и министру культуры Хусейну Саффар-Харанди с просьбой призвать мусульманские страны запретить показ этого фильма. Похоже, что призыв иранских депутатов был услышан в МИДе, и через свое посольство в Турции Иран обратился к Анкаре, которая стремится к «диалогу цивилизаций», запретить показ этого блокбастера на территории Турецкой республики. «Власти Турции, СМИ и турецкий народ дадут достойный ответ пропаганде идеологии столкновения цивилизаций и попыткам внести раздор и раскол между нациями», — говорится по этому поводу в заявлении посольства Ирана. Однако правительство Турции не пошло на поводу у Ирана, предоставив гражданам страны самим решать, давать «достойный ответ пропаганде идеологии столкновения цивилизаций» или же нет. И 235 тысяч турок, посетивших кинотеатры в первые дни кинопроката и посмотрев «300 спартанцев», не солидаризировались с Ираном, несмотря на то, что турецкая газета «Milliyet» писала, что «детям эту картину смотреть крайне нежелательно, а молодежь, если будет смотреть подобные фильмы, вообще не будет ничего знать об истории».

23 марта посольство Ирана во Франции не осталось в долгу у своих коллег из Анкары и заявило еще жестче, что данный фильм «пропагандирует ненависть и мировой терроризм и демонизирует образ персов, выставляя их как воплощение зла и морального разложения».

В тот же день иранские представители в ООН обратились к генеральному директору ЮНЕСКО Коитиро Мацууре с просьбой осудить кинокартину, которая является «грубой попыткой представить персов воплощением зла и морального разложения». По словам израильской газеты «The Jerusalem Post» от 23 марта с.г.), иранская делегация считает, что этот фильм как яркий пример американской пропаганды предназначен «демонизировать образ иранской нации» и полностью искажает историю Древней Персии.

В скором времени к критике киноленты присоединился и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, который обвинил западные страны в развязывании психологической войны: «Сегодня они (западные страны. — Р.С.) пытаются вмешаться в историю, создав фильм, в котором иранцы изображены варварами». Его советник по культуре Хавад Джавад Шамгадри в своей критике киноиндустрии США заявил, что «ценности иранской культуры и исламской революции слишком крепки, чтобы пошатнуться от таких планов», хотя в фильме «300 спартанцев» нет никакой критики ценностей исламской революции просто потому, что ислам еще не появился в то время, о котором идет речь в картине.

Интересен и такой факт: канадский археолог иранского происхождения Гамед Вахдати опубликовал в Интернете свою петицию, в которой призывает снять эту киноленту с проката, так как, по его словам, она является «фальшивой и искажающей действительность», а сам фильм «унижает Иран». В скором времени свои подписи под ней поставили 35 тысяч человек, в том числе и те иранцы, которые смогли посмотреть этот фильм по пиратским копиям.

В США газета «The New York Times» решила заступиться за право показывать и смотреть американское кино. В качестве примера фильмов, которые тоже могут «оскорблять национальные чувства» народов тех или иных стран, газета приводит ряд иранских фильмов, где, например, израильтян показывают коллекционирующими глаза живых палестинских детей, статуя Свободы в Нью-Йорке изображается в образе Сатаны, а Джордж Буш-младший демонстрируется как воплощение Гитлера.

Анализируя подобную реакцию Тегерана, можно заметить, что фильм «Александр», выпущенный в 2004 году, в котором показывается поражение Персидской империи от рук греков, не вызвал возмущения в Тегеране. Однако ситуация начала меняться, когда в августе 2005 года в Иране к власти приходит Махмуд Ахмадинежад. Именно с его подачи началась печально известная «карикатурная война», когда он в декабре 2005 года на заседание организации «Исламская конференция» принес карикатуры на пророка Мухаммеда, опубликованные в мало кому известной датской газете «Jyllands-Posten». Вскоре после этого начались беспорядки в странах Востока, которые привели к погромам посольств Дании, Франции, Австрии и других стран Европы, хотя послы этих государств никакого прямого отношения к данным публикациям не имели. Именно нынешний президент Ирана инициировал конкурс карикатур на Холокост, хотя в Израиле ни в одной газете не публиковались карикатуры на пророка Мухаммеда. После этого события в 2006 году была проведена конференция по Холокосту, фактической целью которой стало отрицание масштабов геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны, что было осуждено мировой общественностью в лице ООН.

Напомним также, что при жизни рахбара Хомейни была вынесена фетва, призывающая к убийству Салмана Рушди, автора художественного произведения «Сатанинские стихи», в котором якобы оскорбляется пророк Мухаммед. Фетва, кстати, до сегодняшнего дня так и не отменена, а Рушди продолжает проживать в Великобритании, где он получил убежище, под охраной английской полиции. От себя добавим, что, если идти в таком же русле, то необходимо запретить «Божественную комедию» Данте Алигьери, в которой он, мягко говоря, не слишком корректно отозвался о посланнике Аллаха. Сюда же стоит отнести и Вольтера с его «Магометом», которого тоже следует запретить.

Политическая синемофобия часто приводит к трагическим результатам. Так, например, 2 ноября 2004 года был убит голландский кинорежиссер Тео Ван Гог, который снял фильм «Покорность», рассказывающей о жизни женщины в исламском обществе. Фильм был снят на основе реальной истории из жизни сомалийки Айааны Хирси Али, которая сбежала перед собственной свадьбой и до сегодняшнего дня находится под защитой амстердамской полиции. И хотя в июле 2005 года убийцу голландского режиссера Мохаммеда Буйери приговорили к пожизненному заключению, нет никакой гарантии, что подобные эксцессы не повторятся. Кстати, по сведениям газеты «Liberation», Айаана Хирси Али решила продолжить дело Тео Ван Гога и работает над фильмом «Покорность-2», в котором будет показана нетерпимость исламского общества к гомосексуализму. Трудно сказать, чем может закончиться подобное дело.

8 ноября 2006 года в Египте был запрещен фильм «Дуния» ливанского режиссера Джоселин Сааб, в котором она показала практику женского обрезания, распространенную в некоторых мусульманских странах.

Среди таких же примеров синемофобии можно привести историю с фильмом «Код да Винчи». Хотя фильм и вызвал ряд возмущений у христиан, однако запрет на показ этого фильма приняли в большинстве своем мусульманские страны, а также Белоруссия, где фильм тоже был запрещен для просмотра. Министерство культуры Пакистана запретило в июне 2006 года демонстрацию этого фильма, заявив, что «Пакистан не допустит к показу никакой фильм, содержащий сомнительное представление кого-либо из пророков», и при этом призывало органы правопорядка немедленно принимать меры против тех видеомагазинов, где этот фильм будет продаваться на видеокассетах и дисках. На территории Иордании также была запрещена демонстрация кинокартины «Код да Винчи». В Азербайджане Министерство культуры и туризма настоятельно рекомендовала кинотеатрам страны отказаться от проката данного фильма по просьбе главы Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Пашазаде, который посчитал, что это оскорбляет религиозные чувства граждан Азербайджана. Такого же мнения был и президент комитета фетв египетского университета Аль-Азхар шейх Абдель Хамид аль-Атраш, посчитавший, что фильм оскорбляет Иисуса (пророка Ису), поскольку ему «предписывается то, чего на самом деле не было в его жизни».

Болезненная реакция Ирана на фильм «300 спартанцев» приведет только к тому, что желающих посмотреть этот фильм, который, по справедливому мнению канадского историка-антиковеда из университета Торонто Эфраима Литла, хоть и имеет ряд неточностей и исторических ошибок (газета «The Toronto star» от 14 марта с.г.), резко возрастет. В Греции, в которой очень внимательно следят за всеми кинофильмами, показывающими прошлое страны, этот фильм уже посмотрели 325 тысяч зрителей, при том что население Греции составляет 11 миллионов человек.

Непродуктивной в этой связи выглядит позиция иранского руководства, стремящегося к повсеместной цензуре якобы с целью защиты «чести и достоинства иранской нации». Например, фильм «Борат» (2006), в котором в комичной форме показываются как Казахстан, так и сами казахи, получил положительный отклик от президента Нурсултана Назарбаева, который он высказал во время своего визита в Великобританию в ноябре 2006 года. Хотя до этого посол Казахстана в этой стране Эрлан Идрисов говорил, что картина «может задеть патриотические чувства» граждан его государства, казахстанский президент призвал относиться к ней с юмором, а о реальном имидже Казахстана судить по конкретным достижениям страны. Позиция Назарбаева оказалась более чем демократичной. Между тем в России эта кинокартина была запрещена к прокату в кинотеатрах, поскольку, по словам начальника отдела государственного регистра Госкино РФ Юрия Васючкова и заместителя руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии России Александра Голутвы, фильм «Борат» содержит «материалы, которые некоторому количеству зрителей могут показаться уничижительными в отношении некоторых национальностей или религий».

Политический подтекст фильма «300 спартанцев», увиденный иранским руководством, может быть, выражается в речи спартанского царя Леонида, который перед сражением с персидской армией произносит: «Началась новая эра — эра свободы!» Не исключено, что и слова Гелиоса, одного из воинов Леонида, в конце фильма: «Но сегодня тот день, когда мы спасем мир от тирании!», были восприняты как пропагандистская война Запада против Ирана. Так или иначе, но кинокартина (ее бюджет составил 70 миллионов долларов), которая, кстати, не содержит откровенных эротических сцен (и в ней нет гомоэротических сюжетов, свойственных, например, фильмам «Троя» и «Александр»), может стать очередным поводом для обвинений Тегерана в адрес Запада в постоянном давлении на его суверенитет. Единственное, что остается непонятным, так это то, как собирается Иран ответить на эту «культурную агрессию». В ответ на карикатуры на пророка Мухаммеда Махмуд Ахмадинежад организовал в свое время конкурс карикатур и конференцию по Холокосту. Будет ли что-нибудь «оригинальное» в этот раз, покажет время.

52.29MB | MySQL:103 | 0,466sec