Ситуация в Алжире: март 2007 года

Главным событием марта в Алжире с точки зрения гражданина России приходится назвать теракт против российских специалистов, работающих на компанию «Стройтрансгаз». В результате подрыва бомбы в провинции Айн-Дефла к югу от Алжира под автобусом, перевозившим нефтяников, погибли четыре человека, в том числе один россиянин, пятеро получили ранения. Среди раненых — один россиянин и двое украинцев. Судя по всему, подрыв автобуса был совершен с помощью управляемого фугаса, поскольку автомашина с охраной проехала через место подрыва. Ответственность за совершение теракта взяла на себя организация «Аль-Каида в странах исламского Магриба» (АКМ — бывшая Салафистская группа проповеди и джихада, СГПД). Как утверждала в своем коммюнике сама АКМ, в результате этого теракта «погибли и получили ранения 10 человек из числа русских нечестивцев». АКМ посвятила его «нашим братьям-мусульманам в Чечне».

Предыдущий теракт против российских интересов отмечался в Алжире более пяти лет назад. Возобновление атак на россиян следует рассматривать как следствие влияния на исламистов из АКМ неких сил, которые любыми средствами стремятся помешать усилению позиций российских компаний на алжирском рынке. А в возможном замедлении темпов роста российско-алжирского сотрудничества заинтересованы прежде всего американские компании.

Нападение на работников Стройтрансгаза оказалось не единственным терактом в марте. Уже 4 марта группа боевиков напала на жандармский блокпост на автодороге Бени-Енни – Тизи-Узу в Кабилии. В результате нападения погибли семеро военнослужащих. В целом, число терактов в марте в два раза превысило показатель предыдущих месяцев. Наибольшая террористическая активность отмечалась в провинциях Скикда, Айн-Дефла, Бу-Мердас, Мсила, Тизи-Узу и Беджаия.

По мнению алжирских наблюдателей, всплеск террористической активности в начале марта был обусловлен «стремлением террористов перехватить инициативу у спецслужб и восстановить контроль над рядом территорий, ранее слывших убежищем вооруженных групп». Повышение активности террористов привело к тому, что 13 марта посольство США в Алжире предупредило американцев о возможности совершения терактов на воздушном транспорте.

Тем временем по каким-то причинам алжирская Фемида не очень торопится в процессе по делу бывшего видного полевого командира СГПД Амари Сайфи (Аль-Пара) и пяти его сообщников. Заседание суда состоялось 18 марта и продлилось всего 5 минут, после чего очередное заседание было назначено на новую сессию, которая начнется в мае с.г. Все шестеро обвиняемых отсутствовали на заседании под предлогом того, что они якобы находятся в бегах. Аль-Пара уже был приговорен к пожизненному заключению в июне 2005 года, также заочно, за его «главное» деяние — похищение в Алжирской Сахаре с целью получения выкупа в 2003 году 32 иностранных туристов. Однако точно известно, что 27 октября 2004 года его выдали Алжиру ливийские власти. Его отсутствие на процессах может означать одно: бывший исламист-десантник находится не в Алжире. Где он может находиться? Скорее всего, в Гуантанамо.

13 марта в Алжире начался судебный процесс над египтянином Ясиром Салемом (Абу Джихад), проживавшим с 1993 года в столице АНДР. Он обвинялся, в частности, в том, что всего за два года — с 2003 по 2004 — завербовал и профинансировал отправку на джихад в Ирак около 300 алжирцев. Я. Салем был арестован еще в 2004 году. В ходе следствия было установлено, что канал переброски новоявленных джихадистов проходил через Дамаск.

В другом судебном процессе двое видных полевых командиров исламистов были заочно приговорены к смерти. Один из приговоренных — основатель и бывший национальный «эмир» СГПД Хасан Хаттаб, второй — полевой командир СГПД на крайнем юге Алжира Мохтар Бельмохтар. Х. Хаттаб был изгнан из СГПД перед тем, как эта организация официально присоединилась к «Аль-Каиде». Его место во главе СГПД занял Абдельмалек Друкдель. Последний также получил свое наказание (заочно) в виде 20 лет тюрьмы, но только 22 марта.

15 марта министр-делегат по делам местных органов власти Дахо ульд Каблиа заявил, что чрезвычайное положение, введенное в Алжире в феврале 1992 года, не будет отменено, что оставляет в силе запрет на проведение массовых шествий.

Многие внутриалжирские новости марта касались предстоящих 17 мая парламентских выборов. 10 марта оппозиционный проберберский Фронт социалистических сил (ФСС) объявил о намерении бойкотировать голосование. «В современных условиях мы можем быть только скептиками в части, касающейся возможности изменений в результате выборов. В Алжире нет демократии, даже если проводятся выборы», — утверждалось в резолюции Национального совета ФСС. Она была принята после того, как проживающий в Швейцарии лидер ФСС Хосин Аит Ахмед в письме Национальному совету отметил, что эта партия «не должна идти на компромисс с существующей системой».

Что касается соперника ФСС по степени влияния в Кабилии, партии «Объединение за культуру и демократию» (ОКД), то она ранее заявила, что пойдет на выборы. Обе партии бойкотировали предыдущие парламентские выборы 2002 года.

Со своей стороны, троцкистская Партия трудящихся (ПТ) Луизы Ханун уже объявила об участии в выборах и выставлении своих кандидатов во всех 48 вилайях страны. Ее предвыборные лозунги: «За борьбу против политики расхищения (национальных богатств. — В.К.)» и «Против тех, кто дает гарантии многонациональным компаниям». ПТ рассчитывает на активную поддержку алжирских женщин, поскольку 42% лиц, включенных в ее избирательные списки, — представительницы прекрасного пола.

13 марта министр по делам религии АНДР Буабдалла Гуламалла заявил о намерении правительства внести на рассмотрение парламента проект закона, запрещающего имамам вступать в политические партии и баллотироваться на выборах. По его словам, подобный закон необходим для того, чтобы «отделить религию от политики». По мнению министра, этот закон никак не будет ущемлять права имамов. «Если какой-либо имам захочет баллотироваться на выборах, он должен отказаться от выполнения своих функций в мечети», — отметил он.

В связи с выборами напомнил о себе Мадани Мезраг — бывший национальный «эмир» Исламской армии спасения (АС) — вооруженного крыла Исламского фронта спасения (ИФС). М. Мезраг носится в последнее время с идеей возрождения ИФС, запрещенного еще в 1992 году. Тем не менее он был вынужден заявить, что не сможет принять участие в ближайших выборах, отложив подобный шаг на более отдаленную перспективу.

В связи с планами Вашингтона создать африканское командование «Африком» 5 марта посол США в Алжире Роберт Форд заявил, что Соединенные Штаты не обращались к Алжиру с предложением о создании американской военной базы на территории АНДР. Одновременно глава МИДа АНДР Мохаммед Беджауи заявил, что Алжир никогда не согласится принять иностранные базы на своей территории, так как это «несовместимо с его суверенитетом и независимостью».

7 марта в Алжир с официальным визитом прибыл глава Военного комитета НАТО армейский генерал Раймонд Хенольт. В столице АНДР его принимали глава правительства Абдельазиз Бельхадем и начальник генштаба Национальной народной армии (ННА) Алжира корпусной генерал Ахмед Салах Гаид. Согласно алжирскому официозу, в ходе переговоров стороны обсуждали «перспективы развития военного сотрудничества».

В марте дальнейшее развитие получили события, связанные с делом компании «Халифа». 4 марта глава правительства А. Бельхадем подтвердил, что власти Великобритании арестовали владельца компании Рафика Халифу, выдачи которого требует Алжир. Ранее Р. Халифа был приговорен заочно судом г. Блида. В Великобритании, где он обосновался еще в 2003 году, его обвиняют в «незаконном пребывании и отмывании денег». Теперь остается узнать, удовлетворят ли британские власти требование Алжира. Многое свидетельствует о том, что основатель алжирской финансовой пирамиды надолго останется в Великобритании. Уже день спустя Р. Халифа был освобожден под залог. Тем временем 22 марта он был заочно приговорен в Алжире к пожизненному заключению.

В последние дни марта стало известно, что Россия и Алжир прорабатывают возможность заключения новых оружейных контрактов. По имеющимся данным, в начале марта Алжир направил России приглашение на участие в тендерах по совместному строительству кораблей и на поставку вертолетонесущего фрегата. Кроме того, ведутся переговоры о продаже истребителей-бомбардировщиков Су-32, вертолетов Ми-28Н, дополнительных поставках истребителей Су-30, МиГ-29, комплексов «Панцирь-С1» и танков Т-90С. Общая сумма прорабатываемых контрактов оценивается в 7 млрд долл. Все эти соглашения планируется подписать в 2007-2008 годах. Если второй пакет оружейных контрактов с Алжиром на сумму 7 млрд долл. будет подписан, портфель заказов этой страны выйдет на первое место в области ВТС России с зарубежными странами. До сих пор основными покупателями российской военной техники были Индия и Китай, портфели заказов которых до 2010 года оценивались соответственно в 10 и 6 млрд долл.

62.83MB | MySQL:102 | 0,456sec