Ракетные испытания 2007 г. в Пакистане и Индии как отражение изменений их внешней политики

В Южной Азии первые месяцы 2007 г. были отмечены двумя тенденциями. С одной стороны, Индия и Пакистан продолжили обсуждение проблемных моментов двусторонних отношений, которое, по словам пакистанского премьер-министра Шауката Азиза «может привести к прекращению споров по нерешенным проблемам и изменению судьбы Южной Азии». Серьезным достижением в двусторонних отношениях стало подписание 22 февраля в Нью-Дели Соглашения о предотвращении чрезвычайных происшествий с ядерным оружием, направленного на устранение угрозы ядерной конфронтации и создание надежных систем управления и контроля ядерного оружия, исключающих, в частности, его использование по ложной тревоге.

С другой стороны, в феврале-марте с.г. и Индия, и Пакистан продолжили тестирование своих ракетных средств, проведя в общей сложности шесть пусков. Так, Пакистан провел испытания двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты средней дальности класса «земля – земля» «Шахин-2» («Хатф-6») – 22 февраля, – и одноступенчатой твердотопливной баллистической ракеты меньшей дальности класса «земля – земля» «Абдали» («Хатф-2») – 3 и 30 марта. Со своей стороны Индия испытала твердотопливную ракету класса «воздух – воздух» для поражения целей за пределами прямой видимости «Астра» – 25 и 26 марта, – и двухступенчатую жидкотопливную баллистическую ракету меньшей дальности класса «корабль – корабль» «Дхануш» – 30 марта (с возможностью создания на ее основе ракеты класса «земля – земля» с большей дальностью полета). Все ракеты, испытанные Индией и Пакистаном в начале 2007 г., способны нести ядерные боезаряды (за исключением индийской «Астры»).

Четыре испытания Индия и Пакистан провели почти одновременно, – в конце марта, – продолжив тем самым региональную традицию параллельного тестирования своих вооружений, наиболее ярким примером которой стали ядерные испытания в Индии и Пакистане в мае 1998 г. Как и раньше, испытания вооружений в начале 2007 г. вызвали взаимные обвинения в том, что Индия и Пакистан провоцируют гонку вооружений в Южной Азии. Такая интерпретация испытаний широко распространена и за пределами региона. Но если в парадигму региональной гонки вооружений полностью укладывались ядерные испытания 1998 г., которые были практически симметричны как по количеству взрывов, так и по их мощности, то ракетные испытания 2007 г. заставляют серьезно скорректировать представления о региональном соперничестве в вооружениях. На это указывает, в частности, отсутствие совпадения в характере выполняемых задач и в классах испытанных ракет. Сопоставление этих характеристик свидетельствует о более новационном характере ракетных испытаний в Индии, уделяющей серьезное внимание развитию военно-воздушных и военно-морских ракетных средств, в то время как Пакистан продолжает работу над усовершенствованием ракет класса «земля – земля». Это отражает принципиальное отличие целей, которые ставят перед собой индийские и пакистанские разработчики ракетных средств.

Для Пакистана, как отметил в связи с испытаниями ракеты «Шахин-2» председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Эхсан-уль-Хак, «стратегия минимального, (но) надежного сдерживания занимает главное место, она является гарантией мира в регионе». К этим словам нужно добавить, что обеспечение минимального сдерживания Индии, имеющее для Пакистана первостепенное значение, приобретает более чем двусторонний характер благодаря участию в развитии пакистанских вооружений Китая. По некоторым данным, Китай оказывал помощь Пакистану при создании ракет «Абдали» и «Шахин-1». В ракете «Шахин-2», возможно, были использованы северокорейские ракетные технологии. Пытаясь сбалансировать Индию, Пакистан ищет поддержки у других стран, что создает возможность для включения региональных вопросов в более широкий контекст. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Так, включение Пакистана в глобальную антитеррористическую коалицию под эгидой США служит причиной увеличения финансовой и военно-технической помощи этой стране со стороны партнеров. Эта помощь позволяет ему укреплять национальную безопасность. В то же время выполнение обязательств сопровождается дестабилизацией не только в районах проведения военных операций, но и на политической арене, где идет болезненный процесс отстранения властей от исламистских организаций, с которыми еще в недавнем прошлом поддерживались союзные отношения.

Еще в конце XX в. Индия выстраивала свою военную и внешнюю политику в региональном контексте. По мнению Нью-Дели, основную угрозу представляли соседние Китай и Пакистан, способные использовать удерживаемые ими индийские территории в качестве плацдарма для сухопутных операций против Индии или ракетного удара по ее территории. Официальная причина проведения ядерных испытаний Индией – угроза национальной безопасности со стороны Китая, – отражала данный подход. Даже военно-морская доктрина 2000 г. была направлена на решение задач, связанных с прилегающими к Индии районами. Теперь же отношения с Пакистаном и Китаем рассматриваются Индией в глобальном контексте, о чем свидетельствует военно-морская доктрина 2004 г. В этой доктрине подчеркивается роль ракетных установок морского базирования (в том числе с ядерным боезарядом) и флота, способного длительное время действовать в отдалении от Индии – от Персидского залива до Малаккского архипелага, – что отражает стремление Индии не только ограничить военные возможности Китая и Пакистана в Индийском океане, но и обеспечить защиту морских путей от добывающих стран Ближнего и Среднего Востока к Индии. Кроме того, Индия рассматривает возможность проведения отдельных операций для защиты индийских экспатриантов в государствах Индийского океана, в частности, Персидского залива. Рассматриваются также варианты и более крупных операций в отдалении от южно-азиатского региона. Глобальный контекст вынуждает Индию также налаживать сотрудничество в ядерной сфере с США, готовыми поддержать, как считают в Исламабаде, претензии Индии на статус мировой державы взамен на сдерживание ею Китая и Ирана.

Ракетные испытания начала 2007 г. в Индии и Пакистане, таким образом, являются уже не столько сигналами, призванными заставить соседа оценить возможные издержки агрессии, сколько отражением разных способов встраивания проблем региональной безопасности в глобальный контекст. Качественные отличия испытанных ракетных средств отражают разницу в этих способах. Сохраняя в некоторой степени преемственность к внешней политике периода «холодной войны», Пакистан ищет у внешних сил поддержки в своих отношениях с Индией. Ракетные средства Пакистана также продолжают играть традиционную для того периода роль сдерживающего фактора. Но если раньше они должны были предотвратить индийскую агрессию, то теперь – скорее обеспечить независимую позицию в обсуждении двусторонних проблем. Свидетельством этого является проведение испытания ракеты «Шахин-2» в день подписания индийско-пакистанского Соглашения о предотвращении чрезвычайных происшествий с ядерным оружием. Ракетные же средства Индии отражают значительное расширение списка угроз ее безопасности, повлекшее некоторое снижение внимания к угрозам вторжения пакистанских или китайских сухопутных войск на территорию Индии. Уход Индии и, в меньшей степени, Пакистана от выстраивания своей внешней политики в исключительной зависимости друг от друга открывает новые возможности для решения проблем, накопившихся за годы независимого существования двух южноазиатских стран, о чем и сказал 14 марта пакистанский премьер-министр Шаукат Азиз.

52.22MB | MySQL:103 | 0,568sec