Ближний Восток: в поисках панацеи от «арабских революций»

На фоне сохраняющейся в последние годы высокой волатильности цен на энергетические ресурсы международные политологи и эксперты продолжают задаваться вопросом о поиске механизмов для предотвращения укоренившихся «арабских революций» или  так называемых событий «арабской весны» на Ближнем Востоке. Логика этих размышлений сводится к тому, что ослабление фактора энергоресурсов как главного рычага развития экономики и гаранта социальной защиты населения, неизбежно приводит к угрозе политической дестабилизации и соответственно увеличивает угрозу вооруженного конфликта. Прокатившаяся по странам Северной Африки волна политических кризисов с начала 2019 года привела к смене давно устоявшегося статуса-кво в Алжире, Cудане и Ливии и грозит теперь перекинуться на другие страны регионы, в которых углеводороды играют решающую роль в экономической системе. В списке потенциальных рисков по мнению экспертов оказываются Оман, Марокко, Кувейт. Больший запас прочности в Саудовской Аравии и ОАЭ, которым затянувшаяся нестабильность на нефтяном рынке пока серьезно не угрожает.

Тем не менее, на нынешнем этапе нестабильности на энергетических рынках целесообразным представляется для всех нефтедобывающих стран региона сконцентрировать усилия на поиске альтернативных путей экономического развития, c прицелом на диверсификацию и структурное реформирование экономики с прицелом на долгосрочный и инклюзивный экономический рост. В частности, по мнению экспертов Международного валютного фонда (МВФ), в условиях угрозы повторения глобальной экономической рецессии и сохраняющихся низких цен на нефть, страны региона должны делать ставку на создание рабочих мест и генерирование дохода в реальном секторе экономики в альтернативных нефтедобыче отраслях. Что касается структурных реформ — необходимо двигаться по пути совершенствования налоговой системы и финансовых механизмов.

После резкого падения цен на нефть в 2014 году страны региона так и не смогли оправиться и продолжают испытывать большие проблемы в плане нестабильности финансовых рынков и бюджетных дефицитов, а также высокого уровня инфляции и безработицы. Прогнозы Всемирного банка также неутешительны: в нефтедобывающих странах ближневосточного региона экономический рост будет низким либо близким к нулю. В среднем он замедлится и составит 0.4% в текущем году по сравнению с 0.6% в 2018 году. Такое положение вещей и продолжающееся падение обусловлено кризисом в Иране (экономика впала в рецессию и сократилась на 6%) и недавним решением руководящей структуры Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) о снижении квот нефтедобычи. Если рассматривать отдельно ситуацию с экономическим ростом в ведущих нефтедобывающих странах Залива, то ситуация там получше и по итогам 2018 года ожидается скромный рост на 2.1% по сравнению с 2-процентным ростом в 2018 году. Такая ситуация стала возможной благодаря сбалансированной государственной политике по контролированию расходной части бюджета и неплохих дивидендов от инвестиций, вложенных ранее в важные инфраструктурные проекты.

Кроме этого, c учетом демографического фактора и быстрорастущего населения в этом региона проблема безработицы будет одной из основных в ближайшие годы, особенно среди молодежи. Только в регионе Залива необходимо создавать как минимум 1 миллион рабочих мест ежегодно на протяжении последующих пяти лет, чтобы избежать дальнейшего роста безработицы и поглотить новую рабочую силу. В отдельных странах регионы в силу местной специфики наблюдаются и более высокие показатели. В Алжире, например, несмотря на смену власти и сохраняющиеся социальные протесты и политическую нестабильность, экономический рост в 2019 году ожидается на уровне 2.3%, что несколько ниже прошлогоднего (2.1%), но все равно выше чем в среднем по региону, во многом благодаря наращиванию производства и экспорта нефти и газа. Еще более оптимистичной выглядит ситуация в Ираке — здесь экономический рост в нынешнем году должен составить и вовсе 2.8%, что в разы больше показателей прошлого года (0.6%).

Помимо структурных реформ по стимулированию экономического роста и диверсификации экономического развития, еще одним важным превентивным шагом является создание эффективных механизмов социальной защиты в странах региона. На фоне низкого роста и неудовлетворительных макроэкономических показателей, в частности, растущей инфляции и безработицы, существенно возрастает угроза социальных протестов и взрывов. На первый план также выходит проблема продовольственной безопасности в контексте роста цен на основные продукты питания и цен на топливо. Правительства ближневосточных стран в результате сокращения нефтяных доходов вынуждены сокращать социальные субсидии и помощь уязвимым слоям населения. Чем ниже уровень финансовой стабильности и накопленных резервов для интервенций, тем выше угроза роста социальных протестов и настроений в обществе, и соответственно выше потенциал возникновения нового конфликта.

Характерными примерами последнего времени являются политические события в Алжире и Ливии, в основе которых лежало неумение властей принять превентивные меры на фоне падения главных социально-экономических показателей под воздействием именно нефтяного фактора. В зоне риска сегодня находятся и многие другие страны региона, правительства которых всецело зависят от нефтяной конъюнктуры и не накопили достаточных запасов прочности для принятия альтернативных стратегий.

На существенные меры по диверсификации своей экономики и поиске альтернативных нефтяному фактору векторов развития правительства ближневосточных стран идут только в крайний момент, под воздействием серьезных причин. Примерами тому служит Катар, где лишь под сильным внешним политическим давлением и угрозой блокады реализуются шаги по диверсификации экономического потенциала и развитию альтернативных отраслей. В то же время, одного стремления оказывается недостаточно. Иран с 1979 года развивает принципы так называемой «тоухидной» экономки, способной существовать в условиях внешней блокады, однако новая волна санкций и ограничений в энергетическом секторе на современном этапе по-прежнему сильно бьет по иранской экономке и усиливает социальное расслоение в обществе.

Справедливости ради, отметим, что ситуация в странах-импортёрах нефти на Ближнем Востоке ещё более сложная и неустойчивая. В большинстве этих стран уровень государственного долга превышает 80% от ВВП, и это связывает их по рукам и ногам, не позволяя инвестировать в модернизацию экономики и инфраструктуры, а также в сферы образования и здравоохранения и укрепление сетей социальной защиты. В зоне высокого риска находятся Египет, Судан, Ливан и Иордания. В этих странах манёвры правительства ещё более ограничены, в том числе в налоговой сфере.

Но даже в, казалось, успешных странах-экспортёрах нефти, включая Саудовскую Аравию и ОАЭ, где курс на диверсификацию экономки взят давно, правительствам так и не удалось создать прочные защитные социальные механизмы и альтернативные источники экономического роста. Проблема в чрезмерной монополизации экономки государственным сектором, который полностью контролирует экономические и инвестиционные потоки. Таким образом, главным мотором для экономического роста в этих странах являются преимущественно национализированные сектора, такие как транспорт, энергетика и строительство. Именно здесь создаются рабочие места, а управление сконцентрировано в руках нескольких государственных корпораций, зачастую неэффективных и бюрократических.

Таким образом, возможности для роста реального сектора, создания рабочих мест и благоприятных условий для малых и средних предпринимателей и крупного бизнеса существенно ограничены. Такая политика блокирует инвестиции и капиталы частного сектора, в том числе кредитование важнейших экономических реформ и инвестицию в модернизацию нефтегазовой отрасли. Таким образом, в случае возникновения кризисной ситуации многократно возрастает зависимость ближневосточных правительств от помощи по линии международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк и МВФ. При этом, как показывает опыт, масштабные интервенции финансовых институтов пока не в состоянии эффективно нивелировать и смягчать социальные протесты населения и сдерживать таким образом угрозу новых революций и переворотов в арабском мире.

52.25MB | MySQL:103 | 0,481sec