О роли Венгрии в американо-израильских отношениях

В понедельник премьер-министр Венгрии, лидер партии Фидес В.Орбан в США провел встречу с американским президентом Д.Трампом. При этом в числе тем, затронутых на данном саммите, была и израильская проблематика. Во-первых, американский лидер поблагодарил своего гостя за то, что Венгрия поддерживает «справедливую и сбалансированную» позицию в отношении ближневосточной страны. Во-вторых, Д.Трамп отметил, что для этого Будапешт готов пойти вразрез с единой позицией ЕС. Таким образом, сотрудничество в треугольнике США-Израиль-Венгрия имеет, с точки зрения Иерусалима и Вашингтона, две основные задачи. А именно обеспечение более широкой поддержки решений американской администрации, способствующих реализации израильских интересов, и развал единой позиции Евросоюза, что выгодно не только в контексте позиции Брюсселя по палестино-израильскому конфликту, но и нынешнего характера отношений США  с ЕС.

Первая цель пока в полной мере не достигнута. По итогам переговоров в Вашингтоне ясности по вопросу переноса венгерского посольства в Иерусалим не появилось, хотя звучали позитивные высказывания относительно открытия венгерского торгового представительства в израильской столице. А вот работа над реализацией второй цели существенно активизировалась после того, как в конце апреля ЕС не учел вето Венгрии, озвучивая в СБ ООН очередное заявление по палестино-израильскому конфликту, в котором израильская поселенческая политика и насилие в зоне противостояния были признаны факторами, способствующими закреплению раздробленности палестинских территорий, что в свою очередь мешает претворению в жизнь принципа создания двух государств для двух народов.

При этом суть возникшей проблемы заключается не в том, что позиция Будапешта была проигнорирована полностью. Постоянный представитель Финляндии в ООН К.Сауер сказал, что будет говорить от лица 27 государств, не назвав Венгрию в их числе. Однако затем уже со стороны главы МИД Венгрии П.Сийярто прозвучало замечание, что без консенсуса всех членов ЕС финский дипломат не мог говорить от лица Евросоюза, что в широком смысле означает уже не несогласие по вопросу ближневосточного урегулирования, а возражения насчет того, способен ли Евросоюз и дальше легитимно выражать общую линию всех его участников.

Впрочем, в дружбе с Венгрией у Израиля и США есть ряд серьезных проблем, включая антисемитизм, отношения с еврейскими общинами и оценку роли представителей венгерского населения в Холокосте. Большинство экспертов сходятся во мнении, что курс В.Орбана состоит в том, чтобы оказывать содействие еврейским организациям одновременно с этим пытаясь доказать, что основная вина за Холокост в Венгрии лежит на нацистах. По понятным причинам местные еврейские общины с таким подходом в большинстве своем не согласны. Потому В.Орбан был вынужден найти тех, кто будет ему удобен. Показательным примером здесь является музей Холокоста «Дом судьбы», процесс открытия которого затянулся из-за возражений и отказа местной федерации еврейских общин Mazsihisz выступать партнером в проекте, в результате, в данном качестве была привлечена организация EMIH, связанная с Хабадом. Она же не заметила антисемитизма в получившей скандальную известность кампании против Дж.Сороса.

Помимо собственно конфликта из-за оценки роли венгров в Холокосте, в сложившейся ситуации значение имеет и то, что Хабад воспринимается местным, преимущественно светским еврейским населением как потенциальная угроза для их уклада жизни. А это проблема, актуальная и для США, где среди еврейского населения действующего лидера поддерживает ортодоксальный сектор, в то время как представители других течений обеспокоены возможной угрозой, на фоне которой более склонны к ассимиляции.

Вместе с тем все это не мешает Израилю и лично Б.Нетаньяху поддерживать тесные связи с В.Орбаном, в то время как, например, с немецкой «Альтернативой для Германии» (АдГ) такого не происходит. При этом последняя, если разобраться, призывает не отрицать Холокост, а снизить значение этого фактора, поскольку ощущение вечной ответственности негативно сказывается на населении, мешая ему гордится своей страной из-за одной страницы в ее истории. Приблизительно так, к примеру, звучали в 2018 г. слова сопредседателя АдГ А.Гауланда спровоцировавшие волну критики. Явные симпатии В.Орбана к М.Хорти (венгерскому лидеру в 1920-1944), дружбе с Израилем не мешают, несмотря на звучащие периодически возражений израильских политиков или общественности двух стран.

Объяснить эту тенденцию можно несколькими причинами. С одной стороны, отношения Германии и Израиля уникальны во многом, включая память о Холокосте, равно как все же беспрецедентна и роль, которую сыграли в нем нацисты. В то время как для Венгрии, да и в других странах посткоммунистической Европы, где пытаются сравнивать нацистов и коммунистов, переоценка коллаборационизма – часть процесса становления в качестве независимых государств, постепенно интегрировавшихся в общее европейское пространство.

С другой стороны, разной является и их роль в ЕС, а соответственно, восприятие со стороны США и Израиля. Балтия и Восточная Европа все же вспомогательные игроки, в то время как ФРГ одна из ведущих участниц Евросоюза. Поддержка оппозиционных сил внутри Германии может быть воспринята как вмешательство. Однако если эти силы в итоге продолжат свое укрепление внутри страны, то не исключено, что Израиль не без влияния США пересмотрит свое к ним отношении.

В целом, Венгрия закрепляет за собой важную позицию в диалоге Вашингтона и Иерусалима, позволяя им рассчитывать на определенную поддержку на международной арене, а также иметь канал воздействия на ЕС. Последнее имеет большое значение на фоне приближающихся выборов в Европарламент, где партия Фидес видится как удачный союзник для М.Сальвини в рамках большого альянса европейских правых. При этом встреча Д.Трампа и В.Орбана свидетельствует о нескрываемой поддержке со стороны Вашингтона на этом голосовании, во многом схожей с ролью, сыгранной США  в израильской предвыборной кампании Б.Нетаньяху.

52.17MB | MySQL:103 | 0,463sec