Строительство новой административной столицы АРЕ под вопросом из-за нехватки финансирования и рабочей силы

13 мая с. г. агентство Reuters сообщило о том, что грандиозный проект египетского правительства по созданию новой административной столицы АРЕ находится в стагнации по причине отсутствия достаточного финансирования и нехватки рабочей силы. Именно поэтому предполагаемое окончание строительства новой столицы в 2020 году и ее функционирование в качестве резиденции правительства сейчас под большим вопросом.

Напомним, что данный проект был запущен в 2015 году  Абдель Фаттахом ас-Сиси, через год после того, как он был впервые избран на пост президента Египта, и позиционировался как мега-стройка, которая привлечет поток существенных инвестиций, поднимет престиж Каира в мировом сообществе и откроет новые перспективы для страны[i]. Проект стоимостью 58 млрд долларов также включает в себя жилые комплексы для как минимум 6,5 млн человек, для того, чтобы снизить нагрузку на нынешнюю густонаселенную столицу Египта Каир, который, как замечают многие египтяне,  «трещит по швам с его 20 млн человек», а обилие транспорта выливается в бесконечные длинные пробки на дорогах.

Однако этот проект новой административной столицы, который, как предполагалось,  поможет поправить египетскую экономику, потерял ведущего инвестора из Объединенных Арабских Эмиратов и теперь он управляется Министерством жилищного строительства АРЕ (Тhe Housing Ministry) и Военным инженерным управлением (Тhe Аrmy’s Engineering Authority)[ii].

Ахмед Заки Абдин (Ahmed Zaki Abdeen), генерал в отставке, который возглавляет компанию по строительству новой административной столицы АРЕ, отметил в интервью Reuters, что «есть очень большой интерес со стороны политического руководства к проекту» [iii]. Однако, по его словам, «большие масштабы работы приводят к масштабным проблемам», таким, например, как нахождение достаточно квалифицированной рабочей силы для создания «умного города» (smart city)[iv], а также привлечение около 1 трлн египетских фунтов (порядка 58 млрд долларов – авт.) в финансирование в ближайшие годы. Ахмед Заки Абдин добавил, что для осуществления проекта «нужно очень широкое финансирование, и у государства нет достаточно  средств, чтобы предоставить их мне»[v]. Он также заметил, что около 20 % инвестиций до сих пор поступало из-за рубежа, в том числе до 4,5 млрд долларов из Китая. Ахмед Заки Абдин выразил надежду, что электрифицированное железнодорожное сообщение из Каира в город стоимостью 1,2 млрд долларов, также построенное китайской компанией, будет готово, как и было запланировано, через 18 месяцев. До этого город будет обслуживаться электробусами, сказал он.

Однако переговоры между Египтом и китайским застройщиком China Fortune Land Development (CFLD) о контракте на сумму в 20 млрд долларов  на развитие второго этапа строительства новой столицы Египта  провалились по финансовым причинам[vi]. Это послужило причиной того, почему второй и третий этапы сртоительства были «отложены».

Дэвид Симс (David Sims), автор книги «Пустынные мечты Египта» (“Egypt’s Desert Dreams”), посвященной проектам развития, сказал Reuters, что именно «поддержка правящей власти и армии Египта  сделала данный проект слишком важным, чтобы он потерпел неудачу». Тем не менее, Дэвид Симс добавил, что  не может дать гарантии, что  люди захотят жить в таком городе: «Одно дело иметь армию рабочих и много машин, которые толкают грязь вокруг, но другое дело, если все это будет сложено вместе».

Напомним, что А.Ф.ас-Сиси уже неоднократно сталкивается с жесткой критикой его очевидного увлечения  мега-проектами. В начале своего президентства он также осуществил постройку нового русла Суэцкого канала, которая обошлась Египту в 8 млрд долларов. Несмотря на неудачи финансирования и стагнацию проекта новой столицы, президент Египта с гордостью показал его посетившему Каир в конце января 2019 года президенту Франции Эммануэлю Макрону во время их совместной вертолетной экскурсии[vii].

Несомненно, что строительство новой административной столицы Египта, этого детища А.Ф.ас-Сиси, переживает сейчас не самые легкие дни, но с уверенностью можно сказать, что средства для финансирования будут-таки найдены. Возможно, Египет получит помощь от КСА и ОАЭ, а, возможно, китайские компании, почувствовав, что для этого проекта Каир отчаянно нуждается в финансовых вливаниях, все же попробуют заключить сделку,  но уже на своих, более выгодных им условиях. И, скорее всего, Египет не откажется от заманчивого предложения, поскольку успешное завершение строительства его новой административной столицы является «делом чести» для президента АРЕ А.Ф.ас-Сиси.

[i] http://www.iimes.ru/?p=47096  “О новой административной столице Египта” Волков А.Т.

[ii] https://www.middleeasteye.net/news/construction-new-egyptian-capital-stalled-funding-and-labour-shortages

[iii] https://www.reuters.com/article/us-egypt-new-capital/egypts-new-desert-capital-faces-delays-as-it-battles-for-funds-idUSKCN1SJ10I

[iv] «Умный город» (калька с английского smart city) – это взаимосвязанная система коммуникативных и информационных технологий с интернетом вещей (IoT), благодаря которой упрощается управление внутренними процессами города и улучшается уровень жизни населения. Плюсы «умного города» заключаются в повышении уровня жизни граждан и в уменьшении издержек рабочих процессов благодаря автоматизации деятельности, не требующей применения аналитических навыков. Подробнее о smart city : https://robo-sapiens.ru/stati/umnyiy-gorod/

[v] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/3/12/331543/Business/Economy/Egypts-new-capital-Big-project,-big-challenges-.aspx

[vi] https://www.middleeastobserver.org/2018/12/18/42405/

[vii] http://english.ahram.org.eg/UI/Front/Search.aspx?Text=%20New%20Administrative%20Capital

42.74MB | MySQL:92 | 1,123sec