Ситуация в Турции. Март 2007г.

В марте вновь весомо напомнил о себе тюркский фактор во внешней политике Турции. В столице Азербайджана Баку 9 – 10 марта состоялся первый форум представителей турецкой и азербайджанской диаспор. В нем участвовали 513 делегатов из 49 стран мира, в т.ч. из России. По итогам форума была принята Декларация о стратегии совместной деятельности турецких и азербайджанских диаспор, а также сформирован Координационный совет. Это будет постоянно действующий механизм для реализации зафиксированных в Декларации положений, в которых отражены принципы и основные сферы взаимодействия диаспор двух стран в СНГ, Европе, США, Канаде, Центральной и Южной Америке, Азии и Австралии.

Анкара и Баку определили ряд основных направлений, на которых в первую очередь будут сосредоточены усилия диаспор двух стран с целью реализации внешнеполитических устремлений Турции и Азербайджана. Среди них урегулирование кипрской проблемы, прекращение изоляции Северного Кипра, содействие процессу вступления Турции в Европейский Союз в качестве полноправного члена, решение карабахского вопроса, противостояние армянскому лобби для нейтрализации его усилий, направленных на признание в ряде стран геноцида армян в Османской империи, защита прав и свобод иракских туркоманов в Северном Ираке, налаживание более тесных контактов с крымскими татарами в Украине и азербайджанской диаспорой в Иране.

В дипломатических кругах турецкой столицы отмечают, что итоги форума турецких и азербайджанских диаспор позволяют сделать вывод о том, что в Баку были впервые созданы реальные условия для объединения усилий Турции и Азербайджана с целью превращения тюркского фактора во влиятельный и эффективный инструмент международной политики, решения проблем, стоящих перед тюркоязычными государствами и общинами. Анкара планирует проведение аналогичных форумов представителей диаспор Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Это позволит, считают турецкие эксперты, существенно расширить тюркскую платформу в системе международных отношений в 21-м веке, повысить ее роль в решении глобальных и региональных проблем, в т.ч. в такой важной сфере как добыча, транспортировка и распределение энергетических ресурсов.

Европейский Союз 30 марта возобновил переговоры с Турцией об условиях ее вступления в эту международную организацию. Диалог касается нового аспекта переговоров — второго из 35. Речь идет о согласовании вопросов экономической политики и проблем, связанных с деятельностью промышленных предприятий. Решение возобновить контакты приняли постоянные представители стран-участниц при ЕС. Напомним, старт переговорам с Турцией по первому направлению, касающемуся науки и исследований, был дан в июне 2006 года. Ныне открыто второе направление.

Напомним, что в середине декабря 2006 г. ЕС заморозил переговоры с Турцией по вопросу вступления этой страны в ЕС по 8-ми из 35 пунктов: свободное движение товаров, свободное предоставление услуг, финансовая сфера, сельское хозяйство и аграрное развитие, рыболовство, транспортная политика, таможенные отношения, внешняя политика. Однако вопросы промышленных предприятий под него не попали. Это решение последовало за провалом переговоров делегаций Турции и Греции при участии представителей турецкой и греческой общин Кипра по урегулированию кипрской проблемы. Одним из условий вступления Турции в ЕС является открытие Анкарой своих воздушных и морских портов для судов члена ЕС — Республики Кипр. Официальная Анкара выдвинула встречное условие — признание Турецкой Республики Северного Кипра /ТРСК/. Турция заявила, что ЕС не снял, как обещал, экономическую блокаду с непризнанной ТРСК.

Анкара довольно жестко высказывается о сложившейся ситуации. «Если Европейский союз негативно относится к Турции, ему необходимо принять решение, а мы сможем идти дальше своей собственной дорогой», — заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя затянувшийся процесс рассмотрения в ЕС вопроса о вступлении Турции в эту организацию. Глава турецкого правительства, призвав ЕС принять окончательное решение о перспективах присоединения к нему Турции, констатировал: «Давайте не будем больше тратить на это деньги и силы. Мы не собираемся быть обузой для Европейского союза, мы идем туда как раз для того, чтобы избавить их от их собственного чрезмерного багажа».

При этом турецкие эксперты подсчитали, что вступление Турции 1 января 1996 года в Таможенный союз, рассматриваемое как одна из ступеней на пути страны в ЕС, уже обошлось турецкой экономике в 99,8 млрд. долларов. Именно такую сумму составил дефицит внешней торговли Турции со странами-членами ЕС за последние 11 лет. Таких темпов роста дефицита внешней торговли Турция не знала за всю историю республики.

В марте продолжает сохранять свою остроту курдская проблема. В турецких политических и дипломатических кругах обратили особое внимание на выступление государственного секретаря К.Райс в Сенате США. Причиной особого интереса в Турции к этому выступлению стало употребление главой американского внешнеполитического ведомства выражения «Курдистан» для обозначения Северного Ирака, района компактного проживания иракских курдов. Анкара классифицировала это как еще одно свидетельство поддержки Вашингтоном курса на создание независимого курдского государства на севере Ирака.

Практически одновременно с выступлением К. Райс в Сенате США один из влиятельных телеканалов Турции показал интервью с главой курдского автономного района на севере Ирака Масудом Барзани. Он заявил, что «курды имеют право на независимость, Турция и соседи Ирака должны к этому привыкнуть». Министр иностранных дел Турции А. Гюль выступил с резким осуждением этого заявления лидера Северного Ирака, назвав его «фантазером, чьи фантазии могут стать причиной больших неприятностей для представителей всех национальностей, проживающих в этом районе».

В сенате США также прозвучал ответ на вопрос о возможной реакции Турции на провозглашение независимого курдского государства на территории Северного Ирака. По мнению участников заседания, Анкара не останется сторонним наблюдателем этого процесса и объявит о начале военной операции, т.е. войны. Кстати, Иран также заявил о своем праве на подобную силовую операцию, если Багдад не прекратит антииранскую деятельность курдской группировки РEJAK на севере Ирака, которую, по мнению Тегерана, поддерживает Вашингтон.

Ситуация усугубляется и предстоящим в этом году референдумом о статусе нефтяной столицы Северного Ирака Киркука. Переход этого города под управление курдов, считают турецкие эксперты, станет решающим шагом на пути к провозглашению независимого курдского государства, что приведет к расчленению Ирака, вспышке межэтнических столкновений, гражданской войне. В это противостояние будут втянуты Турция, Иран и Сирия, в приграничных районах которых проживают миллионы курдов. Наряду с этим, Анкара заявляет о своем праве защищать иракских туркоманов, которых силой переселяют из Киркука в другие районы Ирака, в результате чего, считают турецкие эксперты, их численность уменьшилась с 800 тысяч в 2003 году до 200 тысяч в настоящее время.

В Анкаре полагают, что на севере Ирака зреет опасный межэтнический конфликт, способный привести к расколу Ирака и взорвать ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке в целом. Вашингтон, преследуя свои цели по экономическому и военному закреплению в Северном Ираке, который остается в Ираке на сегодняшний день островком относительной стабильности, пытается сделать процесс раскола Ирака менее болезненным и кровавым. Однако, как отмечают в турецких политических кругах, американская политика двойных стандартов, сепаратные переговоры с радикальными курдскими группировками ведет не к урегулированию ситуации, а к ее опасному для всего региона обострению.

Иракская тема стала основной и в телефонном разговоре президента России В.В. Путина и премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана, который состоялся 6 марта по инициативе турецкой стороны. Стороны обсудили вопросы российско-турецкого сотрудничества, в том числе в энергетической сфере, а также взаимодействие двух стран на региональном уровне и в рамках международных организаций.

Турецкие эксперты, комментируя состоявшийся телефонный разговор российского президента и турецкого премьера, особо выделяют аспект взаимодействия двух стран на региональном уровне. По их мнению, именно нынешняя катастрофическая ситуация в Ираке и координация действий Москвы и Анкары по ее скорейшей нормализации стала главным вопросом телефонного разговора лидеров двух стран.

Обе стороны полагают, что одним из направлений этого процесса могут стать международные встречи с участием стран-соседей Ирака, представителей пяти стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН, заинтересованных региональных организаций Лиги арабских государств и Организации Исламская конференция. Россия поддерживает такой формат урегулирования иракской проблемы. А Турция, напомню, впервые выступила с инициативой созыва международной встречи стран-соседей Ирака еще в апреле 2003 года с целью предотвращения эскалации военного конфликта на иракской территории. И затем эти встречи на уровне министров иностранных дел стран-соседей Ирака приобрели регулярный характер. Как отмечают в турецких политических и дипломатических кругах, координация действий России и Турции в намеченной на апрель многосторонней встрече по Ираку может существенно повысить ее практическую отдачу, помочь иракцам достичь национального согласия через широкий диалог, положить конец гражданской войне и сохранить Ирак как единое государство.

Что касается Вашингтона, то в течение практически четырех лет он игнорировал мнение соседних с Ираком стран, в т.ч. Турции, по вопросу урегулирования ситуации и предотвращения развязывания гражданской войны в этой стране. Безусловно, это только обостряло и без того катастрофическую обстановку в Ираке. Нынешнее согласие США на участие в подобных международных встречах, на диалог в их рамках с Ираном и Сирией, может свидетельствовать, полагают в Анкаре, об определенных позитивных изменениях в позиции Вашингтона.

В связи с мартовскими телефонными переговорами российского президента и турецкого премьера, турецкие эксперты обратили внимание на исследование общественно-политического еженедельника «Власть». По данным журнала, Р. Эрдоган вошел в «десятку» мировых лидеров, с которыми президент РФ чаще всего использует т.н. красную линию связи и метод телефонных переговоров для обсуждения наиболее важных международных проблем и поиска приемлемых путей их решения. Это, по их мнению, также свидетельствует о повышении уровня доверия между Москвой и Анкарой.

Такой вывод подтверждает и открывшийся в торжественной обстановке 15 марта в Анкаре Год культуры России в Турции. Открытие состоялось в одном из исторических зданий турецкой столицы – Анкарском государственном музее изобразительного и монументального искусства. В церемонии открытия приняли участие министр культуры и массовых коммуникаций России А. Соколов, министр культуры и туризма Турции А. Коч, известные деятели культуры двух стран, депутаты парламента, дипломаты, журналисты, жители и гости Анкары.

А. Соколов, открывая Год российской культуры в Турции, отметил, что сегодня российско-турецкие отношения без преувеличения служат примером истинного добрососедства и взаимного уважения. Их динамичное развитие, по мнению российского министра, повышает роль и влияние России и Турции в мире. Министр культуры и туризма Турции А. Коч в свою очередь с удовлетворением отметил динамичное развитие российско-турецких связей в области культуры, благодаря которому стало возможным проведение такой широкомасштабной культурной акции как Год культуры России в Турции. Убежден, что мероприятия в рамках этого Года не только обогатят российско-турецкие культурные связи, но и будут способствовать развитию всего комплекса добрососедских отношений между нашими двумя евразийскими государствами, — констатировал турецкий министр.

Программа Года российской культуры в Турции насыщена множеством интереснейших мероприятий. Ее примечательной особенностью является то, что она охватывает не только Анкару и Стамбул, но и ряд других турецких городов, таких как Анталья, Трабзон, Измир и Маниса.

Повышенный интерес вызвал и официальный визит в Турцию делегации Совета Федерации Федерального собрания России во главе с председателем Совета Федерации Сергеем Мироновым. После возложения венка к мавзолею основателя и первого президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка состоялись встречи и переговоры с председателем Великого национального собрания Турции Б. Арынчем, президентом страны А.Н.Сезером, премьер-министром Р.Т.Эрдоганом, министром иностранных дел А. Гюлем.

Ничуть не умаляя значимости этих встреч и переговоров, рискнем все же особо выделить еще одно мероприятие в рамках состоявшегося визита. Впервые в истории межгосударственных российско-турецких отношений российский политический и государственный деятель такого уровня выступил перед преподавателями и студентами одного из самых престижных высших учебных заведений Турции – университета Билькент, где успешно действует Центр российских исследований.

Атмосфера интереса сторон друг к другу, сложившаяся во время встречи в университете, убедительно подтвердила вывод, сделанный по итогам визита главой верхней палаты российского парламента. Сергей Миронов, отмечая давние традиции российско-турецкого сотрудничества, интенсивный политический диалог и активное взаимодействие в гуманитарной сфере, динамично развивающиеся торгово-экономические связи, объем которых превысил в прошлом году 20 млрд. долларов, констатировал: «Россия и Турция прочно связаны общими интересами и серьезной ответственностью за обеспечение стабильной, нормальной обстановки в регионе и мире в целом. Обширный опыт российско-турецкого многопланового партнерства важен для мирового политического процесса».

Стороны в ходе встреч и переговоров констатировали обоюдную готовность и далее укреплять межпарламентские связи, совершенствовать их договорно-правовую базу, активизировать работу межпарламентских групп дружбы. Это, по мнению Москвы и Анкары, позволит и далее совершенствовать многоплановое партнерство двух стран, взаимодействие не только на двухстороннем уровне, но и при решении региональных и глобальных проблем. В этой связи Сергей Миронов и Бюлент Арынч особо выдели российско-турецкое взаимодействие в Черноморском регионе, на Кавказе, в процессе ближневосточного урегулирования, при решении иракской проблемы и вопроса ядерного досье Ирана. В ходе встречи с членами парламентской группы дружбы с Россией, насчитывающей 156 депутатов, договорились об открытии в Турции лицея имени великого русского поэта Александра Пушкина.

Известный турецкий политолог Синан Оган в эксклюзивном интервью радио «Голос России» по итогам межпарламентских российско-турецких переговоров подчеркнул, что «именно в этой области между Москвой и Анкарой были некоторые проблемы, касающиеся, в частности, армянского вопроса». «Переговоры Председателя Совета Федерации РФ в Анкаре показали, что стороны сумели создать условия для активизации сотрудничества между законодательными органами двух стран. Теперь можно сказать, что уровень сотрудничества парламентов России и Турции соответствует рамкам многопланового партнерства наших стран», — констатировал турецкий политолог.

В области внутренней политики темой номер один продолжают оставаться предстоящие в мае с.г. выборы президента страны. 16 мая пройдет торжественная церемония передачи полномочий новому главе Турецкой республики. На нынешнем этапе возможных кандидатов на этот пост много, однако все ждут ответа только на один вопрос: выставит ли свою кандидатуру на голосовании в парламенте нынешний премьер-министр Р.Т. Эрдоган? Против этого шага главы правительства основные оппозиционные политические партии, действующий президент А.Н. Сезер, высшие военные круги страны. По данным английской газеты «Financial Times», около 70 процентов турецких граждан также полагают, что Эрдогану не следует выставлять свою кандидатуру на пост главы государства.

Газета, публикуя комментарий на эту тему, дает совет турецкому премьеру остаться во главе нынешней правящей Партии справедливости и развития /ПСР/, привести ее к новой победе на предстоящих осенью этого года всеобщих парламентских выборах и вновь возглавить правительство Турции. Это наиболее приемлемый, по мнению газеты, вариант, как с точки зрения внутренней ситуации в стране, так и для внешней политики Турции. Каковым будет выбор Эрдогана, покажут события в апреле. Сегодня следует лишь отметить, что у премьера в соответствии с процедурой избрания президента парламентом страны есть для этого все возможности, а именно необходимое для этого число голосов депутатов от возглавляемой им ПСР.

Глава парламента Турции Бюлент Арынч, комментируя предстоящие президентские выборы, спрогнозировал, что новый глава государства будет избран в третьем туре. Как известно, в соответствии с Конституцией страны, для избрания президента в первых двух турах необходимо набрать абсолютное большинство голосов / 376 из 550 возможных/. Это, считает нынешний спикер высшего законодательного органа Турции, проблематично. А вот в третьем туре по Конституции кандидату необходимо получить простое большинство голосов /276 из 550/, что правящей ПСР вполне под силу.

Здесь необходимо отметить, что на сегодняшний день полного единства в ПСР по кандидатуре Эрдогана нет. Некоторые из его соратников по партии предпочитают вариант, озвученный «Financial Times». Однако, думается, что авторитет лидера ПСР и жесткая партийная дисциплина позволят решить ему эту проблему. Об этом говорят и уже прозвучавшие в марте ряд весомых заявлений. Так, министр финансов Кемаль Унакытан 24 марта озвучил свою позицию: «Я хочу видеть в президентском дворце главу нашего правительства Р.Т. Эрдогана или того, на кого он укажет». В случае избрания президентом Р.Т. Эрдогана, наиболее приемлемой кандидатурой на пост главы правительства является нынешний его заместитель, министр иностранных дел А. Гюль, — подчеркнул министр финансов в своем заявлении.

52.32MB | MySQL:103 | 0,533sec