К вопросу о развитии политической ситуации в ИРИ после выборов

Итоги прошедших в Иране в декабре 2006 г. выборов в Совет экспертов и местные исламские советы наложили значительный отпечаток на развитие внутриполитических процессов в первые месяцы 2007 г.  На фоне все обостряющейся международной ситуации вокруг ядерной программы Ирана и ухудшения экономического положения внутри страны, роста опасений, связанных с последствиями введения экономических санкций против ИРИ, усиливалось  недовольство представителей парламентского большинства линией правительства как внутри страны, так и на международной арене.  Беспрекословная поддержка этой линии со стороны руководства фракцией,  и особенно ее председателя и вице-спикера М. Р. Бахонара,  привела к  внутрифракционному расколу. В конце января 2007 г. часть депутатов открыто заявила о формировании новой группы «осульгарайан-е халлаг» (фундаменталисты-созидатели). Представляют новое течение Х. Санхани, М. Хошчохре, О. Афруги, С. Абуталеб .1 Представители политических партий и группировок, входящие в консервативный лагерь, дали диаметрально противоположные оценки таким действиям. Так, члены партии «Каргозаран» в создании новой группы увидели возможность спасти лицо меджлиса и предотвратить превращение консервативной фракции в приспешника правительства в тяжелый для страны период экономической нестабильности и введения международных санкций. Они полагают, что такие действия  не приведут к полному расколу в лагере фундаменталистов.2 Представители коалиции «Абадгаран», подчеркнув факт существования различных точек зрения и критических оценок внутри фракции большинства в меджлисе,  выступили против таких действий, расценили их как угрозу единству и сплоченности всех консервативных сил.3.

Большую озабоченность у представителей традиционно консервативных партий вызвала предвыборная политика проправительственных группировок, стремившихся выдавить центристов с политической арены,  приведшая практически к расколу на этом фланге, и обернувшаяся их же поражением. По-видимому, стоит ожидать и дальнейшего отхода умеренных консерваторов от крайне радикальных сил и  размежевания внутри проправительственного лагеря, представленного «Абадгаран», о чем уже свидетельствуют появление в ходе выборов движения в поддержку Галибафа (нынешнего мэра Тегерана, считающегося  сторонником президента) и его растущая критика курса правительства.4 Определяя стратегию на будущее, основные партии консерваторов, такие как «Моталефе» (Партия исламской коалиции), призывают к пересмотру  базовых позиций «фундаментализма» и к выработке новой  линии на основе  политической умеренности и компетентности и выражают готовность к взаимодействию и с прагматиками, и со сторонниками Галибафа.

Со своей стороны, сторонники президента, объясняющие свое поражение на выборах  неустойчивостью консерваторов и их склонностью к компромиссам, не собираются сдавать позиции.  Несомненно,  в преддверии следующих выборов они предпримут ряд шагов по сплочению и укреплению своих рядов  и, возможно, выведут на политическую арену провинциальные силы — руководителей останов, настроенных довольно радикально и безоговорочно верных правительству.

В то время как в лагере консерваторов продолжается размежевание, которое, по-видимому, усилится в ближайшее время, реформаторы, оценивая свои успехи на выборах, все больше осознают необходимость укрепления и расширения коалиции при сохранении независимости и самостоятельности отдельных партий и группировок. Причем бесспорным лидером объединения называется Хатами. Даже несмотря на то, что в ходе предвыборной кампании инициатором совместных действий и опорой реформаторского блока выступила новая партия «Этемад-мели» во главе с М. Карруби, именно вмешательство бывшего президента способствовало достижению согласия накануне выборов. Сегодня, по мнению представителей реформаторских сил, на место лозунга «Хатами – пройденный этап» приходит лозунг « Консультируемся с Хатами», что, несомненно, связано, прежде всего, с высоким авторитетом этого деятеля на международной арене, а в нынешних политических условиях именно внешние факторы будут оказывать определяющее влияние на дальнейшее развитие страны.5.  Реформаторы, рассматривающие свои успехи на прошедших выборах как  признание народом их шансов на победу в грядущих кампаниях 2008–2009 г., уже сейчас начинают проводить подготовительную работу и вырабатывать общую стратегию действий. Предполагается основное внимание сосредоточить на деятельности местных советов, которые должны стать для них исходной платформой для продвижения в верхние эшелоны власти и  полем для воспитания новых кадров. Важным моментом в новых планах реформаторов считается укрепление взаимодействия с идеологически близкими к ним прагматиками из консервативного лагеря. В последнее время в иранских СМИ их чаще называют  фундаменталисты-реформаторы (осульгарайан-е эслахталаб). Взаимодействие этих двух течений, которое, видимо,  будет расширяться через местные советы, возможно, внесет изменение в расклад сил на политической арене Ирана.

     В конце февраля 2007 г. состоялось открытие первой сессии только что избранного Совета экспертов. Политические и религиозные  круги ожидали этого события с большим нетерпением, поскольку должны были избрать председателя Совета, в котором потенциально можно видеть и будущего религиозного лидера страны. Накануне делались различные предположения, многие называли кандидатуру Рафсанджани.  Председатель и два его заместителя избираются на два года, таким образом, за период действия этого органа они могут переизбираться 4 раза. На первом  заседании, которое проходит под председательством старейшего и самого молодого по возрасту членов Совета, председателем Совета экспертов был избран аятолла Мешкини, руководивший и прошлым составом Совета. Хотя многие политические комментаторы и высказывают очень большие сомнения по поводу его возможности осуществлять руководство Советом ввиду нездоровья,  кандидатура Мешкини была единственной, предложенной на этот пост, и получила 71 голос из 80.  Заместителями аятоллы Мешкини были избраны аятолла Хашеми- Рафсанджани (65голосов) и аятолла Язди (49 голосов). Новый Совет экспертов подтвердил свое полное доверие лидеру страны и его политической линии.

    В начале марта был обновлен еще один орган политической системы страны. Указом рахбара А.Хаменеи был назначен  новый состав Совета по целесообразности принимаемых решений. Он будет выполнять свои обязанности следующие пять лет.  Пост председателя сохранил за собой Рафсанджани и тем самым значительно  упрочил свое положение в системе властных структур ИРИ.

1. Афруг: фраксиун-е джадид-е осульгарайан бара-йе джелоугири аз ходкоши-йе сийаси буд. – www.baztab. 23.01.2007.

2. Ташкил-е фраксийун бе маана-йе эншаб-е хаме-йе осульгарайан нист.  – Годс. 24.01.2007.

3. Рах-е джобран-е эштебахха ташкил-е фраксиун-е джадид нист. — Годс. 24.01.2007.

4. По мнению многих политических аналитиков, движение Абадгаран представляло собой лишь временное объединение с целью победы на выборах в советы и меджлис и с тех пор сохраняет лишь вывеску и не имеет никакой программы действий. Мало вероятно, что оно продолжит организационную деятельность после прошедших выборов. См. Гозареш №183, бахман, 1385. С.9.

5.Ш.  Асани Ашари. Таасир-е энтехабат бар рафтар-е сийаси-йе дженахха. – Гозареш, №183, бахман, 1385. С. 7.

52.26MB | MySQL:103 | 0,605sec