О роли ООН на Ближнем Востоке

В ближневосточном регионе преобладают пессимистические оценки роли, которую играет там Организация Объединённых Наций. ООН упрекают в том, что она неспособна добиться выполнения многих из принятых ею решений, что Совет Безопасности стал органом, обеспечивающим интересы западных держав, в первую очередь Соединённых Штатов, что Вашингтон вообще обращается в Организацию только для того, чтобы использовать её как «козла отпущения», предпочитая во всех остальных случаях действовать в обход и СБ, и ООН в целом.1)  Впрочем, и сам  генеральный секретарь Организации К.Аннан вынужден был признать, что во время вторжения израильской армии в Ливан в июле – августе 2006 г. Совет Безопасности продемонстрировал «неспособность принимать оперативные решения» и это «это серьёзно поколебало веру всего мира в его авторитет и добросовестность».2) Но одновременно на Ближнем Востоке к ООН нередко относятся и как к deus ex machinа, который может – стоит ему лишь захотеть – сразу решить все проблемы региона.

Оценивая роль Организации, следует прежде всего иметь в виду, что она представляет собою не независимое в своих действиях «всемирное правительство», а международный орган, эффективность или неэффективность которого зависят не столько от него самого, сколько от входящих в него государств. Если между ними достигнут консенсус и имеется политическая воля претворить одобренные резолюции в жизнь, то ООН способна действовать последовательно и решительно, как это было, например, после оккупации Ираком Кувейта. В тех же случаях, когда члены Организации, и в первую очередь постоянные члены СБ, считают, что принятые решения не отвечают их интересам, они всячески тормозят либо даже срывают их реализацию. Так, миротворческие усилия Совета Безопасности в арабо-израильском конфликте блокировались сначала Великобританией 3), а затем США. Достаточно рутинным явлением стало на Ближнем Востоке и использование силы без санкции ООН (тройственная агрессия против Египта в 1956 г., нападение арабских стран на Израиль в 1948 г., Израиля — на арабские государства в 1967 г., вторжения израильской армии в Ливан в 1978, 1982 и 2006 гг., вооружённые конфликты между ЙАР и НДРЙ в 1972 и 1979 гг., «четырёхдневная война» между Египтом и Ливией в 1977 г., нападение Ирака на Иран в 1980 г., аннексия Ираком Кувейта в 1990 г., операция США и Англии против Ирака в 2003 г.).

Тем не менее, несмотря на столь неблагоприятную для неё ситуацию, Организация Объединённых Наций всегда играла весомую роль в ближневосточных делах. В соответствии с резолюцией 181(II) Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1947 г. было создано Государство Израиль. На основании резолюций 61 и 62 СБ от 4 и 16 ноября 1948 г. и при участии посредника ООН в 1949 г. были заключены соглашения о перемирии между арабскими странами и Израилем, завершившие « Палестинскую войну». Прекращение боевых действий в ходе «Октябрьской войны» стало следствием принятия Советом 22 октября 1973 г. резолюции 338, в то время как резолюция 242 СБ от 22 ноября 1967 г. сформулировала основополагающие принципы ближневосточного урегулирования. В 1978 г. позиция Совета явилась, по признанию самих израильтян, одним из основных факторов, побудивших их вывести свои войска из южного Ливана.4)  Наконец, одобрение СБ 11 августа 2006 г. резолюции 1701 положило конец столкновениям между израильской армией и ливанской шиитской организацией «Хизбалла» в Ливане и бомбардировкам этой страны авиацией Израиля.

Во время «второй войны в Заливе» коалиционные силы, освободившие Кувейт, действовали на основании резолюции 678 Совета Безопасности от 29 ноября 1990 г., а после её окончания принятые СБ решения определили условия послевоенного урегулирования, санкционного режима и оказания гуманитарной помощи Ираку. Учреждённая Советом Специальная комиссия ООН проделала эффективную работу по выявлению и ликвидации иракского оружия массового уничтожения, свёртыванию программ его производства и демонтажу ракетного потенциала Ирака.

В течение уже почти шестидесяти лет на Ближнем Востоке проводятся операции по поддержанию мира. В настоящее время там развёрнуты Временные силы ООН в Ливане (с 1978 г.) и Силы ООН по наблюдению за разъединением (с 1974 г.). Продолжает функционировать Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия, сформированный ещё в 1948 г. Трудно переоценить результаты деятельности в гуманитарной сфере Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, учреждённого в 1949 г.

В настоящее время усилия по разблокированию мирного процесса на Ближнем Востоке осуществляются, прежде всего, в формате «четвёрки» международных посредников, в состав которой наряду с Россией, США и Европейским союзом входит также и Организация Объединённых Наций, а основой для палестинско-израильского урегулирования является разработанная ими и одобренная СБ «дорожная карта». Вместе с тем очевидно, что в нынешней ситуации и при существующем сейчас раскладе сил быстро выйти на решение существующих проблем не удастся и надежды на то, что ООН, Россия, Соединённые Штаты либо ЕС сумеют,  поодиночке или сообща,  сотворить чудо, были бы иллюзорны. На данном этапе требуется кропотливая и далеко не всегда приносящая лавры работа по сближению позиций сторон. И здесь надо отдать должное усилиям генсекретаря ООН Пан Ги Муна, пытавшегося в ходе недавних встреч с премьер-министром Израиля Э.Ольмертом, главой ПНА М.Аббасом и президентом АРЕ Х.Мубараком нащупать возможности выхода из тупика, возникшего в результате победы ХАМАС на выборах на Палестинских территориях. В этом контексте представляется важным, что, охарактеризовав как «обнадёживающий фактор» сформирование ХАМАС и ФАТХ коалиционного правительства, Мун одновременно потребовал, чтобы это правительство выполнило требования мирового сообщества об отказе от терроризма, соблюдении ранее достигнутых договорённостей и признании Израиля. Не менее важно, что он публично поддержал М.Аббаса, высоко оценив его позицию, как нацеленную на достижение всеобъемлющего мира с Израилем, и получил от Э.Ольмерта заверения, что тот продолжит контакты с главой ПНА.

Совет Безопасности, приняв 11 августа 2006 г. резолюцию 1701 сыграл – пусть даже с запозданием на месяц – решающую роль в прекращении боевых действий между израильской армией и « Хизбаллой» и отводе Аримии обороны Израиля с территории Ливана. При этом, расширив мандат  и доведя  численность ВСООНЛ до 13 тыс. человек, СБ существенно повысил их эффективность. Принципиально важное значение имело то, что ооновские силы  не допустили возникновения в южном Ливане «вакуума» в промежуток времени между отходом израильтян и развёртыванием там ливанской армии. Главное же состоит в том, что ВСООНЛ совместно с 15-тысячным ливанским контингентом надежно контролирует зону между р. Литани и «голубой линией», добившись прекращения длившейся там с  70-х гг. вооруженной конфронтации. В настоящее время силы ООН оказывают содействие и в совершенствовании контроля над ливано-сирийской границей с тем, чтобы пресечь продолжающиеся нелегальные поставки оружия в Ливан.

Организация Объединенных Наций  не играет – да и не может на данном этапе играть – ключевую роль в разблокировании кризиса в Ираке. Вместе с тем, нельзя считать, что она устранилась от происходящего там. Принятая Советом Безопасности резолюция 1483 определила механизм функционирования оккупационного режима. В соответствии с решениями СБ осуществляется и формирование иракских органов власти. В настоящее время основной акцент в деятельности ООН на иракском направлении смещен, судя по заявлению Муна от 27 марта с. г., на предоставление экономической и социальной помощи, что должно способствовать стабилизации обстановки в стране. Что касается содействия Организации политическому процессу, то, как отметил генсекретарь ООН, конкретных решений на этот счет пока не принято. Вместе с тем, Организация могла бы, казалось, принимать более весомое участие в урегулировании проблем Ирака, оказывая, в частности, содействие диалогу между различными политическими группировками. Активизация ООН способствовала бы и появлению  у государств Ближнего и Среднего Востока большей уверенности, что иракские проблемы не будут решаться без учёта их мнения и их интересов. Очевидно в то же время, что более плотное вовлечение Организации в иракские дела возможно только с согласия являющихся постоянными членами Совета Безопасности США и Англии, для которых это было бы равнозначно признанию неспособности урегулировать кризис собственными силами.

Организация Объединённых Наций не намерена оставаться в стороне от оказания помощи  бежавшим из страны иракцам, число которых составляет 2 млн. человек. Свидетельством тому стала поездка верховного комиссара ООН по делам беженцев А.Гутереша  по странам  Ближнего Востока с целью подготовки намеченной на 17-18 апреля с.г. в Женеве международной конференции по делам иракских беженцев.

Говоря о деятельности ООН на Ближнем Востоке следует отметить и ее вклад в урегулирование кризиса, возникшего вследствие убийства премьер-министра Ливана Р. Харири ( хотя, по мнению автора, Организация не проявила здесь необходимой беспристрастности), а также планируемую совместную операцию по поддержанию мира ООН и Африканского союза в Дарфуре (значительная затяжка с началом которой – на совести Судана, лишь 30 марта с.г. давшего согласие на ее проведение в смешанном ооновско-африканском формате).

Что касается перспектив развития ситуации в регионе, то здесь важно не упускать из виду, что все попытки решать проблемы Ближнего Востока не коллективно, а в одиночку успеха не приносили и не принесут. Отсюда вытекает востребованность Организации Объединенных Наций, которая, несмотря на все свои недостатки, является органом, способным вырабатывать коллективные решения, учитывающие интересы всех сторон – не только региональных, но и внерегиональных, и добиваться их претворения в жизнь. Сложившаяся практика показывает, что ООН может действовать как самостоятельно, так и в рамках других механизмов, например «четверки». Нельзя недооценивать потенциал Организации и в том, что касается реализации достигнутых договорённостей, создания для этого соответствующих исполнительных органов. Так или иначе, опыт прошедших   с 1947 шестидесяти лет  свидетельствует, что решить проблемы Ближнего Востока без участия ООН невозможно.

1)       См., напр.: Ас-Сабах, 19.05.2006; П.Н.Мамед-заде .Позиция Арабской Республики Египет по вопросу реформирования ООН. – Ближний Восток и современность, вып. 29. М., 2006, стр. 174- 176.

2)       Выступление Генерального секретаря ООН на заседании Совета Безопасности «Положение на Ближнем Востоке». – http://www.un.org/russian/basic/sg/messages/2006/pv5511.htm.

3)       Подробнее см.: Т.В.Носенко. Иерусалим. Три религии. Три мира. М., 2006, стр. 427.

4)       См.: Political Encyclopedia of the Middle East. Jerusalem, 1999, p. 478.

52.28MB | MySQL:103 | 0,424sec