Военно-политическая обстановка в Ираке (март 2007 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в марте 2007 года характеризовалась высокой степенью напряженности и нестабильности. Ситуация в сфере безопасности сохранялась очень сложной. Существенных реальных позитивных подвижек в сторону налаживания общенационального диалога в прошедшем месяце не произошло. Иракская тема продолжала занимать видное место во внешнеполитической деятельности на региональном и международном уровнях.

В Обзоре внешней политики России, подготовленном в МИДе РФ, говорится: «Ситуация в Ираке критическая, балансирует на грани полномасштабной гражданской войны. Возрастает уровень террористической активности, обостряются противоречия на этнической и конфессиональной почве. Набирающие силы дезинтеграционные процессы могут привести к окончательному распаду иракского государства. Правительство Ирака и многонациональные силы не способны эффективно контролировать ситуацию на значительной части территории страны».

Общеарабский саммит в Эр-Рияде (28-29 марта) выразил серьезную озабоченность ростом межрелигиозной розни в Ираке, которая может перекинуться на соседние страны.

По оценке видного американского эксперта по военно-политическим вопросам Э. Кордесмана, «Ирак уже является государством, где идет ограниченная гражданская война», которая вполне способна перерасти в более крупный конфликт. Командующий иракской группировки ВС США генерал Д. Петреус признал, что военные «самостоятельно не смогут положить конец бушующему в Ираке насилию», а для разрешения кризиса крайне необходим политический диалог, в т. ч. с некоторыми группами боевиков.

Напряженность ситуации в сфере безопасности в Ираке в марте продолжала оставаться очень высокой. В прошедшем месяце значительно возросли потери среди иракского гражданского населения, военнослужащих правительственной армии и сотрудников МВД. Стабильно высокими сохранились людские потери вооруженных сил США. По данным экспертов ООН, в стране ежедневно в среднем погибает до 100 человек, а от 200 до 500 получают ранения различной степени тяжести. Причем жертвами насилия в основном становятся люди в возрасте от 15 до 44 лет.

Наиболее сложная и напряженная обстановка, как и прежде, сохранялась в Багдаде и прилегающих к столице районах, в провинции Дияла северо-восточнее Багдада и в западной провинции Анбар.

В Багдаде в ходе крупномасштабной операции «Установление законности» по наведению порядка в городе, начатой в феврале с. г., американским войскам и иракским правительственным силам удалось снизить уровень насилия в шиитских районах столицы, но при этом возросло число террористических и боевых акций со стороны суннитских боевиков. Одновременно часть суннитских боевиков переместилась из столицы в другие районы страны, главным образом в провинцию Дияла.

14 марта были подведены итоги первого месяца операции «Установление законности». По информации иракских военных, удалось значительно уменьшить число погибших мирных жителей, количество терактов, минометных обстрелов, акций террористов-смертников и т. д. В целом была представлена картина серьезных позитивных изменений в столице. Слов нет, действительно уровень насилия в Багдаде, особенно в ряде шиитских районов, снижен. Но, как показали последние дни марта, достигнутые успехи весьма зыбки, а экстремисты далеко не ослаблены и располагают значительными ресурсами и возможностями для продолжения насилия.

В начале марта впервые с начала операции «Установление законности» подразделения ВС США и иракской армии на постоянной основе были размещены в шиитском районе Багдада Садр-сити, считающимся одним из главных оплотов радикального имама М. ас-Садра и руководимой им «Армии Махди». Под давлением правительства, а также не желая на данном этапе вступать в прямую вооруженную конфронтацию с американцами и иракскими властями, ас-Садр вывел значительную часть своих боевиков из столицы (как полагают, главным образом в южные провинции Ирака), а другая часть из них на время скрыла свое оружие.

Активные действия суннитских боевиков в столице во многом направлены на провоцирование их оппонентов из «Армии Махди» вновь выйти на улицы и возобновить вооруженную борьбу, что подставит их под удар американских войск и правительственных сил, и, естественно, серьезно ослабит «Армию Махди» — одного из главных противников суннитов.

В ответ на активизацию суннитских боевиков багдадские шииты провели 17 марта демонстрацию протеста, требуя ликвидации американского военного присутствия в Садр-сити и возобновления деятельности шиитской милиции для защиты от нападений суннитских экстремистов. Эта демонстрация стала первым крупным организованным выступлением шиитов против американо-иракского плана по наведению порядка в столице.

Американские войска и иракские правительственные силы создают в Багдаде совместные т. н. «станции безопасности». Всего планируется создать 45 таких «станций». Также устанавливаются совместные американо-иракские блокпосты. Всего в Багдаде в настоящее время сосредоточено до 90 тыс. американских военных, иракских военнослужащих и полицейских. В настоящее время в столице действуют 10 иракских армейских бригад и 4 бригады МВД Ирака. Продолжается прибытие в Багдад дополнительных сил ВС США.

В целом, по заявлению генерала Д. Петреуса, боевики в Багдаде не намерены складывать оружие, а наоборот пытаются активизировать свои действия, сорвать проводимую операцию по наведению порядка в столице.

Командование ВС США утверждает, что М. ас-Садр в результате проведения операции в Багдаде в значительной степени потерял контроль над отрядами «Армии Махди», которая распалась на несколько сравнительно небольших группировок. Насколько подобные заявления соответствуют действительности, сказать трудно. Также сообщается, что иракское правительство ведет переговоры с «Армией Махди» о возможности ее разоружения. В то же время американцы категорически выступают против вхождения боевиков «Армии Махди» в официальные иракские силовые структуры. 30 марта в Эн-Наджафе от имени ас-Садра было распространено заявление, в резкой форме осуждающее продолжение американской оккупации Ирака. При этом помощники шиитского лидера опровергают утверждения американцев о том, что ас-Садр покинул Ирак и находится в Иране.

Отметим, что американские военные не в состоянии держать в Багдаде на постоянной основе крупные силы, на что собственно и рассчитывают экстремистские группировки, как шиитские, так и суннитские. Их лидеры ждут окончания операции и ухода из города значительной части войск США, после чего они вновь расширят масштабы своей деятельности, в т. ч. боевой и террористической. Именно так оценивают перспективы нынешней американо-иракской операции многие иракские и зарубежные политические и военные эксперты.

Само же американское военное командование отказывается называть точные сроки нахождения в иракской столице усиленной группировки ВС США. Как правило, на подобные вопросы следует ответ – «войска будут находиться в Багдаде столько, сколько это будет необходимо».

В марте 2007 года вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия преимущественно имели место в городах (и прилегающих к ним районах) в центре, на севере и западе Ирака: Рамади, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Эль-Халис, Балад, Хувейджа, Балад Руз, Эль-Каим, Эль-Хаббания, Бани-Саад, Туз-Хурмату, Эш-Шаркат и в ряде других мест.

Заметный рост военной и террористической активности сил суннитского сопротивления и зарубежных боевиков происходит в провинциях Дияла и Анбар. Особенно следует отметить усиление насилия в провинции Дияла. По данным американского командования, за последние месяцы его уровень возрос на 30%. Сообщается, что суннитские боевики постепенно расширяют свой контроль над различными районами провинции. По оценке главы провинциального совета И. Баджлана, жизнь в этом иракском регионе практически парализована. Командование ВС США было вынуждено в марте перебросить в Диялу дополнительно к дислоцированным здесь 3,5 тыс. американских и ок. 20 тыс. иракских военнослужащих, батальон из состава бригады «Страйкер» (ок. 700 чел.).

В провинции Анбар постоянно происходят боестолкновения американских войск и иракских правительственных сил с суннитскими повстанцами и иностранными боевиками. В марте боевики в городах Рамади и Эль-Фаллуджа вновь совершили теракты с использование хлора, что привело к многочисленным жертвам, в т. ч. среди американских военнослужащих. Также следует подчеркнуть, что в различных районах Анбара участились случаи вооруженного противоборства местных племен с иностранными террористами из группировок, сотрудничающих с «Аль-Каидой». В провинцию Анбар командование ВС США планирует дополнительно перебросить два батальона морской пехоты.

Резко обострилась в прошедшем месяце ситуация в городе Талль-Афар на севере страны, где произошли крупные столкновения между местными суннитами и шиитами, приведшие к многочисленным человеческим жертвам. В конце марта в городе был осуществлен крупнейший в Ираке за последнее время теракт, унесший жизни свыше 150 человек.

Ряд районов к северу от Багдада контролируются радикальными исламистами, которые провозгласили здесь в октябре 2006 года т. н. «Исламское Государство Ирак». В местах, контролируемых исламистами, введены и практически исполняются законы шариата в самой жесткой их форме.

На высоком уровне остается интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Эль-Махмудийя, Эль-Юсифийя, Эль-Мусайиб, Сальман-Пак, Эль-Латифийя, Эль-Искандерия.

Неспокойная обстановка сохраняется во многих районах иракского юга. Как сообщается, сюда, наряду с боевиками «Армии Махди», перебазировалась из Багдада и часть суннитских боевиков, которые пытаются открыть в южных провинциях новый фронт борьбы. Об этом, в частности, свидетельствуют совершенная ими серия терактов.

В марте на юге Ирака теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили также в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эль-Кут, Эд-Дивания, Эн-Наджаф, Кербела, Хилла, Эль-Кифль, Эль-Куфа и в некоторых других местах. В Басре британские войска и иракские правительственные силы регулярно осуществляют рейды по поиску оружия и взрывчатых веществ, что, однако, не приводит к существенному улучшению ситуации в сфере безопасности в городе.

Обстановка в Иракском Курдистане в марте 2007 года в основном сохранялась стабильной.

Высоким продолжает оставаться уровень противостояния между арабами-суннитами и шиитами. Одной из форм противоборства стали нападения на паломников, преимущественно шиитских. По-прежнему практически ежедневно в различных городах страны находят тела погибших суннитов и шиитов, причем в подавляющем большинстве эти люди погибли после жестоких пыток. Правда, следует отметить, что в последний месяц число подобных жертв в Багдаде стало меньше. Часто нападениям подвергаются жилые дома, где проживают шииты или сунниты (это в последнее время характерно для провинции Дияла). Многие районы Багдада, где ранее совместно проживали сунниты и шииты, уже превратились в «чисто» шиитские» или «чисто» суннитские. Не прекращается «охота» на бывших функционеров правившей при С. Хусейне партии Баас (это преимущественно сунниты).

Наиболее часто террористы, суннитские и шиитские боевики продолжают совершать нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные (преимущественно американские) войска, представителей иракской интеллигенции, иностранцев, работающих в Ираке, местных и зарубежных журналистов, предпринимателей. Нападения совершаются на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы местных и иностранных фирм.

С 2003 года в стране были убиты ок. 2500 врачей, 155 местных и иностранных журналистов. Только с начала текущего года в Ираке погибли 18 журналистов (14 – в Багдаде). По причине отсутствия безопасности только в Багдаде 75 проц детей не посещают школы, а по стране в целом по этой причине закрыты от 30 до 70 проц школ.

Глава правительства Н. аль-Малики сообщил, что США и власти Ирака совместно действуют по выявлению, аресту и преданию суду высокопоставленных иракских политических деятелей и чиновников, которые подозреваются в связях с вооруженными экстремистскими группировками. По сути, это заявление аль-Малики означает признание того факта, что в структурах власти страны и среди и политической элиты имеется значительное число приверженцев вооруженной оппозиции.

Продолжаются многочисленные нападения повстанцев и боевиков на иракских автодорогах, что существенно затрудняет снабжение американских войск. Продолжают иметь место, хотя и не так часто, как в предыдущие годы, нападения боевиков на объекты нефтяной отрасли.

На иракской территории активно и агрессивно действуют иностранные террористы и боевики, связанные с «Аль-Каидой». Они совершают большое число терактов, особенно с использованием автомобилей, начиненных взрывчаткой. Но что особенно опасно – сторонники «Аль-Каиды» целенаправленно, масштабно, словом и делом разжигают в Ираке религиозную междоусобицу, всячески натравливая друг на друга суннитов и шиитов.

По признанию одного из полевых командиров Движения талибов, афганские боевики принимают участие в борьбе на стороне иракских исламистов, а иракские боевики воюют в Афганистане.

Иракские, иностранные террористы и суннитские и шиитские боевики постоянно совершенствуют способы своих действий. И все же одним из наиболее распространенных способов их действий остается масштабное и в целом эффективное применение различных самодельных взрывных устройств (СВУ). В Ираке существует широкая сеть подпольных «фабрик» по изготовлению СВУ, значительная часть из которых находится в суннитских районах и в самом Багдаде. Американские и иракские войска регулярно обнаруживают и ликвидируют эти «фабрики», но, тем не менее, «индустрия» по изготовлению смертоносных изделий продолжает успешно функционировать. За последние месяцы на 60 проц возросло число терактов, совершаемых террористами-смертниками путем подрыва автомашин. Для обстрелов различных объектов широко используются минометы и переносные установки для пуска реактивных снарядов. По информации американского командования, террористы и боевики для исполнения своих преступных замыслов все чаще используют детей.

По имеющейся информации, иракское правительство ведет переговоры с некоторыми повстанческими группировками, не связанными с «Аль-Каидой». Премьер министра Ирака Н. аль-Малики призвал повстанцев прекратить вооруженную борьбу против нынешнего багдадского режима, пообещав в противном случае усилить силовое воздействие на непримиримую оппозицию. Переговоры с рядом суннитских оппозиционных группировок ведет и посольство США в Багдаде.

В условиях продолжающегося в Ираке масштабного насилия и произвола нарастает поток беженцев как внутри страны, так и эмигрирующих из Ирака. По данным аппарата Верховного комиссара ООН по делам беженцев, ежедневно ок. 1500 иракцев покидают мест своего жительства, а всего с февраля 2006 года (времени начала резкого обострения шиитско-суннитского противоборства) это сделали 712 тыс. человек. Общее же число внутренних беженцев в Ираке составляет 1,7-1,9 млн человек. По прогнозам экспертов ООН, неуклонный рост числа иракцев, решивших покинуть свою страну, уже в ближайшее время приведет к тому, что соседние государства не смогут справиться с их потоком. В первую очередь, это относится к Сирии и Иордании.

США планируют расширить площади тюрем, находящихся под контролем коалиционных сил. Это – лагерь «Кэмп-Букка» (13,8 тыс. заключенных) на юге Ирака недалеко от портового города Умм-Каср и лагерь «Кэмп-Кроппер» (3,3 тыс. заключенных) в пригороде Багдада.

По состоянию на 1 апреля 2007 года списочная численность личного состава силовых структур Ирака составляла 321,16 тыс. человек: вооруженные силы – 132,9 тыс. человек; полиция и другие формирования МВД – 188,26 тыс. человек (по другой информации, в рядах ВС и МВД числится ок. 329 тыс. чел.). Вместе с тем, как считают западные военные эксперты, реальная численность иракских силовиков значительно меньше по причине дезертирства и постоянного отсутствия на службе многих военнослужащих и полицейских. Так, реальная численность армии оценивается примерно в 100 тыс. человек, а полиции и других формирований МВД примерно в 127 тыс. человек.

Боевые потери иракских силовиков убитыми в марте, по официальным данным, составили: военнослужащих — 44 человека, полицейских – 165 человек.

Иракское правительство планирует в течение ближайших шести месяцев увеличить численность вооруженных сил на 30 тыс. человек, для чего каждые два месяца будут готовить по 10 тыс. новых военнослужащих. Власти предпринимают шаги по возвращению в ряды вооруженных сил бывших военнослужащих армии С. Хусейна. Так, сообщатся о намерении министерства обороны вернуть в строй до 85 тыс. человек, в т. ч. более 30 генералов и свыше 500 старших офицеров.

Вооруженные силы характеризуются в целом слабо подготовленным офицерским составом, а основной мотивацией к службе остается регулярное получение денежного довольствия. Лояльность многих солдат и офицеров багдадскому режиму вызывает большие сомнения. Невысоким сохраняется уровень технического оснащения армии, войска испытывают нехватку различного снаряжения. В вооруженных силах широкое распространение имеет коррупция и хищение военного имущества.

В сухопутных войсках завершено формирование 9 из 10 дивизий. Однако, по оценке американских экспертов, иракские дивизии, а также бригады имеют слабые штабы, не на высоком уровне остается качество управления подчиненными частями и подразделениями, боевое и тыловое обеспечение.

К концу 2006 года иностранные советники и инструкторы (преимущественно военнослужащие ВС США) в основном завершили работу по формированию и сколачиванию батальонов сухопутных войск, а в настоящее время в своей деятельности они основное внимание уделяют вопросам налаживания боевого обеспечения соединений, частей и подразделений.

Из ЮАР для сухопутных войск в ближайшее время должны поступить 400 бронетранспортеров.

ВВС Ирака до конца текущего года должны впервые получить 44 американских боевых вертолетов, а также 6 транспортных самолетов.

Для иракских ВМС в ближайшие годы планируется приобрести 21 боевой корабль, катер и вспомогательное судно, в т. ч. 4 патрульных корабля и 10 патрульных катеров. Численность личного состава ВМС к 2010 году намечается довести до 2,0-2,5 тыс. человек. Также будет улучшена береговая инфраструктура флота, в частности, восстановлена военно-морская база Умм-Каср.

США приняли программу переоснащения иракских вооруженных сил на американское вооружение и военную технику (замену оружия советских образцов). На эти цели правительство Ирака выделяет ок. 3 млрд долларов, полученных от продажи нефти. В Пентагоне считают, что реализация данной программы позволит ускорить и улучшить процесс обучения иракских войск, т. к. американским советникам и инструкторам будет легче работать со своим национальным оружием, чем с иностранным. К тому же американцы считают, что только так можно будет «сцементировать долговременное сотрудничество в сфере безопасности» с Ираком. Более того, в перспективе (пока не очень ясной) речь может пойти и о поставках иракским ВС танков М1 «Абрамс» и БМП М2 «Брэдли». Пока же в качестве первого шага предполагается заменить стрелковое оружие (речь, в частности, идет о замене автоматов Калашникова на американские автоматические винтовки М-16 и карабины М-4), поставить дополнительное количество автомобильной техники и средств связи. Первые партии бронированных внедорожников «Хамвей», 5-тонных грузовиков и радиостанций уже прибыли в Ирак.

В целом, по оценке американского эксперта Э. Кордесмана (и с ним вполне можно согласиться), «регулярная иракская армия все еще не может действовать без массивной помощи» коалиционных сил. Она не располагает необходимым количеством бронетехники, не имеет артиллерии, нуждается в поддержке боевых действий наземных сил с воздуха (собственных боевых самолетов и вертолетов нет), недостаточным остается транспортное обеспечение, в т. ч. по воздуху, крайне слабы возможности собственного боевого и тылового обеспечения.

В составе иракской полиции числится 135 тыс. человек (реально ок. 85 тыс.); в военизированных формированиях Национальной полиции (что-то вроде внутренних войск) — 24, 4 тыс. человек (реально ок. 20 тыс.); в других формированиях МВД — 28,86 тыс. человек (реально ок. 22 тыс.).

Все структуры МВД пронизаны коррупцией, слабым остается уровень подготовки руководящего состава, полиция и другие формирования испытывают острую нехватку различного снаряжения. В органах и формированиях МВД очень много шиитского и курдского элемента, т. е. бывших боевиков шиитских вооруженных группировок и курдских отрядов «пешмерга». Не редки случаи отказа полицейских и военнослужащих МВД от участия в боевых операциях, широко распространено дезертирство. По признанию американских военных, личный состав иракских частей и подразделений, предназначенных для охраны объектов нефтяной отрасли, а также пограничники не отличаются высоким профессионализмом, слабо оснащены и плохо экипированы.

МВД Ирака под давлением американцев регулярно проводит чистки своих рядов. Так, за последние 15 месяцев из различных структур министерства уволено до 14 тыс. сотрудников, более половины из которых были связаны с теми или иными вооруженными группировками. В числе причин увольнения называются также коррупция, непотизм, использование служебного положения в личных целях, нарушения прав человека при исполнении служебных обязанностей. Против части бывших сотрудников возбуждены уголовные дела.

Власти в очередной раз заявил о намерении подчинить МВД ок. 132 тыс. (по другой информации – до 144 тыс.) лиц, числящихся в т. н. ведомственных охранных структурах, подчиненных различным министерствам. Как сообщается, многие из этих охранных формирований превратились в «банды гангстеров», сотрудничают с криминальными элементами и боевиками, а в целом являются «неотъемлемой частью финансовой и административной коррупции».

По расчетам американских военных, иракские силовые структуры смогут в значительной степени самостоятельно решать задачи по борьбе с повстанцами и террористами, обеспечению безопасности в стране не ранее 2008 года. Называется и более реалистичный срок – не ранее 2010 года.

По состоянию на 1 апреля 2007 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 142 тыс. человек.

Потери личного состава ВС США в Ираке в марте 2007 года составили убитыми 86 и ранеными ок. 430 человек. Таким образом, общие потери вооруженных сил США со времени начала иракской компании в марте 2003 года по 31 марта 2007 года достигли, по уточненным данным, убитыми 3461 человек и ранеными ок. 24530 человек. Кроме того, два военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в марте 2007 года убитыми 1 (Великобритания) и ранеными 6 человек (Великобритания, Латвия, Польша).

Командование ВС США в условиях сохраняющейся в Ираке высокой степени напряженности срочно перебрасывает туда дополнительные силы. В частности, уже в ближайшее время в страну будет направлена бригада армейской авиации (2,6 тыс. чел., боевые вертолеты АН-64 «Апач», разведывательно-боевые вертолеты ОН-58 «Кайова», транспортно-десантные вертолеты СН-47 «Чинук» и UH-60 «Блэк Хок») и подразделения военной полиции (до 2,2 тыс. чел.). В МО США также считают необходимым направить в Ирак дополнительно 2,2 тыс. военнослужащих военной полиции для усиления охраны мест заключения. Всего численность американской военной группировки в Ираке планируется увеличить на 30 тыс. человек. По словам генерала Д. Петреуса, запланированная переброска в Ирак дополнительных сил ВС США будет полностью завершена «не ранее, чем к началу июня».

Одобренный 25 марта демократическим большинством Палаты представителей Конгресса США законопроект обусловливает выделение дополнительной суммы в 100 млрд долларов на продолжение в текущем году военных операций в Ираке и Афганистане требованием к вашингтонской администрации вывести с иракской территории к 1 сентября 2008 года все боевые части ВС США. При этом делается оговорка, что крайний срок вывода войск может быть сдвинут на конец 2007 года в том случае, если правительство Ирака не выполнит взятых на себя обязательств по обеспечению безопасности в стране. В документе на президента Дж. Буша возлагается обязанность дважды – 1 июля и 1 октября 2007 года — проинформировать Конгресс по вопросу о мерах, принимаемых иракским правительством по обеспечению безопасности, принятию законов об углеводородах и местных выборах и др. Сенат же в конце марта принял аналогичную резолюцию, но назвал сорок начала вывода войск из Ирака 1 марта 2008 года. Со своей стороны, президент Буш уже заявил, что этот законопроект «никогда не станет законом», если Конгресс обусловит выделение средств конкретными сроками вывода американских войск из Ирака. Президент также считает, что задержка с выделением средств на войну в Ираке может вызвать цепную реакцию и осложнить положение находящихся там американских войск, В частности, речь может идти о вынужденном сокращении числа подготавливаемых резервистов, свертывании программ замены и ремонта военной техники и др.

По имеющейся информации, органы военного планирования США начали разработку мероприятий по выводу американских войск из Ирака. При этом уход войск будет осуществляться постепенно с одновременным расширением и ускорением деятельности по обучению иракских войск (последнее в настоящее время уже происходит). Как полагают, решение на вывод войск может быть принято в случае, если нынешний план президента Дж. Буша по стабилизации обстановки в Ираке не приведет к желаемым результатам.

Со своей стороны, иракское руководство считает, что преждевременный или поспешный вывод ВС США из страны может привести к катастрофическим последствиям не только для Ирака, но и для ближневосточного региона в целом. Иракские руководители также считают, что национальные силовые структуры пока не готовы в полном объеме взять на себя решение задач по обеспечению безопасности в стране.

В американской администрации полагают, что ВС США не будут оставаться в Ираке «дольше, чем это необходимо властям Багдада для создания национальных вооруженных сил и правоохранительных органов, способных обеспечить безопасность своих граждан».

Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, А-10, «Торнадо», вертолеты армейской авиации) постоянно оказывала поддержку действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, постоянно вела воздушную разведку объектов повстанцев и боевиков в различных районах Ирака. Ежедневно в марте авиация союзников совершала от 44 до 83 боевых вылетов (без учета вертолетов). Наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригородов), Баакуба, Самарра, Рамади, Басра, Талль-Афар, Тикрит, Балад, Эль-Юсифийя, Эль-Махмудийя, Сальман-Пак, Эль-Фаллуджа, Мосул, Эль-Искандерия, Балад Руз, Эд-Дивания, Байджи, Эль-Халис, Эль-Микдадия и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, управляемые авиационные бомбы GBU-12 и GBU-38. Боевые вертолеты поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование активно использует в Ираке беспилотные летательные аппараты (БЛА), особенно WQ-1 «Предатор», которые поражали противника ПТУРами «Хеллфайр». Авиация также активно выполняла поисково-спасательные задачи. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии.

На реках Тигр и Евфрат впервые после войны во Вьетнаме действует подразделение речных катеров ВМС США, которое совместно с подразделениями морской пехоты решает задачи по поиску и уничтожению террористов и бандгрупп.

Командование ВС США в Ираке в течение года планирует развернуть в этой стране сетевую систему разведки, наблюдения и сбора разведывательной информации ISRIS (Intelligence, Surveillance, Reconnaissance Information Service). Эта система обеспечивает сбор данных и видеофайлов с различных разведывательных платформ (БЛА, например), размещает их на сервере, доступном для военных пользователей. Пока же в Ираке, по оценкам экспертов, пропускная способность всех тактических каналов передачи данных оставляет желать лучшего.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (23) составляла на 1 марта 2007 года ок. 14,2 тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (7,2 тыс. чел.) и Южная Корея (2,3 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

20 марта британские войска в Басре были выведены из военной базы в центре города, которая постоянно обстреливалась боевиками, и перемещены в район городского аэропорта. Всего в Басре и ее окрестностях части ВС Великобритании размещены в четырех местах, в т. ч. в районе британского консульства.

Грузия намерена увеличить численность своего военного контингента в Ираке до 2000 человек (сейчас 850 чел.).

Правительство Японии одобрило законопроект, предусматривающий продление миссии подразделения военно-транспортной авиации Сил самообороны на два года (срок миссии истекает с 31 июля 2007 года). Это подразделение базируется в Кувейте и обеспечивает деятельность коалиционных сил в Ираке.

По данным опроса, 82 проц иракцев «потеряли доверие» к иностранным войскам, находящимся на территории страны, а 78 проц респондентов выступают против их присутствия в Ираке, и лишь 18 проц опрошенных «сохраняют доверие» к коалиционным силам, но только 35 проц требуют их незамедлительного вывода из страны, в то время как 65 проц считают, что это должно произойти только после того, как в Ираке станет безопаснее, а местные армия и полиция окрепнут. Причем 98 проц суннитов осуждают американо-британское вторжение в Ирак в 2003 году, в то время как 70 проц шиитов его одобряют.

Министр иностранных дел России С. Лавров считает, что к вопросу о выводе иностранных войск из Ирака «не следует подходить односторонне. Сохраняющееся иностранное военное присутствие в этой стране было и, очевидно, будет в дальнейшем одним из факторов обострения военно-политической ситуации. Однако это не означает, что США и их союзники по коалиции должны уйти из Ирака уже завтра. К этому надо готовиться», продумать временные рамки завершения миссии многонациональных сил.

Таким образом, значительных изменений в сфере безопасности в Ираке в марте 2007 года не произошло. Некоторое улучшение ситуации в Багдаде (хотя здесь ситуация все еще далека от стабильной) пока не отразилось на положении дел в сфере безопасности по стране в целом, которое по-прежнему сохраняется напряженным и нестабильным. По признанию генерала Д. Петреуса, у него «за 32 года военной службы не было ситуации, сложнее, чем та, что наблюдается сейчас в Ираке».

Внутриполитическая обстановка в Ираке в марте 2007 года продолжала оставаться очень сложной. Между основными политическим силами страны сохраняются глубокие противоречия по основным вопросам выхода Ирака из затяжного системного кризиса, будущего страны в целом.

Данные последнего опроса дают достаточно полную картину отношения иракского населения к ситуации в стране и ее возможного будущего. Так, только 38 проц опрошенных считают, что условия жизни в Ираке улучшились, а 60 проц заявили, что дела идут «довольно плохо» или «очень плохо». При этом 78 проц респондентов указали на трудности с трудоустройством, 88 проц — недовольны энергоснабжением, 64 проц — жалуются на отсутствие доступа к чистой воде, 82 проц — не могут достать топлива для автомобиля и обогрева жилья.

По своим политическим пристрастиям иракцы (без курдского населения) разделены следующим образом: сторонниками унитарного государства являются 97 проц арабов-суннитов и 41 проц шиитов, за федеративное устройство государства высказались 40 проц шиитов и 2 проц суннитов. За распад Ирака на несколько независимых государств выступают 19 проц шиитов и 1 проц суннитов. 34 проц респондентов считают, что во главе страны должен стоять сильный, избранный на пожизненный срок лидер, 43 проц высказались за установление в Ираке демократии, а 22 проц — за установление исламского государства. 56 проц иракцев выступают за сохранение территориальной целостности и единства страны, а подавляющее большинство – 94 проц — назвали неправильным разделение Ирака по национальному и религиозному признакам. 59 проц респондентов выразили недовольство политикой действующего правительства, причем 52 проц опрошенных считают, что власть в Ираке принадлежит американцам. Более половины иракцев (51 проц) полагают оправданными нападения на иностранные войска, но 88 проц считают, что нет оправданий для нападений на иракские силы.

Вице-президент Ирака Тарик аль-Хашеми (араб-суннит) считает необходимым срочно провести в стране избирательную реформу, т. к. проблемы межконфессионального и межэтнического противостояния негативно отражаются на работе правительства.

Между тем руководство Иракского Курдистана продолжает твердо придерживаться сепаратистского курса. Президент региона Масуд Барзани заявил, что мечта курдов о собственном государстве «рано или поздно станет реальностью» и в подходящий момент они провозгласят свою независимость, причем с учетом того, что «границы, которые их (курдов – авт.) разделяют, являются искусственными». Барзани также заявил, что курды не будут участвовать в войне между шиитами и суннитами, но «попытаются остановить кровопролитие». По оценке курдского лидера, «конфессиональный раскол Ирака достиг опасной черты, надвигается ожесточенный конфликт».

Правительство Курдской автономии самостоятельно ведет переговоры с иностранными компаниями о заключении контрактов на разработку нефтяных месторождений в регионе. Сообщается о достижении соответствующих договоренностей по пяти проектам.

Руководство шиитской Партии исламской добродетели («Аль-Фадыля») 7 марта заявило о своем выходе из правящей шиитско-курдской коалиции. В заявлении «Аль-Фадыли» говорится, что ее фракция (15 из 275 мест в парламенте) станет действовать как независимая группа, которая «будет открыта для присоединения к другим блокам на национальной, но не на сектантской основе», «на принципах единого и суверенного Ирака». Партия «Аль-Фадыля» известна как одна из ветвей движения, руководимого М. ас-Садром и заявляет, что выражает интересы беднейшего населения иракского юга. В конце марта в Басре, Эс-Сувейре и Эс-Самаве офисы партии подверглись нападениям со стороны приверженцев правящей коалиции. Причем в Басре на офис «Аль-Фалдыли» напали боевики «Армии Махди».

По оценке командования ВС США в Ираке, вывод коалиционных сил из южных районов страны может привести к резкому усилению соперничества между различными шиитскими группировками за влияние и власть в южных провинциях, особенно за контроль над нефтяными ресурсами региона. В первую очередь, это относится к провинциям Майсан, Кадисия и Васит, которые намечено передать под контроль иракской армии и сил безопасности весной 2007 года. При этом американские военные не исключают, что противоборство между шиитскими группировками может перерасти в масштабное насилие.

Правительство Ирака предполагает принять закон, предусматривающий снятие запрета на профессии для бывших членов партии Баас. Законопроект был разработан под давлением США с целью привлечения суннитов во властные структуры и ослабления движения суннитского сопротивления. Однако в условиях обостренных суннитско-шиитских противоречий он имеет не очень много шансов на утверждение, а тем более на практическую реализацию.

Значительные трудности продолжают иметь место в экономике и социальной сфере Ирака. Мощности действующих в стране нефтеперерабатывающих заводов не в состоянии обеспечить потребности экономики и населения. В результате на заправочных станциях отсутствует (где периодически, где постоянно) топливо, а на «черном рынке» цены на продукцию нефтепереработки в 2-3 раза выше государственных. С 16 марта в Ираке осуществлено очередное (на 15 проц) повышение цен на нефтепродукты. Подобное мероприятие проводится регулярно в рамках договора с МВФ, предусматривающего постепенное доведение внутренних цен на нефтепродукты до мирового уровня. За это МВФ списывает долг Ирака: на сегодняшний день уже списано 80 проц государственного долга страны, составлявшего 120 млрд долларов.

Все более серьезный урон экономике стран приносит контрабанда, масштабы которой непрерывно растут, а борьба с этим явлением не приносит заметных успехов.

Высоким сохраняется уровень нищеты в стране. По оценкам международных экспертов, до четырех миллионов иракцев нуждаются в продовольственной помощи, а от хронического недоедания страдают 28 проц детей (в 2003 г. – 19 проц). Если в 2003 году с недостаточным весом рождались 4 проц детей, то в настоящее время – 11 проц. Уровень безработицы, по официальным данным, в зависимости от региона колеблется от 30 до 60 процентов от числа трудоспособного населения.

Таким образом, внутриполитическая обстановка в Ираке остается очень сложной, а перспективы ее нормализации отчетливо не просматриваются. Более того, противоречия на межконфессиональной и межэтнической основе продолжают усиливаться.

В марте 2007 года внешнеполитическая деятельность вокруг Ирака заметно активизировалась как на региональном, так и международном уровнях.

10 марта в Багдаде состоялась международная конференция по Ираку, в которой приняли участие представители пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, стран-соседей Ирака, Бахрейна, Египта, Лиги арабских государств и Организации Исламская конференция. Впервые за последние годы за одним столом переговоров оказались делегации США, Ирана и Сирии. В своем выступлении на форуме глава иракского правительства Н. аль-Малики потребовал прекращения иностранного вмешательства в дела его страны, в т. ч. «через поддержку партий и политических групп». Аль-Малики заявил о необходимости прекращении любой помощи терроризму, особенно финансами и оружием. Премьер-министр также подчеркнул, что другие страны не должны превращать Ирак «в арену для разрешения противоречий между собой». В целом конференция прошла в «спокойной, благоприятной атмосфере», а все дискуссии шли «в мягком ключе». Каких-либо принципиально важных решений принято не было, но их от багдадской конференции и не ожидали. Решено создать на уровне экспертов технические комитеты по вопросам безопасности, иракских беженцев и энергетике. Все основные участники встречи считают ее «хорошим первым шагом» на пути достижения согласия о путях решения иракских проблем. Главным же итогом конференции стала договоренность о проведении новой международной встречи по Ираку на уровне министров иностранных дел заинтересованных государств, которая, по последней информации, должна состояться в мае с. г.

Арабский саммит в Эр-Рияде выразил поддержку единству и территориальной целостности Ирака, призвал иракское руководство уделять больше внимания стабилизации внутриполитической обстановки путем предоставления большей роли арабам-суннитам в управлении и политической жизни страны. Было подчеркнуто, что «мероприятия по стабилизации обстановки должны сочетаться с шагами по восстановлению национального согласия». Выступая на саммите, король Саудовской Аравии Абдалла назвал иностранную оккупацию Ирака «нелегитимной» и призвал иракцев прекратить кровопролитие.

Глубокую озабоченность развитием ситуации в Ираке выразил Кувейт, руководство которого призывает все политические и религиозные силы соседней страны «поставить национальные интересы выше каких-либо других с целью прекращения кровопролития и достижения национального согласия».

По мнению правительства ОАЭ, реализация плана по обеспечению безопасности в Ираке должна сочетаться с «содержательным и конструктивным национальным диалогом», разоружением незаконных милиционных формирований, исключением из рядов сил безопасности лиц, замешанных в преступной деятельности.

Ливийский лидер М. Каддафи призвал США к незамедлительному прекращению оккупации Ирака и налаживанию прямого диалога с различными политическими и религиозными силами этой страны. Каддафи также подчеркнул, что арабские государства «не играют никакой роли в Ираке», и только сами иракцы и Соединенные Штаты «могут найти выход из сложившейся сложной ситуации».

В целом же сохраняется недоверчиво-настороженное отношение со стороны арабских государств к шиитско-курдскому руководству Ирака.

Комплекс проблем, связанных с Ираком, на всем протяжении прошедшего месяца оставался в центре внимания исполнительной и законодательной ветвей власти США, что наиболее отчетливо нашло свое отражение в соответствующих резолюциях Конгресса и в деятельности Белого дома (см. раздел по безопасности). При этом в Вашингтоне продолжают оказывать давление на официальный Багдад с тем, чтобы иракские власти «вели себя более активно» в вопросах укрепления безопасности и достижения национального согласия. В первую очередь, администрация США настаивает на устранении ограничений для бывших членов партии Баас, создании нормативно-правовой базы и назначении даты проведения выборов в провинциальные органы власти, продолжении доработки конституции Ирака.

Генеральный инспектор администрации США по вопросам реконструкции Ирака С. Боуэн признал, что Вашингтон после свержения саддамовского режима оказался не готов к масштабному восстановлению правительственных институтов и экономики страны.

Иран продолжает активно, настойчиво и разнопланово действовать на иракском направлении, чему всячески пытаются препятствовать Соединенные Штаты. Интенсивно развивается приграничная торговля. Так, в Ирак из ИРИ поступают электроэнергия, нефть и нефтепродукты (в т. ч. контрабандным путем), различные продукты питания, товары массового потребления, стройматериалы и др. По информации экспертов, объем иранского экспорта в Иран после войны 2003 года увеличился на 30 проц. На книжных прилавках Ирака очень много литературы иранского происхождения. Причем продается она по низким ценам, т. к. правительство Ирана оплачивает 60 проц ее стоимости. Ежемесячно свыше 30 тыс. иранских паломников посещают священные шиитские города Эн-Наджаф и Кербелу. Тегеран стремится оказывать действенное влияние на политические процессы, происходящие в соседней стране, но не афиширует эту свою деятельность.

Премьер-министр Франции Доминик де Вильпен призвал США и их союзников вывести свои войска из Ирака в 2008 году, составив четкий график вывод иностранных военных сил из страны.

По мнению главы российского МИДа С. Лаврова, для нормализации обстановки в Ираке «необходимо эффективное международное сопровождение с участием соседних стран, Совета Безопасности ООН, Лиги арабских государств».

Таким образом, марте 2007 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной и нестабильной. Весь ход событий в стране со всей очевидностью подтверждает, что «никакие силовые меры по наведению порядка не могут заменить эффективного политического процесса», к чему, к сожалению, значительное большинство ведущих иракских политиков еще не готовы.

52.42MB | MySQL:103 | 1,262sec