О текущей позиции Израиля в американо-китайской торговой войне

На текущей неделе стало известно о том, что экспертный совет, созданный главой правительства Б.Нетаньяху на завершающем этапе его прошлой каденции для оценки целесообразности создания надзорного органа по контролю за иностранными инвестициями, приняла решение рекомендовать отказаться от данной идеи. К такому выводу, по данным израильского экономического издания The Marker, пришли глава Совета по национальной безопасности М.Бен-Шабат и председатель Национального экономического совета А.Симхон, возглавившие группу экспертов.

Такой шаг СМИ связывают с нежеланием Израиля открыто демонстрировать КНР признаки ухудшения отношений, а также не делать окончательного выбора, на чью сторону встать в противостоянии Вашингтона и Пекина. Тактика эта, надо сказать, для Иерусалима не новая. Ранее аналогичный подход применялся при оценке украинского политического кризиса и санкционного давления на Россию.

Вместе с тем полного отсутствия контроля за притоком иностранного капитала в государство этот шаг не означает. В частности, такие примеры уже имели место на страховом рынке, после того, как в 2013 г. на основании программ повышения конкуренции, компании были вынуждены избавиться от части активов. В том же году в должность главы отдела рынка ценных бумаг, страхования и накопительных программ вступила Д.Селинджер. За время своей каденции, завершившейся в августе прошлого года, Д.Селинджер заблокировала серию сделок с участием представителей КНР. Так, трижды проваливались инициативы приобретения израильского Phoenix Holdings или ее дочерней структуры Phoenix Sirius International Insurance Group, в которых потенциальными покупателями выступали Fosun International, Fujian Yango Group, China Minsheng Investment Group. Аналогичным образом обстояли дела с израильской Meitav-Dash.

Наиболее успешной попыткой стало заключение соглашения о намерениях выкупить 44,9 % акций израильского Clal Insuarance Enterprises Holdings гонконгской Huabang Financial Holdings, однако, в итоге стороны объявили о разрыве сделки. Таким образом, сегодня речь идет о том, чтобы попытаться сохранить существующий довольно непрозрачный механизм принятия решений по блокированию инвестиций, используя который Израиль сможет и дальше не давать шансов сделкам, вызывающим собственные опасения или неодобрение США.

Впрочем, судя по всему, планов, реализуемых в рамках масштабной китайской инициативы «Один пояс, один путь» это коснуться не должно, ну или, как минимум, правительство пытается этого не допустить. Официальной причиной, внезапно возникшей после серии публиковавшихся ранее предупреждений о стратегической опасности привлечения КНР к крупным инфраструктурным проектам, является то, что ближневосточному государству в дальнейшем придется долго работать над восстановлением своей деловой репутации. Если раньше эксперты, приглашенные израильскими СМИ, наперебой утверждали, что отказ от одной договоренности не повлияет на другие, то теперь тот же The Marker сравнивает перспективы выхода из соглашений по эксплуатации портов с кризисом 1999 г., когда под давлением США Израиль отказался от продажи КНР бортовой системы раннего предупреждения Phalcon, разработанной дочерней компанией Israel Aerospace Industries – Elta systems.

Любопытно, но аналогий у нынешней ситуации и событий конца 1990-х гг. довольно много, начиная с того, что тогда, равно как и теперь, американцы знали о китайско-израильских проектах, но на начальном этапе открытых возражений не озвучивали, заканчивая тем, что у Вашингтона есть достаточно рычагов воздействия с тем, чтобы все же заблокировать проекты. Тогда отказ от договоренностей с Китаем прозвучал на фоне саммита в Кемп-Дэвиде, а также заявлений о перспективе лишения Израиля военной помощи, если он экспортирует вооружение в КНР. Теперь команда Д.Трампа также работает над «сделкой века», недавно допустив утечки ее экономической составляющей. При этом в ней также фигурировали условия, на которых американская администрация может прекратить свою помощь, однако касались они только вопроса о принятии сделки.

В целом, при желании у США и Израиля есть пространство для маневра. Последний имеет шанс заблокировать неугодные главному международному партнеру сделки с Китаем без публикации каких-либо общих правил, что во многих случаях даже удобнее. Более того, несмотря на рекомендации, сделанные группой экспертов, окончательное решение должно принять будущее правительство Израиля. Вашингтон, в свою очередь, на волне обсуждения мирной инициативы также имеет козыри для убеждения Иерусалима в необходимости следовать тому или иному курсу в международных делах. Помимо этого многое в развитии китайско-израильских отношений будет зависеть от позиции КНР, который пока пытается присутствовать на Ближнем Востоке экономически, игнорируя вовлечение в политические проблемы,  а также третьих стран, вовлеченных в проект «Один пояс, один путь», который выгоден Израилю как элемент сближения с участвующими в нем региональными умеренными режимами, в числе которых Оман или КСА.

52.2MB | MySQL:103 | 0,483sec