О проблемах военно-технического сотрудничества КСА

Президент Дональд Трамп в апреле с.г. наложил вето на резолюцию Конгресса, согласно которой США должны прекратить предоставлять помощь возглавляемой Саудовской Аравией коалиции, воюющей в Йемене против мятежного движения «Ансар Аллах (хоуситы). В заявлении  Белого дома на эту тему появился следующий комментарий. «Эта резолюция не нужна, она является опасной попыткой ослабить мои конституционные полномочия, ставит под угрозу жизни американских граждан и военнослужащих как сейчас, так и в будущем», — заявил Трамп. «Резолюция нанесет ущерб внешней политике США. Усилия по ограничению военной поддержки могут нанести ущерб двусторонним отношениям, негативно повлиять на наши усилия по предотвращению гибели мирного населения и распространения террористических организаций», — считает глава Белого дома. Вашингтон оказывает логистическую помощь Эр-Рияду, возглавляющему коалицию, которая ведет борьбу с хоуситами в Йемене. Также США осуществляют обмен разведданными и поставляют оружие воюющим на стороне коалиции. Ранее американские военные занимались дозаправкой коалиционных истребителей в воздухе, однако такой вид поддержки был приостановлен администрацией США в ноябре прошлого года. И не только это, но и вообще система заключения контактов сейчас зависла, о чем ниже. В Йемене с августа 2014 года продолжается противостояние между правительственными силами и вооруженными формированиями хоуситов. В наиболее активную фазу оно перешло со вторжением в марте 2015 года коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией.

Мы напомнили о этом решении Вашингтона в связи с тем, что именно йеменское досье и последствия дела Хашогги являются на сегодня главными препятствиями для Эр-Рияда в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) с США и странами Запада. И во многом такая ситуация некого застоя в этой сфере связана и с персональной негативной репутацией наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана (МБС), который и курирует в королевстве эту сферу. В этой связи  король Сальман принял принципиальнее решение  о кадровой перестройке в Главном управлении  военной промышленности (GAMI). Оно отвечает за закупки снаряжения, военной техники  и вооружения для армии Саудовской Аравии, и в настоящее время контролирует Управление военной промышленности (SAMI) — местного кустового партнера иностранных оборонных компаний в рамках покупки передовых военных технологий. По замыслу короля Сальмана в результате новой кадровой перестройки  брат наследного принца Мухаммеда бен ь (МБС) Халед бен Сальман должен будет играть центральную роль в GAMI. Согласно ряду источников, главный орган Саудовской Аравии в военной промышленности  сейчас практически готов го к серьезной кадровой встряске, отражающей изменения во внутреннем  политическом ландшафте.  После своего назначения заместителем министра обороны в феврале этого года Халед бен Сальман, похоже, намерен играть все более центральную роль с его ожидаемым назначением заместителем председателя GAMI. Бывший посол КСА в Соединенных Штатах, младший брат наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, нынешнего председателя GAMI, начинает таким образом играть все более заметную роль в области ВТС. При этом речь  идет о практически монополизации кланом Сальманов этой сферы, поскольку оба брата по-прежнему имеют свои контрольные доли участия в двух самых серьезных оборонных и нефтяных холдингах  королевства  Safason Corp и Valburton Investments. Кандидатура Халеда бен Сальмана как одного из главных кураторов ВТС королевства в общем-то выглядит логично с учетом репутации МБС в американском истеблишменте и стремления саудовского короля восстановить прежний уровень взаимодействия с Вашингтоном в области безопасности.  Новый назначенец очень близок к различным слоям американской элиты: он в отличие от МБС учился на магистра международной безопасности в Джорджтаунском университете. А еще ранее  окончил Гарвард, а также провел некоторое время в Париже. Профессиональный летчик-истребитель: в свое время прошел полный курс подготовки  в ВВС США в Неваде и Миссисипи. Он является родным братом МБС: их мать — третья жена короля Фаха бинт Фалах бен Султан аль-Хиталайн. Халед бен Сальман должен будет найти себе место в правлении наряду с представителями различных министерств, которые его контролируют. Помимо министра финансов Мухаммеда аль-Джадаана, министра энергетики Халеда аль-Фалеха, представителя МВД Фахда аль-Зараа, в состав управляющего совета также входят несколько представителей королевского двора и видных бизнесменов. Военных в совете по-прежнему будет представлять ветеран Мухаммед бен Абдалла аль-Айеш, помощник министра обороны. На сегодня он главный советник МБС по вопросам обороны и безопасности и хорошо известен западным оборонным компаниям, хотя ранее был близок и бывшему  министру обороны Султану бен Абдель Азизу.  В новом составе управляющего совета GAMI скорее всего сохранят свои посты  Ахмед аль-Хатиб и Гасан бен Абдулрахман аль-Шибли. А вот немец  Андреас Швер, исполнительный директор SAMI, скорее всего из управляющего совета  GAMI  будет удален. В этой связи видимо есть смысл напомнить, что новая архитектура ВТС КСА времен короля Сальмана в виде тандема SAMI-GAMI появилась впервые на международной площадке в апреле 2018 года. Эта структура была представлена в рамках визита кронпринца Мухаммеда бен Сальмана  в Лондон, Париж и Вашингтон именно тогда.  В ходе той поездки сотрудники  МБС провели многочисленные встречи с представителями западных оборонных компаний, чтобы проинформировать их о новых процедурах принятия решений. Однако, хотя они утверждали, что новые процессы уже запущены, на самом деле до сих пор существует ряд технических и внутренних экспертных препятствий, которые уже вызвали серьезную затяжку по времени  в рамках реализации заключенных оборонных контрактов. Из тех разъяснений следовало, что на начальном этапе закупками для Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Управления общей разведки (УОР) КСА отныне будет заниматься Главное управление военной промышленности (GAMI), которое должно курировать все крупные контракты в области безопасности, и прежде всего те, которые предусматривают закупки авиационной техники, средства перехвата и кибербезопасности.  Именно это управление отвечает сейчас за проведение тендеров. При этом SAMI отвечает за создание саудовских совместных предприятий с иностранными компаниями, в зависимости от тех объемов передовых технологий, которые эти компании готовы передать саудовской стороне.  Изначально обе эти структуры  тесно связаны, в том числе и в связи с тем, что  изначально четыре ключевых фигуры входили в их управляющие советы. Причем первоначально «первую скрипку» играли именно топ-менеджеры SAMI: председатель Ахмед аль-Хатиб, ее управляющий директор Андреас Швер,  Фейсал бен Фархан Аль Сауд и Гасан бин Абдулрахман аль-Шибли. Последний еще и совмещает должности  главы Саудовской исследовательской и маркетинговой группы (СРМГ) и авиакомпании Саудовской Аравии (SAA). На сегодня он является, пожалуй, наиболее ключевой фигурой в новой военной закупочной архитектуре Саудовской Аравии, поскольку много лет работал в офсетном бюро Advanced Electronics Co. и имеет хорошие возможности для работы с западными компаниями через свою семейную холдинговую компанию SAEI. Важно также отметить, что все эти четыре ветерана в прошлом с разной степенью успеха активно участвовали в программах т.н. «офсетных операций» (вид компенсационной сделки при закупке импортной продукции, существенным условием которой является выставление встречных требований по инвестированию части средств от суммы контракта в экономику страны-импортера), и они сейчас будут искать иностранные компании для обеспечения привлекательных условий передачи технологий. Новая структура к тому же еще была подчинена межминистерскому комитету, который возглавляет МБС.  При этом очевидно, что эта новая структура была создана прежде всего в рамках установления полного политического контроля МБС за оборонными закупками.  Как следствие ее излишней забюрократизированности  и некой паранойи со стороны МБС, которых всех и вся подозревал в тайной работе на своих внутренних оппонентов из числа королевской семьи, на сегодня результаты работы этой структуры очень скромны. Если брать еще проще, то  с момента ее создания не было подписано ни одного крупного контракта, за исключением соглашений о намерениях между правительствами КСА и США. Но на эти меморандумы, которые еще надо было доводить до ума и прорабатывать, неожиданное негативное воздействие оказали дело Хашогги. При этом Вашингтон еще более обострил эту ситуацию, запретив своим компаниям передавать ряд серьезных передовых технологий саудовской стороне в рамках организации СП. Ко всему прочему новая структура вошла в очень напряженные отношения с высшим командным составом Вооруженных сил КСА, которые потеряли свою прерогативу размещать заказы на необходимые материалы и финансирование. Департамент контрактов и соглашений (САПР) Министерства обороны сейчас полностью утратил свое влияние в этой сфере, особенно в связи с отстранением в последние месяцы ряда высокопоставленных должностных лиц, которые были ключевыми контактами для большинства иностранных компаний. Если мы берем ситуацию с американскими «многомиллиардными» контрактами, о которых так звучно трубил Д.Трамп в свое время, показывая всем графики и таблицы, то ситуация с ними на сегодня следующая. На настоящее время основным партнером Эр-Рияда в рамках модернизации  ВВС КСА являются не американцы, а европейцы.  Сейчас именно Airbus Group ведет переговоры о крупном контракте на продажу боевых вертолетов Саудовской Аравиии. Европейский конгломерат, возглавляемый на местном уровне Аделем Фекихом, бывшим послом Туниса во Франции, активно обсуждает этот вопрос с GAMI. Одновременно SAMI ведет  переговоры о передаче соответствующих технологии с Airbus. Согласно ряду источников, эта сделка будет включать в себя сложную финансовую договоренность, аналогичную той, которая была разработана для поставки гражданских самолетов в Саудовскую Аравию в 2015 году. Вертолеты, проданные Эр-Рияду, будут приобретены через Исламский фонд лизинга воздушных судов  (лизинг осуществляется там по  законам шариата), управляемый Международной авиастроительной корпорацией (МАФК).  Созданный в 2014 году Хабибом Фекихом, вице-президентом по продажам Airbus на Ближнем Востоке, этот фонд привлек $5 млрд за очень короткий промежуток времени через Airbus и Исламский банк развития Саудовской Аравии (IDB). Операция была организована при непосредственном участии двух финансистов, которые имеют прочные связи с различными финансовыми фондами Залива, марокканца Мулая Омара Алауи, президента Фонда Palma Capital, и Идрисса Годбане, который возглавляет банк Quantum Investment Bank. Вся суть этой комбинации заключается в том, что все эти операции косвенным образом управляются в конечном счете  холдингом Tharawat,  который является личным инвестиционным фондом   еще одного  брата МБС  Турки бен Сальмана. Через него МБС теперь контролирует большинство каналов переговоров по ключевым правительственным оборонным и энергетическим контрактам.  В этой связи американские оборонные компании очень недовольны  образованием тандема SAMI-GAMI и надеются, что ослабление позиций МБС после дела Хашогги может помочь им обойти контроль этих двух организаций. Наследный принц создал эти два образования для того, чтобы иметь более тесный контроль над оборонным сектором, что значительно усложнило жизнь для американских компаний, которые привыкли вести дела с КСА  по традиционным каналам, то есть через конкретного представителя королевской семьи. Примером негативного влияния этой структуры на реализацию контрактов может служить судьба  американо-саудовской правительственной сделки по оснащению Эр-Рияда противоракетной системой THAAD (Terminal High Altitude Area Defence) компанией Lockheed Martin. 28 ноября прошлого года было подписано письмо-предложение по контракту на $15 млрд. Однако, согласно нашим источникам, контракт на организацию СП  с местным  предприятием до сих пор заблокирован SAMI. И попытки  Lockheed ускорить эту процедуру путем перетасовки кадров своей лоббистской команды в Эр-Рияде, которую возглавляет на сегодня бывший военный  атташе  США в Абу-Даби и Йемене Джозеф Ранк, успехом не увенчались.

В этой связи попытки короля выдвинуть на главные роли с точки зрения заключения контрактов и проведения тендеров Халеда бен Сальмана преследует цель прежде всего дать иностранным компаниям некий новый алгоритм их деятельности в обход МБС, который имеет у западных и американских подрядчиков негативный бэк-граунд. Есть и еще один нюанс этого кадрового решения монарха. Это попытка разделить между собой деятельность двух агентов по вопросам их компетенции. То есть, отделить вопросы заключения контрактов и получения технологий, что ранее с подачи кронпринца жестко увязывалось между собой, и тем самым автоматически блокировалось большая часть сделок. Вывод немца А.Швера из системы управления GAMI в этом плане очень знаков. Он теперь должен сосредоточится исключительно на вопросах приобретения передовых технологий. Почием в условиях американского негласного эмбарго, такие операции будут проводится в основном путем организации и проведения «серых схем». Примером таких операций является как раз операции, которую А.Швер приводит в ЮАР. В том числе и в рамках предложений со стороны Саудовской  Аравии правительству ЮАР о приобретении доли в ее оборонной компании «Денел» (Denel), в настоящее время испытывающей финансовые трудности. «Денел» является главной компанией ЮАР по производству вооружений, боевой техники и систем обороны, действуя под эгидой Министерства государственных предприятий. Она владеет либо полным, либо главным пакетом акций в ряде специализированных компаний, таких как «Денел авиэйшн», предоставляющей услуги ВВС страны по ремонту авиатехники, «Денел дайнемикс», производящей ракеты, беспилотные воздушные аппараты и др.  Решению Эр-Рияда приобрести часть южноафриканского оружейного концерна предшествовал визит в Преторию в конце сентября 2018 г. одного из генеральных директоров SAMI, немца Андреаса Швера. Используя свое участие в работе выставки «Африка аэрокосмическая и оборонная (AAD)» 19-23 сентября, он совершил поездку главным образом для изучения возможности установления более тесных связей с местными оборонными предприятиями, и в частности обсуждения всех деталей в рамках приобретения части «Денел». Если брать все эти шаги Эр-Рияда в общем, то очевидно, что в рамках получения доступа к зарубежным передовым оружейным технологиям взят курс на участие и приобретение долей бизнеса целиком или частично  в целом ряде проектов за рубежом, прежде всего на рынках Восточной Европы (Украина в частности должна была разработать в интересах SAMI ракеты средней дальности. Кстати, все громко объявленные в последнее время «победы» оружейного комплекса Украины в рамках испытаний каких-то ракетных систем связаны как раз с испытанием этих образцов в своей большей части) и Южной Африки. Отметим в этой связи, что как раз через южноафриканский рынок в КСА и ОАЭ попадают те образцы военной техники, которые по тем или иным причинам либо неформально запрещены к экспорту в КСА, либо являются образцами израильского производства. Основной упор при этом делается именно на ракетное оружие с точки зрения средств доставки в перспективе ядерного оружия и беспилотники различных модификаций. В этой связи именно южноафриканский рынок становится наиболее приоритетным направлением для КСА и ОАЭ.  Однако такая деятельность А.Швера происходит на фоне нарастающего американского давления. Американские лоббисты стремятся сейчас сместить с  поста немца, который отвечает за приобретение  секретных военных технологий в строгой тайне от американских экспертов. При этом Вашингтон стремится к тому, чтобы все оборонные контракты КСА предварительно согласовывались с американским Агентством по иностранным военным продажам (FMS). На данный момент и Мухаммед бен Сальман, и его доверенный человек и фактический глава SAMI Ахмед аль-Хатиб по-прежнему поддерживают Швера. Но Эр-Рияду пришлось «прогнуться» и согласиться с требованиями американцев по  назначению в сентябре с.г.  Брандта Паско на  стратегический пост главного юрисконсульта SAMI. Паско, которого можно смело назвать ставленником нынешней администрации США, должен изучить законность контрактов, заключенных между SAMI и иностранными промышленными предприятиями. Хотя в настоящее время он управляет своей собственной фирмой Pasco & Associates, этот персонаж является давним юрисконсультом In-Q-Tel — инвестиционного фонда в интересах как ЦРУ, так и Департамента внутренней безопасности (DHS) США. Паско также был сотрудником переходной команды Дональда Трампа в составе целевой группы, посвященной обороне и разведке.  Таким образом, американцы пытаются наложить большую «лапу» на практически все оборонные контакты КСА, стремясь максимально ликвидировать и дистанцировать от всех крупных контрактов всех возможных конкурентов из числа европейцев, израильтян и южноамериканцев. И в связи с последним фактически разделением SAMI и GAMI путем выдвижения на первые позиции в последнем Халеда бен Сальмана должен этот прессинг ослабить. То есть, формально замкнуть сферу контрактов  именно на него, минимизировав тем самым прессинг  на А.Швера, который пока должен заниматься исключительно деликатными операциями по приобретению передовых технологий.  И делаться это будет не только через южноафриканский рынок, но и путем попытки получить передовые ракетных технологии прямым путем, а не через создание СП. В этой связи отметим визит пакистанской делегации высокого уровня в Эр-Рияд 15 мая. Делегацию возглавляли пакистанские столпы безопасности Зубаир Махмуд Хайят, начальник генерального штаба вооруженных сил, и Асим Мунир, который занял пост главы Межведомственной разведки (ISI) в октябре прошлого года. Их сопровождали  делегация экспертов по безопасности, включая специалистов по противовоздушной обороне и баллистике. По ряду данных, в рамках этих переговоров Эр-Рияд интересовал опыт пакистанских военных в контексте  последних боев между ВВС Пакистана и Индии, во время которых пакистанцы продемонстрировали свои новые возможности, в том числе в рамках подавления связи и  сигналов между индийскими самолетами и их штабом. Это опыт должен пригодится Саудовской Аравии в условиях ее фактической беспомощности перед  растущей угрозой от ракет и беспилотников, развернутых йеменскими повстанцами-хоуситами и их союзниками. Пакистанская делегация посетила Мекку, где через несколько недель состоится саммит Лиги арабских государств, и получила аудиенцию у короля Сальмана. Пакистанцы посетили саудовскую военную базу в Хамис-Мушаит, которую арабская коалиция использует в качестве своей штаб-квартиры в Йемене, а также провели «конструктивные переговоры» с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, а также высшими должностными лицами блока безопасности, включая главу разведки Халида бен Али аль-Хумадиана.

52.27MB | MySQL:103 | 0,621sec