Ситуация в Ливии: апрель 2019 г.

3 апреля генсек ООН Антониу Гутерриш объявил, что прибыл в Ливию с необъявленным ранее визитом с целью попытаться подтолкнуть стороны внутриливийского конфликта к примирению. «Необходимо поддержать политический процесс, которым будут руководить ливийцы, и который должен привести к миру, стабильности, демократии и процветанию ливийского народа», — заявил он. В штаб-квартире ООН не стали называть место, где находился в тот момент А.Гутерриш, а также ливийские руководители, с которыми он намеревался встретиться.

К тому времени было известно, что в период с 14 по 16 апреля предполагалось созвать в Гадамесе национальную конференцию с тем, чтобы открыть дорогу проведению парламентских и президентских выборов, а также назвать их дату.

Ранее Африканский союз (АС) объявил о проведении в июле 2019 г. в Аддис-Абебе другой конференции «примирения» между различными ливийскими сторонами с тем, чтобы вывести страну из кризиса.

Позднее в тот день  стало известно, что А.Гутерриш оказался тогда в Триполи в рамках его первого визита в эту страну с момента назначения на пост генсека в 2016 г. Он прибыл в столицу Ливии из Каира. В столице Египта он указал на важность «объединить ливийские  институты».

3 апреля самопровозглашенная Ливийская национальная армия (ЛНА) маршала Халифы Хафтара объявила, что она готовит наступление с тем, чтобы «очистить запад страны», включая Триполи, «от террористов и наемников». Рупором этой операции  стал представитель ЛНА генерал Ахмад аль-Месмари, который на пресс-конференции в Бенгази утверждал, что подготовка к ней близка к завершению.

В ответ в Триполи глава правительства национального согласия (ПНС) Фаиз Сарадж осудил «эскалацию» и «провокационные» заявления. Он призвал своих противников, не называя их, «отказаться от языка угроз».

Ранее пресс-служба ЛНА сообщила, что по приказу Х.Хафтара «несколько воинских частей были отправлены на запад страны с тем, чтобы очистить его от остатков террористических групп».

В январе Х.Хафтар начал операцию по установлению контроля над юго-западом Ливии. Тогда, в частности, ЛНА без боя овладела городом Себха.

4 апреля находившийся в тот день в Ливии А.Гутерриш выразил свою озабоченность «риском конфронтации», возникшим в связи с перемещениями войск ЛНА на запад страны.

Также 4 апреля лояльные ПНС влиятельные милицейские формирования из города Мисурата заявили о готовности остановить продвижение ЛНА. Это заявление сделал глава Военного совета Мисураты генерал Ибрагим бен Раджаб. Он потребовал от главы ПНС немедленно сделать соответствующие распоряжения. «Если Сарадж не сделает этого немедленно, это вызовет подозрения в том, что он — сообщник Х.Хафтара», — сказал генерал.

Со своей стороны Ф.Саррадж потребовал от всех формирований, лояльных ПНС, быть готовыми противостоять «любой угрозе».

4 апреля фельдмаршал Х.Хафтар приказал силам ЛНА начать наступление на Триполи. «Час пробил», — говорилось в аудиообращении, распространенном Бюро по связям с общественностью ЛНА. При этом обещалось, что это наступление не затронет гражданских лиц, «государственные институты» и иностранцев.

В тот же день США, Великобритания, Италия и ОАЭ призвали «все ливийские стороны» немедленно снизить уровень напряженности в Ливии. «В этот деликатный переходный период в Ливии любые односторонние военные жесты рискуют погрузить страну в хаос», — утверждалось в совместном коммюнике, распространенном Госдепом.

Вечером 4 апреля  лояльная ПНС коалиция триполитанских милиций «Сила защиты Триполи» объявила, что начинает операцию «Вади Дум – 2» против ЛНА. Название операции напоминало, что в 1987 г. в ходе боев в районе Вади Дум в полосе Аузу на границе с Чадом Х.Хафтар – тогда офицер ливийской армии – попал в плен.

К утру 5 апреля механизированная колонна сил ЛНА вышла на подступы к Триполи, заняв блок-пост в 27 км от въезда в Триполи с западного направления. В составе передового отряда были до 15 пикапов с пулеметами. Командующий силами ЛНА на западе Ливии генерал Абдессалям аль-Хасси подтвердил, что его бойцы из г.Завия овладели блок-постом без боя. Несколько часов спустя силы, лояльные ПНС, после непродолжительной перестрелки отбили блок-пост. К тому времени основные силы ЛНА сконцентрировались в районах городов Гарьян и Аль-Ассабаа в 100 км к юго-западу от Триполи.

В тот же день по инициативе Великобритании было созвано экстренное заседание Совета Безопасности ООН по Ливии. Оно проходило за закрытыми дверями. Тем не менее известно, что в ходе заседания Лондон призвал ЛНА прекратить наступление на Триполи. Это же требование было сформулировано по итогам заседания Совбезом ООН.

5 апреля Москва предостерегла против «возобновления пролития крови» в Ливии, призвав к «мирному и политическому» урегулированию конфликта. Как подчеркнул представитель Кремля Дмитрий Песков, Россия «никоим образом» не участвует в военной поддержке сил фельдмаршала Х.Хафтара.

В тот же день в Бенгази состоялась встреча между находившимся в Ливии генсеком ООН А.Гутерришем и Х.Хафтаром. Согласно генсеку, целью встречи было «избежать военного столкновения».

Несмотря на усилия мирового сообщества, 5 апреля разразились ожесточенные бои между формированиями ПНС и ЛНА в 50 км к югу от Триполи в районах городов Сук аль-Хамис, Ас-Саа, Сук ас-Сабт. 6 апреля самолет, взлетевший с аэродрома в Мисурате, нанес удар по позициям формирований ЛНА в районе Аль-Азизия. Удары также наносились самолетами ВВС ПНС, вылетавшими  с аэродрома «Митига» близ Триполи. Тут же со стороны ЛНА был обещан аналогичный ответ. Он последовал уже 7 апреля, когда самолеты ЛНА атаковали цели в предместьях ливийской столицы. Было объявлено, что речь идет о «контратаке», которая затронет «все города» страны.

Тем временем силы ЛНА заметно продвинулись по направлению к Триполи. 6 апреля бои шли на рубеже в 40 км к югу от столицы в районах населенных пунктов Вади ар-Рабии и Гаср Бен Гешир. Они проходили с переменным успехом. Силам ЛНА удалось на несколько часов овладеть международным аэропортом Триполи, находящимся в 30 км к югу от столицы, однако затем они были отброшены.

На помощь сторонникам ПНС 6 апреля начали прибывать мисуратские бригады. Так, на востоке Триполи в тот день появилась «Бригада 166».

Тем не менее 7 апреля бои шли уже вновь у периметра международного аэропорта Триполи, а это – всего 30 км от столицы. Похоже, для Х.Хафтара стала неприятным сюрпризом мобилизация всех сил с Западной Ливии, решивших поддержать ПНС.

7 апреля африканское командование Пентагона АФРИКОМ объявило о временном выводе из Ливии всех американских военнослужащих, фактически признав, что они там находились. Их вывод стал следствием интенсификации боевых действий в этой стране. Число выводимых американских военных при этом не уточнялось. При этом утверждалось, что их миссия в Ливии выполнялась в рамках «военной поддержки дипломатических представительств, антитеррористической активности, укрепления партнерства в вопросах безопасности региона».

7 апреля представитель сил ПНС полковник Мухаммед Гнуну объявил о начале контрнаступления проправительственных сил. Эту операцию назвали «Вулкан гнева».

Со своей стороны Миссия ООН в Ливии (Manul) призвала в тот день к «гуманитарному перемирию» на 2 часа, с тем, чтобы гражданское население смогло выйти из южных пригородов Триполи. Понятно, что этот призыв остался безответным. К этому времени по данным Министерства здравоохранения ПНС, в боях погибли по меньшей мере 21 человек, 27 получили ранения. ЛНА признала гибель 14 своих бойцов.

7 апреля Россия блокировала в Совбезе ООН принятие заявления, призывавшего силы Х.Хафтара остановит их продвижение в направлении Триполи. Российская делегация потребовала, чтобы этот призыв касался всех сторон ливийского конфликта, но это требование было отвергнуто США.

К 8 апреля число погибших, по данным Минздрава ПНС, выросло как минимум до 35. В тот день Россия вновь призвала «все стороны» ливийского конфликта к сдержанности. «Россия использует все возможности, имеющиеся в ее распоряжении с тем, чтобы призвать все стороны воздерживаться от любых действий, которые могут привести к пролитию крови и жертвам среди мирного населения», — заявил Д.Песков.

Также 8 апреля самолет неизвестной первоначально принадлежности нанес удар по аэродрому «Митига» — единственному, работающему в окрестностях Триполи. Целью удара была одна из взлетно-посадочных полос. Позднее ответственность за этот удар взяла на себя ЛНА. По ее данным, целью удара были истребитель МиГ-23 и вертолет. Из-за этого удара аэродром в течение суток не принимал пассажирские рейсы.

8 апреля французский дипломатический источник заявил, что у Франции нет никакого «тайного плана» по Ливии, призванного привести в этой стране к власти Х.Хафтара. Он предупредил, что если фельдмаршал установит контроль над Триполи, Париж не признает законной его власть. При этом признавалось, что Франция считает Х.Хафтара «важным партнером» в борьбе против терроризма и незаконной иммиграции.

ПНС неоднократно обвинял Францию в том, что та предпочитает поддерживать ЛНА. Это отчасти подтвердилось в июле 2016 г., когда в результате катастрофы вертолета в Ливии погибли 3 французских спецназовца, после чего Парижу пришлось признать присутствие его военнослужащих при формированиях ЛНА.

8 апреля «тему» продолжил президент Франции Эмманюэль Макрон. Он позвонил главе ПНС с тем, чтобы заявить о «полном осуждении» наступления ЛНА.

Тем не менее 12 апреля итальянская «Ля Репюбблика» сообщила, что фельдмаршал Х.Хафтар отправил своих эмиссаров в Париж за несколько часов до начала наступления на Триполи. В ответ представительница МИД Франции была вынуждена заявить, что ее страна «ведет диалог со всеми сторонами» ливийского конфликта.

18 апреля МВД ПНС впервые прямо обвинило Францию в поддержке ЛНА, штурмовавшей Триполи. Глава ведомства Фатхи Бачага предписал «приостановить все связи между министерством и французской стороной в рамках двусторонних соглашений из-за позиции французского правительства, поддерживающего преступника Хафтара». Франция категорически отвергла эти обвинения.

18 апреля группа «террористов» атаковала авиабазу «Таменхант» близ Себхи. При отражении атаки погибли 4 бойцов ЛНА, 6 получили ранения. Эта авиабаза находится под контролем ЛНА с мая 2017 г.

9 апреля эмиссар ООН в Ливии Гасан Саламе объявил об отмене планировавшейся в Гадамесе 14 – 16 апреля национальной межливийской конференции из-за боев под Триполи.

10 апреля формирования ЛНА штурмом взяли военный городок 4-го батальона в Аль-Азизие в 50 км к югу от Триполи.

11 апреля после очередного экстренного заседания Совбеза ООН А.Гутерриш потребовал срочного введения режима прекращения огня в Ливии. К тому времени в боях за Триполи, по данным ВОЗ, погибли 56 человек, 266 получили ранения. В тот же день из ливийской столицы был эвакуирован персонал Миссии помощи Европейского союза по управлению границами в Ливии. Речь шла о 20 сотрудниках.

12 апреля ожесточенные бои между формированиями ПНС и ЛНА в южных пригородах Триполи Аин Зара, Вади Раби и Ас-Свани (20 км к югу от столицы). Авиация ЛНА нанесла удары в тот день по позициям формирований ПНС в Вади Раби и Таджуре (восточный пригород Триполи).

В тот же день ПНС, явно неспособное остановить наступление ЛНА, обратилось в Совбез ООН с просьбой предпринять шаги для сдерживания Х.Хафтара.

Тем временем международно признанный ливийский парламент, сразу после выборов в 2014 году перебравшийся на восток страны в Тобрук (Триполи тогда заняли исламисты из альянса «Рассвет Ливии), 13 апреля провел свое первое заседание в Бенгази. Именно он отказал в поддержке ПНС, как это предусматривалось Схиратскими соглашениями, что фактически сделало ПНС нелегитимным. При открытии заседания спикер парламента Агила Салах приветствовал наступление ЛНА на Триполи. «О политических процессах в Ливии можно будет говорить только после разгрома террористических групп», — заметил он.

К 14 апреля по данным ВОЗ в результате боевых действий погибли по меньшей мере 121 человек, около 600 получили ранения. Уже 15 апреля ВОЗ говорила о как минимум 147 убитых, более чем 600 раненых, 16 апреля – 174 убитых и почти 800 раненых, 18 апреля – 205 убитых и 913 раненых.

14 апреля фельдмаршал Х.Хафтар побывал в Каире, где его принял президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси. Согласно официальным сообщениям, А.Ф.ас-Сиси – сторонник Х.Хафтара – обсудил с последним «последнее развитие событий в Ливии», то есть наступление ЛНА на Триполи.

Тем временем формирования ПНС сообщили, что сбили к югу от Триполи истребитель ЛНА. Последняя подтвердила потерю истребителя МиГ-23, но объяснила это «технической неисправностью». Пилоту удалось катапультироваться.

16 апреля глава европейской дипломатии Федерика Могерини потребовала от стран – участниц ЕС направить дополнительные корабли в Средиземное море с тем, чтобы позволить командованию операции «София» лучше бороться с незаконным оборотом оружия и нефтепродуктов на морских границах Ливии.

Мандат миссии «София» был продлен в конце марта до 30 сентября 2019 г.

18 апреля генеральный прокурор ПНС выписал ордер на арест фельдмаршала Х.Хафтара, а также еще 6 офицеров из его окружения. Это была ответная мера – еще 11 апреля командование ЛНА выписало мандаты на аресты главы ПНС и его ближайшего окружения.

19 апреля наступила определенная развязка в вопросе – кто за кого? В тот день Белый лом объявил, что несколькими днями ранее Дональд Трамп разговаривал по телефону с Х.Хафтаром. Президент США «признал значительную роль фельдмаршала Хафтара в борьбе против терроризма и обеспечении безопасности нефтяных ресурсов Ливии».

20 апреля силы ПНС попытались контратаковать своих противников в пригородах Триполи. В районе Аз-Зара им удалось продвинуться на несколько километров в южном направлении. Со своей стороны ЛНА заявила об установлении контроля над несколькими населенными пунктами.

К 23 апреля по данным ВОЗ число убитых в боях за Триполи выросло как минимум до 264 человек, раненых – до 1300.

23 апреля эпицентр боев находился в районе Аль-Хира в 70 км к юго-западу от Триполи. На остальных направлениях наблюдалось относительное затишье.

В завершающие дни апреля силы, поддержавшие ПНЕ, постепенно выдавливали формирования ЛНА от Триполи, не добиваясь при этом решающего успеха.

В целом очевидно, что успех наступления ЛНА зависит не от ее зарубежных покровителей – ОАЭ, Египта и недавно примкнувшей к ним Саудовской Аравии, а от способности ее руководства привлечь на свою сторону местные милиции. Многое также сказало запоздалое объявление о контакте Д.Трампа и Х.Хафтара, что явно показало: Вашингтон, впрочем, как и Москва, поддерживает последнего. Такого единодушия с их стороны не было давно. Подтверждается много раз сказанное ранее: главное в этом конфликте – кто получит доступ к ливийской нефти.

52.31MB | MySQL:103 | 0,463sec