Оценки китайских специалистов программы формирования патрульных сил ВМС Пакистана

Как известно, ВМС Пакистана на протяжении последних 20 лет достаточно тесно сотрудничают с китайским кораблестроителями в области конструирования надводных боевых кораблей. На новом этапе взаимодействия КНР и Пакистана даже подписали контракт на строительство серии дизель-электрических подводных лодок с воздухонезависимыми энергетическим установками, которые позволят радикально расширить боевые возможности ВМС мусульманского государства.

Кроме боевых кораблей и вооружения к ним китайские специалисты разработали в интересах пакистанских партнеров два типа патрульных кораблей, водоизмещением 600 и 1500 тонн соответственно. Суда первой серии уже переданы пакистанским специалистам и на регулярной основе несут дежурство в территориальных водах государства. Суда второй серии за счет большего водоизмещения обладают большей дальностью плавания и автономностью, однако небольшие размеры и скромное оснащение не позволяет экипажам выполнять большой круг задач, которые характерны для современной и достаточно сложной, развивающейся обстановки.

Как отмечают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Корабельное вооружение» Управлению по обеспечению безопасности на море Пакистана (УОБМ) необходимы более многофункциональные корабли с большой дальностью плавания и автономностью, которые будут оснащены полетной палубой, позволяющей  применять вертолеты и беспилотные летательные аппараты. Винтокрылые машины и БПЛА предназначены для воздушной разведки района действий или событий/чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Необходимо указать, что в настоящее время на шельфе в пределах исключительной экономической зоны Пакистана в Индийском океане ведется разведка месторождений нефти и газа и, как известно, подобные работы сопровождаются различными происшествиями, которые могут наносить ущерб экосистеме акватории. Кроме того, УОБМ Пакистана необходимо располагать такими судами/кораблями, которые позволяют оказать помощь экипажам, терпящим бедствие на значительном удалении от береговой линии, а также содействие тем гражданским судам, которые подвергаются недружественным действиям со стороны судов специальных служб сопредельного государства – Индии.

С учетом перечисленных задач специалисты УОБМ Пакистана обратили внимание на разработки конструкторов голландской компании Damen Shipbuilding, которые создали вполне удачные боевые и патрульные корабли небольшого водоизмещения, как для государств северных широт, так и южных регионов мирового океана. Известно, что контракт на строительство двух патрульных кораблей морской зоны проекта OPV2400 (англ. аббревиатура Offshore Patrol Vessel) был подписан в июне 2017 г. в присутствии заместитель начальника штаба ВМС Пакистана контр-адмирала Фаруха Ахмада.

Следует отметить, что первоначально голландские специалисты предлагали пакистанским клиентам патрульные корабли проекта OPV 1800, однако они не в полной мере удовлетворяли потребностям УОБМ.  На определенном этапе работ участие в проектировании приняли инженеры и конструкторы Karachi Shipyard & Engineering Works Ltd, однако, по согласию сторон, строительство кораблей было начато на судостроительном предприятии в г.Галац, Румыния. Данное решение вызвало некоторое недовольство среди пакистанских обозревателей, которые полагают, что национальный судостроительный комплекс вполне способен выполнять такие проекты при наличии полного пакета конструкторской документации.

 

Конструкция корабля

С учетом сформулированного тактико-технического задания  конструкторы компании Damen Shipbuilding спроектировали корабль с длиной корпуса 95 м, шириной 14,4 м, осадкой 4 м и полным водоизмещением 2400 тонн. При  таких линейных размерах на корабле размещены емкости для судового топлива объемом 250 куб. м и пресной воды объемом 50 куб. м.

В отношении планировки корабля известно, что экипаж численностью 60 человек будет размещен по каютам, рассчитанным на одного, двух или четырех человек с индивидуальными системами отопления и кондиционирования. Кроме того, на корабле оборудования прачечная, спортивный зал, комната отдыха, медицинский блок с палатой на четыре койки.

Центр управления располагается непосредственно за ходовым мостиком и отделен от него сдвижной перегородкой , что позволяет при необходимости офицерам командного звена визуально наблюдать за обстановкой. Кроме того, офицеры центра управления будут принимать решение о применении вооружения корабля, состоящего из автоматического орудия калибра 76 мм и двух спаренных пушек калибра 20 мм, размещенных по бортам в районе авиационного ангара.

 

Силовая установка

В качестве силовой установки конструкторы голландской компании выбрали четыре скоростных дизельных двигателя мощностью 2350 кВт каждый (размещены в двух отсеках параллельно), которые будут передавать крутящий момент через зубчатые редукторы на две валолинии с винтами постоянного шага. Это позволит кораблю развивать максимальную скорость 29 (по другим данным 32) узла и в течение продолжительного времени осуществлять плавание на экономической скорости 23 узла.

При  следовании экономической скоростью дальность плавания составляет 600 миль, а максимальная автономность может достигать 40 суток. Приемлемую мореходность обеспечивают шесть успокоителей качки (по три с каждого борта).

Энергетический комплекс корабля включает три основных генератора мощностью 500 кВт каждый и один аварийный генератор на 150 кВт. Известно, что в носовой части установлен маневровый движитель с электродвигателем мощностью 400 кВт.

 

Авиационный компонент   

Полетная палуба обеспечивает деятельность многофункционального вертолета с взлетной массой до 11 тонн, т.е. NH-90 или другие аналогичные винтокрылые машины европейского производства. Китайские специалисты отмечают, что корабельный комплекс радиоэлектронного оборудования обеспечивает полеты вертолета в круглосуточном режиме.

В авиационном ангаре предусмотрено место для размещения одного вертолета и одного крупноразмерного беспилотного летательного аппарата, необходимых сменно-запасных частей и оборудования, предназначенного для обслуживания двух летательных аппаратов. Следует отметить, что авиационный ангар спроектирован таким образом, что позволяет свободно выбрать и выгрузить необходимый летательный аппарат на полетную палубу. Очевидно, что вертолет и БПЛА позволят выполнять не только сбор данных в интересах УОБМ Пакистана, но и вести разведку/наблюдение по требованию представителей органов разведки национальных ВМС или других специальных служб

 

Многофункциональная нижняя палуба

Под полетной палубой располагается многофункциональная нижняя палуба, которая позволяет размещать контейнеры (до 6 шт.) со специальным оборудованием для проведения операций по борьбе с пиратами, поиска наркотиков, противоминных и поисково-спасательных действий. Также в контейнерах может быть размещено оборудование необходимое для гуманитарных операций, ликвидации последствий разлива нефтепродуктов, проверки рыболовецких судов и ежедневного патрулирования линии государственной границы.

Размещение контейнеров на палубе обеспечивается за счет портального крана, который опускает и поднимает грузы через раздвижной портал в полетной палубе. Некоторые виды грузов возможно передавать через проемы в бортах корабля.

Кроме того, по обоим бортам могут быть размещены высокоскоростные (более 35 узлов) надувные лодки (длиной до 9 м) с плоским днищем, спуск и поднятие на корабль которых осуществляется через кормовую аппарель. Подобная схема применения высокоскоростных катеров уже опробована на патрульных кораблях океанического назначения класса «Голландия», которые приняты на вооружение ВМС Нидерландов. Также кормовая аппарель, а также опускающие устройства позволяют экипажу дополнительно развертывать буксируемые гидроакустические станции.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что первый корпус патрульного корабля проекта OPV 2400  был спущен на воду 17 мая 2019 г. и в настоящее время осуществляется его насыщение радиоэлектронным оборудованием, которое включает радиолокационные станции, оптико-электронные и другие системы. Вероятно, корабль будет передан пакистанской стороне до конца 2019 г.

51.51MB | MySQL:101 | 0,350sec