О социально-экономическом кризисе в Ливане в связи с принятием нового бюджета

В Ливане в последнее время отмечается неуклонный рост недовольства и социальных протестов, вызванный перспективой принятия нового бюджета, самого жесткого по мерам экономии за всю историю страны. 25 мая в стране началась забастовка служащих общественного сектора, недовольных предусмотренными в бюджете сокращениями зарплат и социальных льгот. Эти меры строгой экономии, которые грозят ударить по благосостоянию рядовых ливанцев, вызваны требованиями международных доноров, договорившихся в апреле 2018 года на прошедшей в Париже конференции CEDRE, о предоставлении этой ближневосточной стране финансовой помощи на сумму 11 млрд долларов.

Предоставление финансовой помощи было обусловлено, прежде всего, сокращением государственно долга. По данным на 2017 год, величина государственного долга Ливана достигла 80 млрд долларов или 150% ВВП (ВВП Ливана исчисляется в 51,8 млрд долларов). Это третий показатель в мире после Японии и Греции. По мнению ливанских экономистов, к 2021 году этот долг может достигнуть 160%  ВВП. Обслуживание долга обходится Ливану ежегодно в 5 млрд долларов, что составляет четверть государственного бюджета (19,1 млрд долларов). Экономисты МВФ убеждены в том, что к 2025 году эта доля может достичь 60% госбюджета. Меры, с помощью которых можно достичь снижения долга и бюджетного дефицита общеизвестны. К ним относятся, прежде всего, снижение социальных выплат: урезание зарплат госслужащих, пенсий, социальных льгот. Также можно упомянуть борьбу с коррупцией, повышение налоговой дисциплины и приватизацию государственной собственности. Так как в Ливане, стране с наиболее либеральной экономикой, приватизировать уже нечего, приходится брать деньги с граждан.

На размеры внешнего долга и финансового дефицита влияет и крайняя слабость производительного сектора в Ливане. Согласно докладу UNCTAD (комитет ООН, ведающий вопросами торговли, инвестиций и развития) за 2018 год, в Ливане отсутствует производственный сектор, который способен обеспечить опережающий рост и вывести страну из нынешнего кризиса. Недавно министр финансов Ливана Али Хасан Халиль отметил тревожные тенденции в макроэкономической ситуации страны. По его словам, общественный дефицит в прошлом году вырос на 3,5 %, в то время как ВВП всего на 1,5%. Импорт Ливана составляет 19 млрд долларов, в то время как экспорт всего 3,5 миллиарда долларов. В результате бюджет Ливана недополучает налогов на 15-16 млрд долларов.

Правительство Ливана намерено снизить дефицит госбюджет с 11,9% ВВП в 2018 году до 7,5% ВВП. Первоначально на Парижской конференции в апреле прошлого года оно предложило клубу доноров сокращение дефицита на 1%, но нынешние меры свидетельствуют о том, что только во втором полугодии 2019 г. дефицит должен быть сокращен на 3,3%. Согласно цифрам, заложенным в бюджет кабинетом министров, в этом году ожидается рост ВВП на 1,2%: с 56,8 до 59,6 млрд долларов. Таким образом, бюджет планируется сократить на 2 млрд долларов.

Ожидаемые меры по сокращению зарплат и социальных льгот уже сейчас вызывают возмущение у государственных служащих и беднейших слоев Ливана. Параллельно с начавшейся забастовкой в городе Набатия была проведена конференция Союза ливанских учителей. До июля 2017 года месячная зарплата ливанского учителя составляла 1,23 млн ливанских лир (815 долларов). Летом 2017 года она была повышена до 2000 долларов. Сумма вроде была неплохая, но, учитывая то, что Бейрут является третьим по дороговизне среди городов арабского мира, этих денег хватает только на оплату жилья и удовлетворение базовых потребностей. В настоящее время существуют планы снижения учительских зарплат. Секретарь Ассоциации ливанских учителей Хасан Джавад отмечает по этому поводу: «Каждый раз, когда правительство загоняет себя в угол, оно залезает в карманы к бедным. В то же время оно избегает наложить руку на священные деньги». Под священными деньгами профсоюзный активист понимает финансы банков и крупных компаний, некоторые из которых сумели выхлопотать для себя налоговые льготы.

Кабинет министров уже одобрил ряд мер жесткой экономии. Они включают в себя снижение льгот для государственных служащих, сокращение пенсий на 9%, сокращение ежедневных транспортных льгот с  8000 лир (6 долларов) до 6000 (4 доллара), сокращение времени ежегодного оплачиваемого отпуска с 20 до 15 дней. Также предусматривается установление потолка премий, бонусов и оплаты сверхурочного времени в размере не более 75% от базовой заработной платы. Правительство также дебатирует сокращение заработной платы для рабочих, получающих ежемесячно более двух тысяч долларов, но пока не достигло консенсуса о максимальном размере зарплаты.

В то же время не предусматриваются шаги, направленные на сокращение интереса кредиторов и уменьшение доли бюджета, предназначенной на обслуживание государственного долга. Между тем, давать в долг ливанскому государству является достаточно выгодным делом. При этом правительство выплачивает достаточно высокий процент по долгам (9% по кредитам, номинированным в лирах и 7% в долларах). В то же время относительная «уверенность в завтрашнем дне» ливанского правительства обеспечивается тем, что держателями 85% долга являются ливанские коммерческие банки и Banque du Liban (BDL, ливанский аналог Центробанка). Необходимо также отметить, что 16 из 20 крупнейших коммерческих банков Ливана прямо или косвенно принадлежат ведущим ливанским политикам (заимам) или тесно связанным с ними бизнесменам.

Правда, правительство Ливана согласилось увеличить налог на интерес по банковским вкладам с 7% до 10% на три года. По мнению президента Bank of Beirut, это является серьезным шагом, и банковское лобби, несмотря на все усилия, не смогло помешать принятию такого решения. Однако значительное количество ливанцев недовольно тем, что такой налог не является подоходным. Он не делает различия между финансовыми сбережениями рядовых тружеников и крупными вкладами инвесторов. Доклад, приведенный в ливанской газете «Аль-Ахбар», указывает на то, что в случае выполнения этого  решения инвесторы с размером вклада в миллион долларов и более все равно будут получать по своим вкладам в этом году на 20 тысяч долларов больше, чем в предыдущем. И даже, если налог повысить до 30% они будут получать тот же доход.

Помимо мер жесткой экономии негативное влияние на благосостояние простых тружеников, особенно в Южном Ливане, могут оказать американские санкции против Ирана, затронувшие и движение «Хизбалла». Как известно, данная шиитская партия осуществляет значительную социальную активность. «Хизбалла» содержит целую сеть школ, больниц и поликлиник, где бедные шииты получают бесплатное лечение и образование. Кроме того, она выплачивает пособия и пенсии боевикам и активистам своей организации, а в случае их гибели, их семьям. В Южном Ливане нет ни одной шиитской семьи, где бы один из родственников не был членом «Хизбаллы» или не погиб в войнах против Израиля или в сирийской кампании. В настоящее время в Ливане циркулируют слухи о том, что иранцы из-за собственных экономических проблем могут вдвое снизить помощь «Хизбалле». В этом случае многие ливанские шииты окажутся в бедственном положении.

52.38MB | MySQL:106 | 0,658sec