Кувейт: противоречия между ветвями власти

В последние несколько дней в кувейтской прессе появился целый ряд публикаций, в которых говорилось о возможности внесения изменений в конституцию страны и роспуске парламента. Информация, содержащаяся в этих статьях, не дает четкой и ясной картины происходящего. Однако, зная ситуацию в стране за последний период, можно предположить, что происходит усиление противоречий между парламентом и правительством, затрагивающее и правящую семью.

Так, один из старейших депутатов парламента, представитель оппозиции Ахмед Ас-Саадун, занимавший пост спикера в трех созывах высшего органа законодательной власти – Национального собрания Кувейта, выступил с заявлением. Он сказал, что представитель правящей семьи шейх Рашид Аль-Хамуд дал интервью кувейтской газете «Аль-Ватан», в котором подчеркнул, что «те времена, когда шейх Абдалла Ас-Салем (эмир Кувейта, правящий в период получения Кувейтом политической независимости в 1961 г. – Е.М.), облагодетельствовал народ Кувейта, даровав ему конституцию, были лучше сегодняшних дней».

По мнению Ас-Саадуна, представитель правящей семьи намекал на постоянные трения между парламентом и правительством, а также парламентом и правящей семьей (формирующей исполнительную власть страны), что проявлялось в острых дискуссиях между представителями этих ветвей политической власти на страницах печати и во время различных встреч и конференций. Положение осложнилось после выступления спикера парламента Джасема Аль-Хурафи, который заявил, что « конституция – это не Коран, и ее можно изменить».

Эмир Кувейта – шейх Сабах Аль-Ахмед, который получил бразды правления в январе прошлого года, после смерти эмира Джабера Ас-Сабаха, провел встречу с представителями правящей семьи. На ней присутствовали 250 человек, возраст которых превышает 40 лет, представляющих различные ветви семьи Ас-Сабах. На этой встрече были обсуждены последние политические события, имевшие место в Кувейте, и та борьба, которая происходит между законодательной властью в лице парламента и исполнительной властью в лице правительства. Парламент резко критикует деятельность правительства, выступает с запросами о деятельности отдельных министров, даже если они и члены правящей семьи. Столкновения между парламентом и правительством дали основания для того, чтобы были высказаны предположения о возможном роспуске парламента и внесении изменений в конституцию, направленных на сокращение сферы полномочий кувейтского Национального собрания.

В истории Кувейта парламент был распущен дважды – в 1976 и 1986 гг. Некоторые статьи конституции в эти периоды были отменены. Слухи о грядущих конституционных изменениях вызывают беспокойство среди депутатов парламента. Уже упоминавшийся оппозиционный депутат Ахмед Ас-Саадун заявил, что «любая попытка изменить конституцию будет означать государственный переворот и угрожать будущему страны». Затем последовали заявления представителей национально-демократической фракции Национального собрания, выражающей либеральные взгляды, о необходимости сохранить конституционные завоевания и добиться сплоченности кувейтского общества. Они отвергли любые попытки внести изменения в конституцию.

К кампании протеста подключилась и фракция парламента, придерживающаяся левых взглядов, связанных исторически с идеологией арабских националистов. В ее печатном органе журнале «Ат-Талиа» были опубликованы материалы, в которых содержался протест против конституционных изменений и нападок на парламент. В журнале была также опубликована статья известного оппозиционера Абдаллы Ад-Дуэйджа, в которой он комментировал встречу эмира с представителями правящей семьи.

Вся местная пресса откликнулась на происходящие события. Главный редактор ведущей кувейтской газеты «Ас-Сияса» Ахмед Аль-Джаралла выступил в руководимом им издании со статьей, в которой отметил, что «собрание представителей правящей семьи опасно потому, что разделяет общество». Оно, подчеркнул этот известный кувейтский журналист и политический деятель, «непосредственным образом отразится на том, насколько эффективно семья будет действовать в структурах власти, насколько серьезно она может руководить страной и содействовать ее подъему. Несмотря на принципы демократии, а также на их способность создать некое подобие свободы и движения вперед, значение этих принципов в последнее время было намеренно преувеличено ради борьбы за власть, за то, в чьих руках она окажется, если действие конституции будет приостановлено или она будет изменена». Далее он добавил: «Страна живет в ситуации двусмысленности, возникшей из-за противоречия между формой власти, с одной стороны, и тем, как действует эта власть, с другой. Ситуация двусмысленности вызвала к жизни бесконечные рассуждения, авторы которых позволяют себе ставить под сомнение конституцию, рассматривая существование правящей семьи как некий промежуточный временной этап в политической истории Кувейта». Развивая свою мысль, он прокомментировал встречу эмира с представителями правящей семьи и отметил: «Правящая семья должна добиться единства. Ее разъединяют различные политические позиции. Эти позиции породили в душах некоторых членов правящей семьи преждевременные надежды в связи с той ролью и положением, которые они занимают в обществе. Они вспомнили о том, что эта семья – элита, задача которой править. Я надеюсь, что им был дан жесткий урок, который заставил их отказаться от самовозвеличивания и вернуться к тому, кем они должны быть».

В свою очередь, другая влиятельная кувейтская газета, «Аль-Кабас», опубликовала интервью с одним из представителей правящей семьи, шейхом Саудом Ан-Насыром, бывшим послом Кувейта в Вашингтоне и министром информации и нефти в правительствах предшествующего премьер-министра шейха Саада Абдаллы. Сауд Ан-Насыр призвал к «откровенности, открытости и диалогу» для того, чтобы выйти «из политического кризиса, в котором оказался Кувейт». Он охарактеризовал создавшееся положение как «кризис в отношениях между правящей семьей и народом». Шейх Ан-Насыр подчеркнул, что «правящая семья должна поддерживать конституцию, являющуюся основой веры и стабильности».

Эмир страны шейх Ахмед Ас-Сабах занял четкую и определенную позицию в отношении развивающихся событий. Выступая перед членами правящей семьи, он прямо заявил о своей поддержке конституции и о том, что он не допустит роспуска парламента, «будь то на конституционной или антиконституционной основе». Он также заверил кувейтский народ в том, что в конституцию не будут внесены какие-либо изменения, и призвал «всех кувейтцев к национальному единству». В своей речи перед представителями правящей семьи эмир подчеркнул: «Мы не найдем народа лучше, чем народ Кувейта, а народ Кувейта не найдет лучше, чем правящая семья, тем более что наши отношения имеют более чем 300-летнюю историю». Эмир также заверил, что не позволит никому нарушить «отношения, сложившиеся между правящей семьей и ее народом». С другой стороны, он недвусмысленно заявил, что члены правящей семьи должны «стоять плечом к плечу, поддерживать друг друга ради интересов Кувейта и его будущего».

Члены правящей семьи, которые присутствовали на встрече с эмиром, в своих выступлениях также призывали к единству своих рядов и совместным действиям на благо Кувейта. Они выразили удовлетворение результатами встречи, которая, по словам одного из них, «расставила все точки над “i”».

Эмир обратился к членам правящей семьи со словами: «Если у вас возникают какие-либо мысли, или жалобы, или предложения, то у вас есть Совет управления правящей семьей во главе с шейхом Наввафом. Я также всегда открыт для вас. Я призываю вас не обсуждать свои проблемы на страницах прессы или в диванийях (традиционные собрания. – Е.М.)». Далее он сказал: «Я критикую тех полуинтеллигентов среди членов правящей семьи, которые пишут в газеты. Я спрашиваю их: “Разве они когда-нибудь пришли и сказали о своих проблемах лицом к лицу? Вот шейх Ахмед Аль-Хамуд. Он вышел из правительства и занял другой высокий пост. Какие же тут у него проблемы?”» Затем шейх Ахмед Ас-Сабах заявил: « Конституция не имеет никаких недостатков. Недостатки присутствуют в вас самих». Он также отметил, что «включение министра в состав правительства и его выход из правительства ничего не означает», исключив тем самым возможность своей собственной поддержки представителей правящей семьи, направленной на обеспечение собственного вхождения в формируемый эмиром кабинет министров страны.

Кувейтская конституция определяет Кувейт как эмират, власть в котором передается по наследству потомкам Мубарака Ас-Сабаха, рассматриваемого официальной историографией в качестве основателя современного кувейтского государства. Нахождение у власти представителей правящей семьи является главным фактором легитимации государства Кувейт. Парламент страны, включая оппозицию, не ставит под сомнение право семьи Ас-Сабах на власть. Речь идет лишь о том, что правящая семья утратила свое монопольное положение и стала одной из ветвей власти. Парламент, который играет все более активную роль в политической жизни страны, опасается, что отдельные представители правящей семьи могут выступить против сложившегося положения, воспользовавшись прежним опытом, когда парламент был распущен, а в конституцию были внесены изменения, ограничивающие политические права граждан.

52.24MB | MySQL:103 | 0,492sec