Официальный визит в Пакистан председателя правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкова в общем контексте российско-пакистанских отношений

Отношения с Пакистаном если и нельзя отнести к разряду стратегических, то, вне всякого сомнения, можно охарактеризовать как существенную составляющую в ряду российских внешнеполитических приоритетов. Подобный подход к этому государству со стороны российского руководства объясняется чисто объективными обстоятельствами: в первую очередь, весомой ролью страны как в регионе, так и в целом в мире, в том числе исламском, ее фактическим ядерным статусом, важным геополитическим положением и близостью к южным границам СНГ. Все эти обстоятельства влияют на определение тактики и стратегии развития двусторонних связей, которые, как видится, можно развивать и диверсифицировать, причем обоюдовыгодно.

В целом, можно констатировать активизацию взаимодействия России и Пакистана на политическом поле, отметить наметившуюся регулярность встреч на высоком уровне и двусторонних контактов, а также работу в различных международных и региональных организациях. Результатом подобного продуктивного диалога стало, например, содействие друг другу: Российской Федерации — в вопросе о предоставлении ей статуса наблюдателя в организации «Исламская конференция», а Исламской Республике Пакистан – аналогичного статуса в Шанхайской организации сотрудничества.

За последнее время произошло несколько судьбоносных встреч руководителей России и Пакистана. Среди них важной вехой стали переговоры Президента России В.В. Путина с его пакистанским коллегой Первезом Мушаррафом в Шанхае (15 июня 2006 г.), куда лидеры обоих государств прибыли для участия в саммите ШОС. Тогда удалось, помимо отдельных вопросов международной жизни, подробно обсудить проблематику российско-пакистанского сотрудничества, прежде всего в торгово-экономической области.

Премьер-министр Ш. Азиз участвовал в заседании Совета глав правительств ШОС в Душанбе в сентябре того же года. Данная региональная структура, как представляется, дает возможность развивать, помимо многостороннего, и двустороннее взаимодействие в торгово-экономической и научно-технической сферах. Нелишним было бы подключение пакистанского бизнес-сообщества к деятельности Делового совета ШОС. Не следует, видимо, выпускать из виду и сотрудничество в гуманитарных областях.

Мощным стимулом развития отношений между двумя странами стал рабочий визит в Пакистан в ноябре прошлого года министра иностранных дел России С.В. Лаврова, который в ходе переговоров основной акцент сделал на ключевых вопросах двусторонних отношений, а также обсудил с пакистанским коллегой Х.М. Касури широкий комплекс наиболее значимых проблем мировой и региональной политики.

К ряду наработанных между Москвой и Исламабадом позитивных контактов можно, по-видимому, отнести хорошо зарекомендовавшую себя практику проведения ежегодных консультаций по линии внешнеполитических ведомств, проходящих в соответствии с положениями соответствующего протокола, подписанного МИДами двух стран, а также результативный диалог в рамках Консультативной группы по стратегической стабильности и Рабочей группы по противодействию международному терроризму и другим новым вызовам международной безопасности (проведено, соответственно, четыре и три заседания). С удовлетворением стоит отметить, что существует близость или сходство российской и пакистанской точек зрения по большинству глобальных вопросов современности, в частности, по становлению многополярного мира, усилению ведущей роли Организации Объединенных Наций, утверждению основополагающих принципов международного права, по проблеме мирного преодоления кризисов и др.

Дальнейшим развитием политических контактов и определенным прорывом в двусторонних отношениях стал состоявшийся 12-13 апреля с.г. официальный визит Председателя Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкова в Исламабад, где он провел полноформатные переговоры (посвященные в основном вопросам расширения сотрудничества в торговле и экономике) с премьер-министром Пакистана Шаукатом Азизом, а также встречался с Президентом Пакистана Первезом Мушаррафом и председателем сената Пакистана Мухамедмианом Сумро. Полезной была его встреча с представителями элиты пакистанских деловых кругов.

Визит М.Е. Фрадкова в Исламскую Республику Пакистан можно отнести к знаковому событию в российско-пакистанских отношениях, поскольку последний визит столь высокого уровня состоялся 38 лет назад, когда Исламабад посетил Предсовмина СССР А.Н. Косыгин. В Исламабаде удалось подписать два двусторонних документа: Протокол о продлении на 10 лет Соглашения (1997 г.) о сотрудничестве в борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и злоупотребления ими, а также Программу обменов в области культуры, науки и образования на 2007-2009 гг. На полях данного визита были подписаны меморандумы о сотрудничестве по линии ОАО «Российские железные дороги», ЗАО «Внешнеторговая компания «Камаз» и Агрохимической корпорации «Азот».

Накануне прибытия в Исламабад главы российского правительства прошли переговоры с пакистанскими заинтересованными организациями экспертов делегаций ОАО «Газпром» и ЗАО «Интер РАО ЕЭС», наметивших перспективы предметного сотрудничества в ряде совместных проектов. Стоит, видимо, подчеркнуть, что пакистанская сторона продемонстрировала явное желание активизировать и расширять многопрофильные связи с Россией, а также развивать договоренности, достигнутые в ходе встречи Президента В.В. Путина с Президентом Пакистана П.Мушаррафом в Шанхае.

В ходе переговоров с Ш. Азизом, в которых также приняли участие ведущие члены кабинета министров в лице министров торговли, энергетики, транспорта, связи и промышленности, стороны отметили, что на фоне в целом весьма плодотворного политического и международного взаимодействия России и Пакистана сравнительно неразвитым остается торгово-экономическое сотрудничество. Наметившийся некоторый рост двустороннего товарооборота не может полностью удовлетворить ни одну из сторон, поскольку ни его объем (в 2006 г. – 411 млн долл.), ни структура явно не соответствуют имеющимся возможностям. При этом особый акцент был сделан на том, что ощутимый потенциал имеется не только в сфере традиционной торговли, но и в сфере экономического сотрудничества. Россия могла бы принять участие в техническом переоснащении, модернизации и развитии имеющейся в Пакистане советской производственной и технологической базы, а также в сооружении новых промышленных объектов. Из России, в случае заинтересованности пакистанцев, целесообразно осуществлять поставки комплектного оборудования, современных производственных технологий и оказывать необходимое техническое содействие.

С удовлетворением были отмечены начало работы двусторонней Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК), а также высокий статус ее сопредседателей (с российской стороны – вице-премьер Правительства России С.Е. Нарышкин, с пакистанской – советник премьер-министра по вопросам финансов в ранге федерального министра Салман Шах). Это позволит придать дополнительный импульс и значительно стимулировать двустороннее сотрудничество. Стороны условились взять под контроль процесс подготовки соглашений о взаимной защите капиталовложений и избежании двойного налогообложения и в целом продолжить предметную работу по совершенствованию договорно-правовой базы двустороннего сотрудничества.

В ходе переговоров были намечены перспективные совместные проекты по линии ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС» и ОАО «РЖД». Проговаривались возможности российского участия в комплексных геологоразведочных работах в перспективных с точки зрения добычи газа, угля и нефти районах Пакистана, строительстве на территории страны газопровода Иран–Пакистан–Индия (ГИПИ), поставках железнодорожного оборудования и электроэнергии (с российских электростанций, в Центральной Азии). Перспективным представляется сотрудничество в космической области, а также в области транспорта, где задействовано ЗАО «Камаз». Пакистанцы проявили интерес к скорейшему налаживанию транспортного сообщения по маршруту «Север–Юг» через территорию Ирана и Каспий.

Российская сторона привлекла внимание к тому, что в России проводится последовательная работа в области экономических реформ и создания благоприятного инвестиционного климата. Точкой приложения интересов пакистанских предпринимателей в России, могли бы стать, например, совместные проекты в текстильной отрасли, являющейся традиционной сферой местного российского бизнеса. Используя российские мощности, пакистанцы могли бы ввозить хлопок-волокно и хлопковую пряжу для изготовления тканей, швейных и трикотажных изделий. Примеры удачного сотрудничества подобного рода уже есть, отдельные пакистанские фирмы уже начали работать в этом направлении.

При обсуждении международной и региональной проблематики ключевое место было уделено обсуждению глобальных проблем. В частности, многое было сказано о необходимости сотрудничества в сфере антитеррора, подробно обсуждались ситуация вокруг иранской ядерной программы, обстановка в Ираке, афганское и ближневосточное урегулирование, ядерная программа Корейского полуострова, пакистано-индийские отношения, проблематика реформы ООН и другие вопросы международного и регионального характера.

С российской стороны была подтверждена неизменность политики в области военно-технического сотрудничества. Только в рамках международных обязательств, внутреннего российского законодательства, основываясь на своих внешнеполитических интересах, не наносящих какого-либо ущерба мировой и региональной стабильности, Россия готова обсуждать отдельные аспекты военно-технического сотрудничества.

Глава российского правительства передал президенту Пакистана П. Мушаррафу послание Президента Российской Федерации, посвященное вопросам двустороннего сотрудничества, сообщив при этом о признательности В.В. Путина за приглашение посетить Пакистан. Выражена надежда на дальнейшее развитие и диверсификацию двусторонних связей.

Подводя итоги официального визита М.Е. Фрадкова в Исламабад, стоило бы, пожалуй, обратить внимание на то, пакистанское руководство нацелено на наращивание сотрудничества с Россией, что находит отражение как во внешнеполитической сфере, так и в торгово-экономической составляющей двусторонних контактов. Помимо углубления политического диалога можно отметить постепенное расширение торгово-экономического и научно-технического направлений взаимодействия с этой влиятельной страной Южной Азии. Наиболее плотно с Исламабадом уже сейчас можно сотрудничать по линии министерств промышленности и энергетики, связи, транспорта, а также таких крупных организаций, как «Газпром», РАО «ЕЭС», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Камаз». Крайне важно работать на перспективу, целенаправленно развивая пошаговое сотрудничество, ориентируясь на запросы и ответную реакцию со стороны пакистанцев.

43.94MB | MySQL:92 | 1,015sec