О разногласиях и взаимодействии между Израилем и ЕС

Израильские эксперты Института исследования национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS), анализируя прошедшие выборы в Европейский парламент, полагают, что не следует ожидать каких-либо существенных изменений в политике ЕС, в том числе в вопросах международных отношений и безопасности. В контексте отношений между Брюсселем и Израилем, особенно, что касается иранской ядерной проблемы и ожидаемого мирного плана администрации Дональда Трампа («сделки века») по урегулированию палестино-израильского конфликта, это означает, что разногласия между Израилем и ЕС останутся. Даже если Брюссель (столица Европейского союза) не ослабит свои контакты с Израилем, учитывая политическую ситуацию, сложившуюся в ЕС и Израиле, углубления или развития отношений ожидать не приходится[i].

По мнению израильских экспертов, на протяжении нескольких лет Европейский союз переживает события, которые угрожают его сплоченности и способности сыграть свою роль как наднационального органа, объединяющего страны континента в сфере права, экономики, политики и безопасности. Речь идет о следующих претензиях к Брюсселю со стороны населения ЕС: разочарование населения экономическим успехом ЕС; решение о принятии стран бывшего советского блока, которое было политически смелым, но стало тяжелым экономическим бременем для «старых» европейских государств, основавших ЕС; усиление центробежных сил внутри государств-членов, которые отдают предпочтение интересам национального государства, а не наднациональной организации; и уход старого поколения, которое реабилитировало Европу после Второй мировой войны, организовывало, руководило европейским объединением в годы холодной войны во время противостояния СССР и приступило к постепенному созданию политического блока, который не является исключительно экономическим.

С момента основания высшим органом ЕС являлся форум глав государств-членов. Проблемы, стоящие перед ЕС, проявляются в трудностях, с которыми сталкиваются его институты – Европейский совет, Совет министров, Европейская комиссия, Европейский центральный банк. В их числе и Европейский парламент, который страдает от незначительного влияния по сравнению с другими институтами, а также от большого размера – 751 депутат.

В то время как в Европейском парламенте был ослаблен политический центр, опиравшийся на две большие партии – Европейскую народную партию (консервативную) и Прогрессивный альянс социалистов и демократов (сейчас вместе у них 331 место), свое присутствие увеличили Либеральная партия (105 мест) и партия Зеленых (69 мест). Это происходит в условиях, когда ЕС подвергается идеологической атаке в отношении примата интересов национальных государств над союзным органом, ради которого члены ЕС отказались от своего абсолютного суверенитета по многим вопросам. В то же время партии, которые выступают против принятия национальными государствами законодательства и решений, противоречащих политике Брюсселя, также добились существенных успехов. Партия Европа наций и свобод и Европа за свободу и демократию (с британской партией евроскептиков Найджела Фараджа) вместе заняли 112 мест.

Новый баланс сил предполагает, что в Европейском парламенте, органе ЕС, который наиболее близко отражает общественное мнение в Евросюзе, решающее большинство поддерживает идею сильного союза с широкими полномочиями в вопросах, которые влияют на жизнь каждого гражданина в Европе. Тем не менее, значительная часть европейских избирателей поддерживает партии, которые оспаривают сущность ЕС. Согласно опросам общественного мнения, европейский гражданин считает, что ЕС укрепляет мир, благосостояние и демократические ценности, но его беспокоит эффективность европейских институтов и неспособностью решать проблемы, связанные с миграцией на континент и созданием новых рабочих мест. Европейцы также не уверены в том, что ЕС сможет выжить в ближайшие два десятилетия. Возможно, это беспокойство подстегнуло избирателей, в частности, представителей молодого поколения, прийти на выборы и выразить надежду на пробуждение и обновление, что и вылилось в победу либералов и зеленых.

Расстановка сил в Европарламенте и ожидаемые перестановки в институтах ЕС, предполагают эксперты INSS, скорее всего, повлияют на отношения между Израилем и европейскими странами. Ситуация усугубляется напряженностью между Соединенными Штатами и ЕС, которая возникла до прихода в Белый дом Д.Трампа, но усилилась за последние два года. Охлаждение отношений между Вашингтоном и Берлином, Парижем и Брюсселем имеет прямые последствия для Израиля по всем вопросам, связанным с двумя основными для него проблемами: будущему ядерного соглашения с Ираном (Совместного всеобъемлющего плана действий, СВПД от 2015 года) и развитию политического процесса между Израилем и палестинцами.

Соединенные Штаты под руководством Д.Трампа вышли из ядерной сделки с Ираном на основе оценки, разделяемой (и активно лоббируемой) премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху. Согласно этой оценке СВПД – плохая и опасная сделка. Она не решает ряд важных вопросов: предотвращение полного возобновления Ираном ядерной программы по истечении срока договора; СВПД не заставит Иран отказаться от вооружения баллистическими ракетами большой дальности; наконец, сделка не вынудит Иран отказаться от поддержки террористических групп, действующих на Ближнем Востоке.

Позиция США противоречит подходу европейских партнеров – Великобритании, Германии и Франции – в переговорах по Ирану, в которых также участвовали Соединенные Штаты, Китай и Россия в группе, возглавляемой Федерикой Могерини, Верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности. За исключением Соединенных Штатов во главе с Д.Трампом, все партнеры по соглашению одобряют СВПД.

Как говорят израильские эксперты, лидеры европейских стран знают о недостатках СВПД, но утверждают, что соглашение, даже если оно не совершенно, лучше, чем полное отсутствие каких-либо договоренностей. Европейские партнеры также готовы продолжить дальнейшее обсуждение с Ираном соответствующих  вопросов. «Израиль, со своей стороны, – пишут они, – поддерживает американскую позицию, которая выступает за прямое и косвенное экономическое давление на Иран с целью заставить его вернуться за стол переговоров для достижения новой, более совершенной сделки».

Что касается палестино-израильского политического процесса, европейское руководство, по мнению экспертов INSS, откажется от любого плана, предложенного администрацией Д.Трампа для урегулирования конфликта. Нынешняя напряженность в отношениях между Европой и США уменьшает и, возможно, сводит на нет любую готовность ЕС выразить даже скромную поддержку «сделке века» Д.Трампа. Претензии европейских партнеров США могут лишить мирную инициативу Белого дома международной политической и экономической поддержки, которая потребуется для претворения в жизнь положений соглашения, если Израиль и палестинцы вообще захотят рассмотреть возможность его реализации, даже частично.

В отсутствие прогресса в урегулировании палестино-израильского конфликта вполне возможно, что Европейский союз откажется как от расширения, так и от сокращения своих связей с Израилем. Любая попытка Израиля аннексировать части Западного берега р. Иордан, безусловно, вызовет резкое осуждение в Брюсселе. Однако принятие санкций против Израиля потребует единодушного принятия резолюции в Европейском Совете, и возражения одного из государств-членов будет достаточно, чтобы наложить вето на такой шаг. Предположительно, именно это побуждает премьер-министра Израиля укреплять отношения между Израилем и государствами-членами ЕС из Восточной Европы и Балкан за спиной Брюсселя.

Тем временем, страны Европейского союза прилагают все усилия для налаживания сотрудничества с израильской разведкой, потому что «они признают наши возможности», заявил на днях Хаим Томер, бывший директор Tevel, подразделения израильской разведки Моссад, отвечающего за его политическое взаимодействие и внешние связи. Подразделение Tevel, традиционно считавшееся своего рода «белым воротничком» Моссада, в последние годы приобрело большое значение. Это связано с тем, что в мире глобальных угроз ни одна спецслужба не может эффективно действовать в одиночку, тогда как международное сотрудничество имеет решающее значение в борьбе с тем же международным терроризмом.

Обсуждая сотрудничество разведывательных служб с зарубежными странами в Центре наследия и памяти сотрудников разведки Израиля в Тель-Авиве, Х.Томер заявил, что политические разногласия между ЕС и Израилем не наносят ущерба сотрудничеству в области разведки. По его словам, «секретность разведывательного мира позволяет сотрудничать отдельно от того, что происходит на политическом» уровне.

Сотрудничество между разведывательными службами Израиля и США, которое в целом считалось тесным во время всех последних администраций США, было нарушено в связи с Ираном. По словам Х.Томера, как только администрация Обамы пошла на сделку с Тегераном, и сделка стала реальной возможностью, появились некоторые ограничения. Обмен соответствующей разведывательной информацией с США затруднился и, как правило, был обусловлен политическими соображениями.

Х.Томера попросили прокомментировать заявление бывшего директора ЦРУ Майкла Хайдена (2006-2009) о том, что, хотя США и Израиль сотрудничали в использовании компьютерного вируса Stuxnet против ядерной программы Ирана, в какой-то момент Израиль вышел за рамки того, что было согласовано, создавая напряженность между партнерами. В 2010 году пользуясь уязвимостью операционной системы и пресловутым «человеческим фактором», этот вирус поразил 1368 из 5000 центрифуг на иранском заводе по обогащению урана в Натанзе, а также сорвал сроки запуска ядерной АЭС в Бушере. На протяжении длительного времени заказчик считался неизвестным. Тогда как исполнителем стал сотрудник Siemens, который вставил инфицированный флэш-накопитель в рабочую станцию. Ущерб, нанесенный ядерным объектам Ирана, сопоставили с ущербом от атаки израильских ВВС, и в мире заговорил о начале кибервойн.

Х.Томер признал, что по ряду вопросов между Израилем и США возникали «разные идеи» о том, в каком направлении двигаться дальше, и что ретроспективные комментарии М.Хайдена «несколько освещают» имевшуюся напряженность. Тем не менее, по словам Х.Томера, сотрудничество «дало результаты». Вирус Stuxnet, причастность к которому Израиль никогда официально не признавал, хотя это косвенно подтверждали многие иностранные должностные лица и некоторые бывшие израильские чиновники, тем не менее, сделал свое дело – задержал разработку ядерной программы Ирана примерно на два года.

Х.Томер считает, что, несмотря на превосходное сотрудничество Израиля со многими государствами, включая текущее сотрудничество с умеренными суннитскими арабскими лидерами, технологическое сотрудничество все равно необходимо будет ограничить, поскольку оно может выявить большую уязвимость и раскрыть разведывательный вклад израильских союзников[ii].

[i] Israel and the New European Parliament: No Spring in the Offing // INSS. 03.06.2019 — https://www.inss.org.il/publication/israel-and-the-new-european-parliament-no-spring-in-the-offing/?offset=0&posts=2187

[ii] EX-MOSSAD OFFICIAL: ALL OF EU SEEKS ISRAELI INTELLIGENCE COOPERATION // The Jerusalem Post. 06.06.2019 — https://www.jpost.com/Middle-East/Ex-Mossad-official-All-of-EU-seeks-Israeli-intelligence-cooperation-591665

62.85MB | MySQL:102 | 0,500sec