Оценки китайских специалистов некоторых разработок предприятий оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики. Часть 1

Обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса» внимательно наблюдают за деятельностью предприятий оборонно-промышленного комплекса Турецкой Республики, конструкторы и инженеры которых обладают достаточной компетенцией для проектирования и создания новых образцов авиационной транспортной и боевой техники.

В настоящее время, внимание китайских наблюдателей приковано к нескольким разработкам специалистов компании Turkish Aerospace Industries» (TAI), являющейся лидером в аэрокосмической отрасли Турции в области конструирования и строительства самолетов и вертолетов различного назначения. По данным китайских источников, специалисты данной компании накопили большой опыт в процессе ремонта и обслуживания вертолетов американского (UH-60, T-70) и европейского ( AW-139) производства, которые приняты на вооружение национальных ВС и специальных служб, обеспечивающих национальную безопасность.

По данным китайских источников, сотрудники Turkish Aerospace Industries активно работают над «доведением до ума» универсального, многофункционального транспортного вертолета под обозначением T625, разработка которого была начата в 2010 г. с целью заменить устаревающие легкие транспортные вертолеты UH-1Y Huey американского производства.

Следует отметить, что прогресс в НИОКР под условным обозначением Ozgun  (обозначение вертолета Т625) стал возможен после того, как турецкая компания приобрела у Augusta Westland конструкторскую документацию на вертолет AW139, а также чертежи на некоторые сменно-запасные части для последующей локализации их производства на территории Турции.

Впервые макет вертолета Т625 был представлен на авиационном шоу во Франции в 2017 г. и за прошедший период турецкие специалисты смогли частично выполнить программу испытательных полетов на прототипах, которые оснащены двигателями LHTEC800 – продукт работы специалистов английской компании Rolls-Royce и американской Honeywell, которые организовали совместное предприятие Light Helicopter Turbine Engine в рамках проекта малозаметного ударного вертолета RAH-66 Comanche, который не прошел испытания ВС США.

Китайские специалисты отмечают, что силовой агрегат – LHTEC800-4А получился достаточно удачным – высокая мощность при малой массе. Известно, что данный газотурбинный двигатель устанавливают на серийный легкий ударный вертолет Т-129 «Атак», который также разработан специалистами TAI.

В отношении конструкции Т625 известно, что длина кабины вертолета составляет 5,9 м, высота от нижней плоскости лыж, до высшей точки трансмиссии составляет 3,9 м. Диаметр несущего пятилопастного винта составляет 13,2 м и с этим учетом длина вертолета увеличивается до 15,87 м.

Китайские эксперты отмечают, что турецкие конструкторы применяют лопасти изогнутой формы, что позволяет вертолету развивать максимальную скорость 306 км/ч, выполнять перелет на дальность 740 км (емкость стандартного топливного бака 1020 литров) или находится в заданном воздушном районе на протяжении 3 часа 48 минут. При  наличии внешнего  топливного бака емкостью 280 литров дальность полета может достигать 948 км.

Практический потолок составляет 6096 м. Максимальная вместительность грузовой кабины составляет 12 человек, в состав экипажа входят 2 человека. Максимальная взлетная масса вертолета составляет 6050 кг. Объем грузового отсека достигает 1,1 куб. м.

В отношении оснащения вертолета известно, что специалисты турецкой компании Aselsan комплектуют винтокрылую машину системами управления, радиостанциями, инерциальной навигационной системой, камерами инфракрасного режима, а также многофукциональными жидкокристаллическими мониторами с диагональю 8 х 20 и 10 х 20 дюймов – по два каждой модели, которые позволяют экипажу наблюдать за всеми ключевыми параметрами и обстановкой.

Кабина выполнена «стеклянной» с целью обеспечения экипажу максимального обзора на случай пилотирования в сложных метеоусловиях и незнакомой местности при выполнении транспортных, десантных, поисковых и спасательных операций.  Гидравлические системы для вертолета Т625 поставляет испанская компания CESA а учебные полнопилотажные тренажеры разработаны американской Quantum 3D.

Подводя промежуточный итог, отметим, что по оценкам представителей TAI, данный вертолет может быть поставлен в страны Ближнего Востока и Южной и Юго-восточной Азии в количестве от 300 до 500 штук в ближайшие 20 лет. Кроме того, в настоящее время конструкторы TAI работают над созданием многофункционального транспортного вертолета с максимальной взлетной массой 10 тонн под обозначением Т-70, который должен обеспечивать перевозку 20 военнослужащих на дальность 1000 км с максимальной скоростью 314 км/ч.

 

Двигатель национальной разработки

По данным китайских обозревателей, конструкторы турецкой компании TUSAS Engine Industries (TEI) разрабатывают новый газотурбинный двигатель под обозначением TS1400, который при массе 164 кг в постоянном режиме должен выдавать 1400 л.с, а в аварийном режиме продолжительностью 30 секунд обеспечивать мощность 1650 л.с. Максимальная скорость вращения вала ГТД TS1400 должна достигать 23000 об/мин. Данный двигатель предназначен как для универсального вертолета Т625, так и для легкого ударного Т-129 «Атак».

Китайские специалисты полагают, что при сохраняющемся темпе работы турецкие конструкторы и металлурги смогут начать серийное производство двигателей серии TS1400 в 2024 г., что позволит продвигать Т625 на международном рынке. Успешная реализация программы TS1400 докажет компетентность турецких конструкторов и возможности национальной металлургии и позволит ОПК Турции отказаться от закупки моторов иностранного производства – реализации установки высшего военно-политического руководства страны о борьбе с зависимостью от импортных технологий.

Вероятно, после выполнения требований ВС ТР о поддержании постоянной мощности при температуре окружающего воздуха +35 градусов Цельсия конструкторы TEI начнут НИОКР по двигателям для вертолетов с максимальной взлетной массой 10 и 12 тонн соответственно, что позволит турецким авиастроителям составить конкуренцию таким винтокрылым машинам, как Ми-171 и AW-101.

 

         Ударный вертолет Т-129 «Атак» и перспективный Т-130 «Атак 2»

Одновременно с реализацией программы разработки Т625 турецкие специалисты работают над серийным выпуском легких ударных вертолетов Т-129 «Атак». К настоящему моменту подразделения армейской авиации ВС Турции получили в распоряжение 91 вертолет (выполнен основной контракт на 59 машин и опцион на 32 вертолета). Кроме того, специальные службы Турецкой Республики получили девять ударных вертолетов для проведения соответствующих мероприятий.

Как известно,  Т-129 «Атак» имеет длину 14,54 м, ширину 3,49 м, высоту 3,4 м, диаметр несущего пятилопасного винта составляет 11,9 м. Максимальная взлетная масса достигает 5065 кг из которых 749 кг приходится на авиационное топливо. Данный вертолет вооружен одной автоматической пушкой калибра 20 мм, может нести 4 пусковые установки для авиационных ракет калибра 70 мм (всего 76 ракет) или 8 ПТУР UMTAS или 8 ЗУР  STINGER. Кроме того, вертолет оснащают системой РЭБ для противодействия зенитным средствам противника.

         Следует отметить, что данные вертолеты продемонстрировали высокую надежность в нескольких войсковых операциях ВС Турции на территории сопредельных государств, однако примеры боевого применения показали необходимость разработки более тяжелого вертолета с повышенной бронезащитой экипажа и основных узлов, который позволит выполнять  задачи в условиях интенсивного огневого воздействия с земли – обстрелы из ручного оружия и пулеметов калибра до 14,5 мм.

С этой целью турецкие конструкторы начали НИОКР по созданию вертолета с условным обозначением Т-130 «Атак-2», который при увеличенной взлетной массе будет обладать сопоставимым с Т-129 практическим потолком и даже большей максимальной скоростью – 318 км/ч. Кабина перспективного вертолета будет выполнена также по тандемной схеме.

51.92MB | MySQL:101 | 0,366sec