Иран: кампания по ужесточению соблюдения норм исламской морали

В последние дни в городах Исламской республики Иран возобновилась целенаправленная «охота», призванная покончить с нарушениями исламского кода в одежде. Как известно, приход к власти в Иране 28 лет назад исламистов привел к установлению разнообразных ограничений в одежде и прическах, причем как для женщин, так и мужчин с тем, чтобы приблизить их к исламскому стилю, соответствовать нормам исламской морали. По словам крупного исследователя современного Ирана С.Л. Агаева, строгая исламская одежда для женщин олицетворяла «высокие моральные качества, а небритые лица у мужчин символизировали постоянную революционную готовность» [1]. Был введен ряд других нововведений, существенно понизивших социальный статус женщины в иранском обществе.

С приходом к власти прагматика Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани в 1989-1997 гг., а затем реформатора Сейеда Мохаммада Хатами в 1997-2005 гг. на волне демократизации часть исламских ограничений, казалось, ушла в прошлое. Многие женщины отказались от темных расцветок исламских одеяний, разнообразили свою одежду шалями более пестрых расцветок, начали облачаться в короткие, облегающие тело манто. Модные стрижки стали позволять себе и мужчины, в первую очередь молодые. Cмирившись с такими вольностями, в начале нынешнего десятилетия, в эпоху президента Хатами, блюстители религиозной морали неожиданно ополчились против других веяний современности, в частности, новейших модификаций солнечных очков. Cпецподразделения иранской полиции повели борьбу против компакт-дисков с записями западной эстрады. На улицах Тегерана можно было наблюдать, как катками для укладки асфальта прессовали сваленные на обочинах магистралей кучки компакт-дисков. Одновременно на магистралях столицы были устроены показательные шоу – прямо там, в присутствии многочисленных зрителей, продавцов реквизированных компакт-дисков наказывали тридцатью ударами плети. В городах страны уже несколько раз свертывали недавно созданную, но быстро ставшую популярной систему интернет-кафе.

В течение ряда лет развертывалась кампания по борьбе со спутниковыми антеннами. В середине 1990-х годов их использование было законодательно запрещено. Но, несмотря на крупные штрафы, все иранские города по-прежнему покрыты лесом спутниковых антенн, являющихся для многих единственным окном в реальный мир. Предпринятые летом прошлого года попытки парламента пересмотреть устаревший закон блокировались сопротивлением силовых ведомств, в первую очередь МВД и полиции, руководство которыми находится в руках людей нынешнего президента-неоконсерватора Махмуда Ахмадинежада.

Проходящая в эти дни кампания по ужесточению норм исламской морали также инициирована командой действующего главы исполнительной власти. Еще до президентских выборов, будучи в течение нескольких лет мэром Тегерана, Ахмадинежад ввел в столице ряд нововведений в этой сфере: раздельные лифты, сугубо женские такси, автобусы и др. Последние новации, вводимые по всей стране, как нам представляется, призваны укрепить поддержку Ахмадинежада со стороны наиболее консервативных кругов иранского общества, особенно в свете его многочисленных провалов в области экономики, внешней и социальной политики.

В середине апреля в Иране начался очередной этап борьбы за неукоснительное соблюдение исламского стиля в одежде. По сути, власти хотят вернуться к тому суровому пуританству в одежде, «которое существовало в первые послереволюционные годы» [2]. Его острие обращено главным образом против слабого пола. 23 апреля тегеранская полиция объявила, что она приступает к решительному пресечению конкретных проявлений нарушения исламского кода одежды. При этом, по заявлению одного из высших чинов департамента борьбы с проявлениями морального разложения полиции Тегерана, кампания будет продолжаться столько времени, сколько понадобится. Объявлено, что отныне будет собираться фотоинформация по каждому случаю нарушения норм исламского кода. Женщины, нарушившие исламский стиль одежды, конвоируются в специально созданные центры полиции. Туда приглашают их родственников, которые привозят подобающую одежду. Отметим, что в первые годы после революции дело обстояло менее цивилизованно. Тем, кто осмеливался нарушать предписания религиозных властей о ношении исламской одежды, могли плеснуть в лицо кислоту или исполосовать его бритвой. Нарушителей нередко забивали на месте камнями или палками [3].

В торговых центрах и магазинах женской одежды Тегерана в эти дни проходят самые настоящие облавы, которые уже привели к тому, что количество покупателей женского пола в этих магазинах заметно поредело. Такие меры вызывают такое неприятие населения, что полиция опасается, что не сможет с ним справиться и, по всей видимости, в ближайшее время прибегнет к помощи Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

В Тегеране хорошо осознают, что в этом деликатном деле понадобится помощь исламского духовенства. В последнюю пятницу во всех проповедях главное внимание уделялось проблеме соблюдения женщинами исламского стиля одежды. Аятолла Макарем-Ширази, проводивший в этот день намаз в соборной мечети иранской столицы, заявил, что нарушение исламского кода в одежде приняло характер национального бедствия и с этим нужно решительно бороться. Причину власти видят в «тлетворном влиянии прогнившей западной культуры» [4], которая, по определению религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, «действует тихо и бесшумно… пытаясь отвлечь молодежь от преданности своей вере» [5]. Лишь за один день, 22 апреля, в стране были задержаны сотни человек, в основном юноши и девушки, которых доставили в полицейские участки, сняли показания и отпустили по домам. Эти задержания сопровождаются оскорблениями и унижениями, что вызывает массовые протесты населения.

Депутат меджлиса Абед Фаттахи в интервью прессе назвал такие действия властей недопустимыми и призвал вести разъяснительную работу вместо арестов и задержаний. «Я не могу оправдать случаи, когда только из-за того, что юноша или девушка допускают вольности в одежде, их следует привлекать к судебной ответственности», – сказал А. Фаттахи [6]. За частичную либерализацию выступают и силовики. Так, глава судебной власти ИРИ аятолла Махмуд Хашеми-Шахруди считает необходимым ввести определенные послабления с тем, чтобы не возбуждать население крупных городов, где фиксируется наибольшее количество отступлений от пуританских норм исламского кода в одежде. По его словам, чрезмерное усердие в борьбе за жесткое выполнение требований исламского кода может привести к обратному эффекту – спровоцировать массовое нежелание населения следовать этой норме.

Вероятно, этим же озабочен и президент Ирана. Его пресс-секретарь Мехди Кальхор обратился к полиции с просьбой умерить свой пыл, но не свертывать кампанию [7]. В дневной программе молодежной радиостанции «Радио Джаван» 23 апреля с подробными разъяснениями выступили высшие чины судебной власти и полиции. Называлась, в частности, такая цифра: лишь за воскресенье–понедельник в одном только Тегеране предупреждения по поводу нарушения исламского кода одежды вынесены 1347 женщинам.

Неожиданно для властей кампания по ужесточению выполнения исламского кода в одежде вызвала серьезные беспорядки в Ширазском университете. Там забастовали примерно 1800 студентов, требующих отмены нововведений, в частности, запретов на позднее возвращение в общежитие. Кроме того, регламентируемые администрацией вуза новые правила запрещают студентам ходить по территории университетского кампуса и в общежитиях в свободной домашней одежде, вводят много новых ограничений на общение между студентами мужского и женского пола. Студенты обусловливают прекращение забастовки возвратом к прежнему статус-кво.

Власти начали применять санкции и против магазинов женской одежды. В Тегеране прошла массовая проверка продающихся в них товаров, в результате которой лишь в течение воскресенья были закрыты более двадцати торговых точек. Облавы затронули и женщин-водителей. На главных перекрестках столицы полиция останавливала машины с сидящими за рулем женщинами, просила их выйти из машин и проверяла, как они одеты. Результат одного из дней: 47 женщин-водителей признаны нарушившими исламский код, и их транспортные средства были эвакуированы в полицейские участки, а на владелиц составлены протоколы.

Одновременно силовые ведомства начали наступление на музыкальные студии звукозаписи, выпускающие диски с современной рэп-музыкой. В последние дни в одном лишь Тегеране закрыты три такие студии, не имевшие официального разрешения властей на свою деятельность. Административным арестам подверглись несколько популярных в молодежной среде певцов этого авангардистского музыкального жанра. В их числе пользующийся громадной популярностью в стране исполнитель современного рэпа Реза Пишроу. Несколько задержанных рэп-музыкантов отпущены под крупный денежный залог с предупреждением о том, что в случае продолжения такого рода деятельности они будут подвергнуты судебному преследованию. Блокировано и несколько сайтов в иранском сегменте Интернета, передававших и пропагандировавших рэп-музыку.

Судя по всему, власти не ограничиваются контролем личных свобод граждан. В стране вновь началось наступление на остатки либеральной прессы. На прошлой неделе объявлено о закрытии газеты «Айандэйе ноу», единственной оставшейся трибуны для бывшего президента Сейеда Мохаммада Хатами и его немногочисленных сторонников. Незадолго до этого газету лишили государственной поддержки. В Иране это часто выражается в том, что то или иное издание перестает получать государственную рекламу, являющуюся одним из источников финансирования. За весь последний год «Айандейе ноу» лишь дважды удостоилась заказа на размещение государственной рекламы. Финансовое положение бывшего президента также не столь надежно, чтобы поддерживать издание. В продолжение этой кампании государственный трибунал по вопросам СМИ принял на днях решение закрыть студенческую газету «Сарчешме», выпускавшуюся учащимися Университета имени Раджаи.

Таким образом, продолжают сбываться мрачные прогнозы тех, кто предрекал, что Иран при власти неоконсерваторов начнет движение вспять, возвращаясь к атмосфере послереволюционных лет. Нынешние исламские чистки – наглядное тому подтверждение.

1.Агаев С.Л. Иран между прошлым и будущим. События. Люди. Идеи. – М., 1987, с.316.

2. «Эттемад», 21 апреля 2007 г.

3. Агаев С.Л., с.185-186.

4.. Информационное агентство «Фарс», 23 апреля 2007 г.

5. Аятолла Хаменеи. Свет исламской революции. Речи и выступления Руководителя Исламской Республики Иран. – М., 2000, с.202.

6. ИСНА, 22 апреля 2007 г.

7. Информационное агентство «Фарс», 24 апреля 2007 г.

52.21MB | MySQL:103 | 0,478sec