Оценки китайских специалистов программы перевооружения оперативно-тактической авиации ВВС Королевства Саудовская Аравия

Возможности современной оперативно-тактической авиации позволяют проводить как широкомасштабные, так и узконаправленные войсковые операции в небольших регионах. За последние три с лишним года подразделения Военно-воздушных сил Королевства Саудовская Аравия понесли некоторые потери в технике и личном составе в ходе выполнения боевых задач в рамках операции по борьбе с хоуситами в Йемене, которые оказывают серьезное сопротивление иностранным интервентам, в составе мотострелковых и бронетанковых подразделений некоторых стран Аравийского полуострова, а также наемников и войсковых подразделений из Судана и Пакистана.

Поскольку в распоряжении хоуситов отсутствует боевая авиация, Командование аравийской коалиции в основном применяет истребители-бомбардировщики F-15S – данные самолеты обладают максимальной боевой нагрузкой среди пилотируемых летательных аппаратов, стоящих на вооружении ВВС КСА.

Как отмечают китайские специалисты истребители-бомбардировщики F-15S разработаны специалистами американской корпорации «Боинг» на основе информации полученной в ходе эксплуатации моделей F-15K (принята на вооружение ВВС Республики Корея) и F-15SG (поставлена в ВВС Сингапура). Следует отметить, что именно на эти модели боевой машины были впервые установлены инфракрасные поисковые системы AN/AAS-42 Tiger Eye, позволяющие выполнять поиск наземных целей в регионах с высокой температурой окружающего воздуха.

Кроме того, впервые на истребители-бомбардировщики были внедрены новые модули радиоэлектронной борьбы, система ночного видения для пилотов, а программное обеспечение было обновлено с учетом применение  управляемых ракет класса «воздух-поверхность» увеличенной дальности типа AGM-84K и JSOW AGM-154, противокораблеьных ракет AGM-84H Harpoon II и крылатых ракет KEPD-350.  Постепенно было обновлено программное обеспечение для возможности применения управляемых ракет типа «воздух-воздух» AIM-9X и  AIM-120C7, корректируемых оперенных бомб типа GBU-38.

Американские специалисты не забыли и про силовую установку и разработали «пакет повышения мощности»  для двигателя F100-PW-229. В версии для ВВС КСА компания «Боинг» будет устанавливать более мощный двигатель F110-PW-129C.

Китайские обозреватели отмечают, что конструкторы и инженеры «Боинга» пошли по классическому пути в вопросе модернизации боевого самолета и для новой модификации – F-15SA применили новое лакокрасочное покрытие (заимствовано у истребителя F-35), снижающее радиолокационную заметность самолета. Кроме того, для истребителей-бомбардировщиков модификации F-15SA были сконструированы новые закрытые обтекаемые ракетные отсеки, которые позволяют размещать исключительно УР ВВ , а также специальные дополнительные топливные баки, устанавливаемые на корпус самолета.

В отношении радиолокационной станции истребителей-бомбардировщиков F-15SA ВВС КСА известно, что в основном они оснащены проверенной временем РЛС с фазированной антенной решеткой под обозначением AN/APG-63(V)3, однако согласно плана модернизации данное устройство будет заменено на более эффективную AN/APG-81(V)1. Указанная РЛС будет передавать изображение на широкоформатный многофункциональный жидкокристаллический дисплей (размер 11х19 дюймов) и на проекционный дисплей (у пилота и штурмана).

Кроме того, новая цифровая система обработки данных будет объединять информацию, поступающую на проекционные дисплеи, предназначенные для отображения ситуации во всей передней полусфере.  Бортовая вычислительная система будет вести учет данных, поступающих от оптико-электронных систем разведки и наведения (контейнерные, подвесные Sniper ATP или Sniper XR (увеличенной дальности) и инфракрасной поисковой системы AN/AAS-42 Tiger Eye.

Следует отметить, что ОЭСРН серии Sniper будут установлены на одной внешней точке крепления под фюзеляжем в носовой части слева от оси самолета, тогда как навигационный модуль AN/AAQ-13 Lantirn (необходим для наведения боеприпасов по каналу системы глобального позиционирования GPS) будут размещать справа от оси самолета.

Кроме того, проекционные дисплеи будут отображать  линию горизонта и указатель набора высоты. При необходимости можно будет выбрать функцию отображения рельефа местности., а также наблюдать данные от систем предупреждения о зенитном ракетном обстреле и режим работы бортовой системы постановки помех.

Помимо упомянутого выше оборудования истребители-бомбардировщики F-15SA могут быть оборудованы подвесными оптико-электронными контейнерными системами разведки DB-110, позволяющими вести сбор данных и наблюдение за наземной обстановкой в районе боевых действий. Также в подвесном контейнере будет размещена система тактической РЭБ. Программное обеспечение самолета будет предупреждать пилотов о любых неисправностях.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий «Мир Авиации», «Авиационное знание»  и «Авиационное вооружение» отмечают, что по мере роста мощности двигателей серии F100 и расширении возможностей программного обеспечения была расширена номенклатура авиационных средств поражения, которые пилоты истребителей-бомбардировщиков F-15SA могут применять как в борьбе с воздушными целями, так и в ходе ударов по наземным объектам разного рода.

По данным китайских источников, в номенклатуру АСП для рассматриваемых самолетов входят авиационные корректируемые оперенные бомбы со спутниковым наведением типа JDAM, а именно Мк.82 и CBU-105. Данные боеприпасы позволяют бороться как со стандартными строениями, так и с живой силой противника.

Для уничтожения укрепленных инженерных сооружений можно применять бетонобойную бомбу с лазерным наведением типа GBU-10 Paveway 1 или оперенную осколочно-фугасную бомбу под обозначением GBU-54/B. При  необходимости точного поражения одиночной стационарной или подвижной цели пилоты могут применить малокалиберные оперенные бомбы типа GBU-39/B – по своему огневому могуществу не уступают боеприпасам, которые имеют в двое большую массу взрывчатого вещества.

Для противодействия наземным объектам ПВО на F-15SA могут быть установлены противорадиолокационные ракеты  HARM AGM-88E, а для борьбы с надводными кораблями вероятного противника предназначены  AGM-84L Harpoon II.

На случай столкновения с боевыми самолетами вероятного противника пилоты рассматриваемых истребителей-бомбардировщиков могут применять УР ВВ малой дальности AIM-9X или УР ВВ средней дальности AIM-120C7. Каждый F-15SA может нести по восемь ракет каждой модели. В классическом варианте перехватчика вооружение будет смешанным, а именно на первой и девятой внешних точках  подвески (ВТП) будут размещены по одной УР ВВ AIM-9X, на второй и восьмой ВТП благодаря сдвоенным кронштейнам разместят по две УР AIM-102C7 и AIM-9X, и еще четыре УР установят под воздухозаборниками.

При максимальной загрузке на каждый F-15SA можно разместить две УР ВВ AIM-120C7 и две УР ВВ Aim-9X (необходимы на случай воздушного боя), две УР класса «воздух-поверхность» AGM-84 SLAM, две ПРР AGM-88 HARM (для борьбы с системой ПВО),  а также шесть бомб GBU-54/B и восемь малокалиберных  GBU-39/B. При  таком варианте оснащения эскадрилья или крыло истребителей-бомбардировщиков F-15SA вполне способно сначала нанести удар по позициям ПВО вероятного противника, а затем ликвидировать цели, которые ранее были недоступны.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что программа модернизации 66 самолетов F-15S в F-15SA была начата только в 2017 г. и с учетом возможностей американского авиастроительного предприятия в штате Миссури контракт будет выполнен к концу 2021 г. Одновременно гарантийное обслуживание и ремонт будут организованы на саудовском предприятии  ALSALAM AIRCRAFT Co.Ltd, специалисты которого аттестованы на работы с указанными самолетами.

51.84MB | MySQL:101 | 0,367sec