Оценки китайских специалистов основных программ перевооружения ВВС Эмирата Катар

Истребители «Рафаль»  как продолжение военно-технического сотрудничества Франции и Катара

По данным китайских источников, Командование ВВС Эмирата Катар еще в 2004 г. приняло решение о необходимости замены наличных истребителей «Мираж 2000-5EDA» (одноместный вариант, 9 самолетов) и «Мираж 2000-5DDA» (двухместный вариант, 3 самолета), которые стояли на вооружении 7-ой эскадрильи завоевания превосходства в воздухе, входящей в состав 1-ого истребительного крыла. План модернизации и количественного расширения национальных ВВС был утвержден в июле 2010 г.

Первоначально катарские военные рассчитывали ознакомится с истребителями F/A-18 Super Hornet, «Торнадо» и истребителями-бомбардировщиками F-15E Eagle, однако не все из указанных самолетов на тот момент продемонстрировали необходимую надежность и эффективность  в рамках операции по свержению Муаммара Каддафи под обозначением Odyssey Dawn. Именно технические сложности, сопровождавшие действия ВВС Великобритании и их истребители «Торнадо» способствовали тому, что ВВС Катара приняли решение о продолжении военно-технического сотрудничества с оборонно-промышленным комплексом Франции и приобрели 36 истребителей Рафаль F3R из которых будет сформировано подразделение под обозначением Al-Adiyat.

Кроме того, для обеспечения воздушной дозаправки ВВС Катара приобрели у компании «Эйрбас» два летающих танкера А-330 MRTT, которые позволяют, как обеспечивать топливом истребители «Рафаль», так и перевозить личный состав национальных ВС на значительные расстояния.

 

Истребители-бомбардировщики F-15QA – «Современные орлы» на страже воздушного пространства Катара

Как известно, в ноябре 2016 г. ВВС Катара направили в адрес Агентства по сотрудничеству в области обороны и безопасности США извещение о намерении приобрести 36 истребителей-бомбардировщиков F-15QA (пр-во корпорации «Боинг», производственная линия в Сент-Луисе). Контракт стоимостью 12 млрд долл. США был подписан 14 июня 2017 г. и согласно него первые шесть самолетов будут переданы в марте 2021 г., через три месяца будет передано еще шесть боевых машин, а затем американские самолетостроители будут стабильно направлять ВВС Катара по четыре самолета каждые три месяца до полного выполнения условий контракта.

Данный выбор ВВС Катара сделали спустя почти три года, после того как еще в сентябре 2013 несколько летчиков получили возможность оценить технические характеристики в рамках ознакомительных полетов на самолетах F-15E ВВС Великобритании, дислоцированных на Авб Lakenheath

Согласно подписанных документов ВВС США обеспечат подготовку 53 пилотов ВВС Катара, а полную боеготовность новое подразделение оперативно-тактической авиации этого небольшого государства в Персидском заливе (создаваемого в рамках программы Ababeel) обретет к 2022 г.  Известно, что большая часть истребителей-бомбардировщиков F-15QA будет дислоцирована на АвБ «Эль-Удэйд». Небольшая часть может быть размещена на территории международного аэропорта в Дохе, однако уже сейчас ведется строительство новой АвБ имени шейха Тамима бен Хамада Аль Тани.

Как отмечают китайские обозреватели, новые истребители-бомбардировщики F-15QA ВВС Катара внешне практически не будут отличатся от тех боевых машин, которые получат саудовские военные, однако до настоящего момента нет ясности в модели радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой, которую выбрали катарские военные. Существует два варианта РЛС – либо это AN/APG-63(V)3,  либо это AN/APG-82(V)1, однако, как полагают китайские специалисты обе эти станции несколько уступают тем, что установлены на истребителях F/A-18 E/F ВВС США.

Следует отметить, что новые летные шлемы серии TARGO для данных самолетов будут изготовлены на предприятии известной израильской оборонной компании Elbit.

Достоверно известно, что специалисты ВВС Катара предпочли вариант кабины пилотов с многофункциональными жидкокристаллическими мониторами с размером 10х19 дюймов (однотипные мониторы используются на УТС Hawk).

В отношении вооружения истребителей-бомбардировщиков американского производства известно, что ВВС Катара подписали заказ на приобретение соответствующего количества:

– управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-9X и AIM-120C7 (каждый самолет может нести до 20 ракет двух типов);

– противорадиолокационных ракет типа HARM;

– управляемых ракет класса «воздух-поверхность» типа «Maverick»;

– управляемых ракеты большой дальности для борьбы с объектами ПВО типа JSOW;

– корректируемых авиационных бомб типа JDAM.

В дополнение к вышесказанному, отметим, что некоторые обозреватели из западных изданий полагали, что после подписания такого контракта официальная Доха не будет приобретать боевые самолеты у других поставщиков, однако уже в сентябре 2017 г. был подписан контракт с британскими самолетостроителями и оружейниками на поставку истребителей «Тайфун».

 

Истребители «Тайфун» как основа бомбардировочных сил ВВС Катара

В рамках проекта Al Dhariyat министр обороны Катара Халид бен Мухаммед аль-Аттыйя в рамках официального визита в Великобританию на встрече с министром обороны Соединенного Королевства Майклом Фэллоном 17 сентября 2017 г.  подписал соглашение об укреплении военно-технического сотрудничества между двумя государствами, которым предусмотрена поставка 24 истребителей «Тайфун» с опционом на 12 самолетов.

Известно, что первое знакомство летчиков ВВС Катара с данными самолетами состоялось еще в мае 2013 г. на АвБ Coningsbу в Великобритании в рамках аналитической работы по сравнению тактико-технических характеристик истребителей нескольких моделей.

После подписания упомянутого выше документа ВВС Катара стали девятыми приобретателями истребителей британского производства. Следует отметить, что уже в ноябре 2017 г. на АвБ «Эль-Удэйд» прибыло четыре истребителя «Тайфун» ВВС Великобритании для проведения сравнительных учений с «Мираж 2000-5» ВВС Катара

По данным китайских источников, равно как и в ВВС Кувейта истребители «Тайфун», предназначенные для поставки в ВВС Катара комплектуются радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой под обозначением Captor-E, тогда как обнаружение наземных целей и их обстрел возложены на подвесную контейнерную оптико-электронную систему Sniper от американской компании Lockheed-Martin.

Фактически, катарские военные обеспечивают высокую универсальность в отношении применения ОЭСРН, которые могут быть установлены также на истребители-бомбардировщики F-15QA и истребители «Рафаль F3R».  Упомянутые выше бортовые радиоэлектронные системы позволят пилотам «Тайфунов» применять следующие образцы авиационных средств поражения:

– гиперзвуковые управляемые ракеты класса «воздух-воздух» типа «Метеор»;

– управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» под обозначением Brimstone 2;

– корректируемые бетонобойные бомбы типа Paveway IV с двуканальным наведением по лазерному лучу и сигналу системы глобального позиционирования GPS;

– противокорабельные ракеты Marte-ER (пр-во MBDA).

Подготовку катарских летчиков с начала 2019 г. обеспечивает международная учебная эскадрилья ВВС Великобритании, в распоряжении которой находятся проверенные временем учебно-тренировочные самолеты типа Hawk. Следует отметить, что еще 12 ноября 2017 г. ВВС Эмирата Катар подписали с британской компанией BAE Systems контракт стоимостью 6,7 млрд долл.США на поставку шесть УТС типа Hawk. Поставка данных самолетов начнется только в конце 2022 г.   Вероятно, ВВС Катара дополнительно приобретут еще три УТС данной модели для формирования полноценной учебной эскадрильи.

В отношении учебного процесса известно, что профессиональный этап подготовки катарских летчиков будет начат в 2022 г. после передачи первых заказанных самолетов, а до этого момента отдельные полеты будут выполняться на самолетах ВВС Великобритании. Одновременно с подготовкой летного состава на Туманном Альбионе пройдут подготовку летные техники и другие специалисты наземных технических служб, которые начиная с 2022 г. будут обеспечивать вылеты самолетов, входящих с состав 12-й бомбардировочной эскадрильи ВВС Катара.

42.76MB | MySQL:89 | 0,985sec