Ситуация в Ливии: май 2019 г.

В мае продолжились бои в южных предместьях Триполи и к югу от столицы между Ливийской национальной армией (ЛНА) во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром и силами, лояльными правительству национального соглавия (ПНС). К 1 мая начиная с 4 апреля, когда ЛНА начала операцию «Аль-Карама», в этих боях погибли 376 человек, свыше 1800 получили ранения. К 4 мая число погибших выросло до 400 человек.

К 4 мая ситуация оказалась в полном тупике – ни одна из сторон не могла предпринять шаги, которые могли бы привести к решающей победе. Бои велись в южных предместьях столицы Айн Зара (12 км от центра Триполи), Салахеддин и Калат аль-Ферджан (20 км от центра Триполи), а также в районе международного аэропорта, что в 30 км от Триполи.

К тому времени силы сторон оказались примерно равными. ЛНА располагала 25 тысячами бойцов, из которых 7 тысяч – регулярные части, остальные – бойцы милицейских формирований. ПНС могло рассчитывать на 18 тысяч бойцов, в том числе на примерно 200 милицейских формирований из Мисураты, 1,5 тысяч – из коалиции «Сила защиты Триполи», 1,8 тысяч – из группировки «Сила устрашения», президентскую гвардию – 800 человек. В ВВС сторон было до 15 самолетов у каждой, а также по несколько вертолетов.

6 мая Х.Хафтар по случаю начала месяца рамадан призвал своих сторонников «преподать еще более сложный урок» силам, которые защищали Триполи. В его заявлении содержались предписания «проводить атаки быстро и организованно», «использовать эффект внезапности», «беречь боеприпасы».

7 мая командование ЛНА сообщило, что его силы сбили истребитель ВВС ПНС «Мираж F1» к югу от Триполи. Пилот был пленен и представлен как «португальский наемник».

13 мая Европейский союз осудил наступление ЛНА на Триполи, назвав его угрозой для международной безопасности. Он призвал стороны конфликта к немедленному прекращению огня. ЕС призвал также международных игроков строго соблюдать эмбарго на поставки оружия сторонам ливийского конфликта.

18 мая силы ПНС объявили, что получили десятки бронемашин. Их фотографии были сделаны в порту Триполи, что позволяет предположить, что они были доставлены в Ливию морем из одной из стран, поддерживающих ПНС. Доставившее бронетехнику судно «Амазон» под молдавским флагом прибыло в Триполи из турецкого порта Самсун.

К концу мая число погибших в ходе боев к югу от Триполи выросло до 510, раненых – до 2500.

2 мая госминистр иностранных дел ОАЭ Анвар Гаргаш заявил, что для Ливии в настоящее время приоритетом является борьба с «терроризмом». Известно, что в этой борьбе ОАЭ и Египет поддерживают восточное правительство Ливии в Тобруке и ЛНА. По оценке госминистра, в то время Триполи находился под контролем «милицейских формирований экстремистов», которые препятствовали политическому урегулированию в Ливии.

Напомним, что в феврале Абу-Даби приняло встречу между фельдмаршалом Х.Хафтаром и главой ПНС Фаиом Сараджем. Они в принципе достигли соглашения о проведении выборов, однако оно не было реализовано. По оценке эмиратского министра, соглашение, достигнутое в Абу-Даби, предоставляло возможность наладить политический процесс под эгидой ООН, «однако милиции, контролирующие Триполи, сорвали этот процесс поиска политического решения». В ОАЭ считают, что большинство милиций, контролирующих Триполи и Запад Ливии, близки к исламистам, и в частности, к «Братьям-мусульманам».

Примечательное заявление поступило 2 мая из Уагадугу, где в тот день находилась канцлер Германии Ангела Меркель. Там она утверждала, что Европе необходимо принять единую позицию относительно кризиса в Ливии, поскольку события в этой стране способствовали расширению влияния джихадистских группировок в странах Сахеля. Визит А.Меркель в Буркина-Фасо совпал с саммитом глав стран группы «Г5 Сахель» (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад), совместный контингент которой был создан для противостояния угрозе со стороны джихадистов.

2 мая в ливийской столице на первую встречу собрались несколько десятков депутатов парламента, сидевшего с 2014 г. в Тобруке. Они бойкотировали работу международно признанного парламента в знак протеста против наступления сил ЛНА на Триполи, осудив «неоправданную войну». Спикер парламента Акила Салех и большинство из 188 депутатов поддерживают Х.Хафтара. По данным представителя «фрондеров» Абдельхамида аль-Ассади, в Триполи собрались до 40 депутатов. Как утверждал один из депутатов, их возмутило, в частности, что, что командование ЛНА не сообщило им о намерениях военных.

Еще 13 апреля ливийский парламент перебрался из Тобрука в Бенгази.

5 мая диссиденты – как представляется, сторонники исламистов — избрали их временного спикера Садека аль-Кехели. Его мандат был продолжительностью 45 дней. Таким образом раскол парламента, поддержка которого узаконивала восточное правительство Ливии, стал фактом. Главной целью формирования временных структур было объявлено перетаскивание других депутатов из Бенгази в Триполи.

Тем временем из Ливии никуда не делись формирования «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ). 4 мая они атаковали казарму ЛНА в Себхе на юге страны. В результате нападения погибли по меньшей мере 9 солдат. Ответственность за атаку взяло на себя ИГ. В его коммюнике утверждалось о 16 убитых. Утверждалось также об освобождении всех узников, содержавшихся в казарме.

9 мая атаке боевиков ИГ подвергся находившийся под контролем ЛНА город Годва, что в 700 км к югу от Триполи. В результате атаки, ответственность за которую взяло на себя ИГ, погибли 2 гражданских лиц. Боевики ворвались в город на более чем 10 пикапах, и перемещаясь по нему вели беспорядочную стрельбу по жилым и общественным зданиям. Они находились в городе до 30 минут, после чего покинули его, захватив 4 человек из числа гражданского населения.

18 мая боевики ИГ атаковали блок-пост ЛНА в районе населенного пункта Зелла (800 км к юго-востоку от Триполи). Боевики зарезали двух бойцов, еще 4 были захвачены в плен. ИГ взяло на себя ответственность за атаку, которая проводилась против одной из милиций, поддерживающих Х.Хафтара. Со своей стороны ЛНА подтвердила факт атаки. При этом утверждалось, что она была отражена. Каких-либо деталей при этом не приводилось.

9 мая в Каире второй раз менее чем за месяц побывал командующий ЛНА фельдмаршал Х.Хафтар, войска которого вели бои на подступах к Триполи с силами, лояльными ПНС. Как сообщили в канцелярии президента Египта, фельдмаршал получил полную поддержку со стороны главы АРЕ А.Ф.ас-Сиси.

Визит фельдмаршала в Каир  состоялся сразу вслед за поездкой в Европу его противника, главы ПНСЕ Ф.Сараджа. Как объявило МИД ПНС, это турне было призвано «добиться поддержки (европейских столиц) перед лицом агрессии» со стороны ЛНА. Глава ПНС посетил, в частности, Рим, Берлин, Париж и Лондон.

Как заявил представитель канцелярии президента АРЕ Бассам Ради, «президент (А.Ф.ас-Сиси — авт.) подтвердил поддержку Египта усилиям Х.Хафтара в борьбе против террористов и экстремистских милиций с целью достижения безопасности и стабильности в Ливии». По его словам, А.Ф.ас-Сиси подчеркнул «роль ливийской армии (ЛНА — авт.) в создании климата, благоприятного для поиска политических решений». Со своей стороны Х.Хафтар в ходе переговоров осудил «иностранное вмешательство во внутренние дела Ливии».

Известно, что Х.Хафтар пользуется поддержкой  ОАЭ, Египта, Саудовской Аравии, в то время как ПНС поддерживают Турция и Катар. Ряд формирований, воюющих на стороне ПНС, являются исламистскими, близкими к  «Братьям-мусульманам».

28 мая ЛНА передала Каиру разыскиваемого Египтом видного египетского джихадиста Хишама аль-Ашмауи, арестованного в Ливии в октябре 2018 г. Бывший офицер египетского спецназа был арестован бойцами ЛНА в Дерне на востоке Ливии. Его передача состоялась в ходе состоявшейся в Бенгази встречи между Х.Хафтаром и главой египетской разведки Аббасом Камелем. А.Ф.с-Сиси потребовал от ЛНА выдачи Х.аль-Ашмави сразу после его ареста.

Х.аль-Ашмави покинул ряды египетской армии в 2012 г. Детали этого не известны. Затем он присоединился к джихадистской группировке «Ансар Байт аль-Макдис», которая позднее взяла себе название «Провинция Синай Исламского государства». В Ливии он оказался в 2013 г., после чего, по имеющимся данным, организовал несколько террористических атак на западе Египта.

29 мая в Каире было объявлено, что Х.аль-Ашмави предстанет перед военным трибуналом.

16 мая глава правительства Италии Джузеппе Конте без лишнего шума принял в Риме Х.Хафтара. По завершении встречи Дж.Конте сообщил, что изложил Х.Хафтару позицию Рима. «Мы хотим, чтобы огонь был прекращен. Мы рассматриваем политический путь как единственно возможный для решения конфликта», — сказал он.

17 мая ОАЭ объявили, что при содействии сил ЛНА были освобождены похищенные в июле 2018 г. 3 филиппинца и гражданин Южной Кореи, работавшие в Ливии в сфере обслуживания гидротехнических сооружений. Освобожденные были доставлены в Абу-Даби, откуда отправились в свои страны.

В мае эксперты ООН, изучавшие применение ЛНА боевых дронов 19 и 20 апреля в южных пригородах Триполи, пришли к выводу, что БПЛА и ракеты к ним были поставлены из ОАЭ. Речь шла о БПЛА Wing Loong и ракетах Blue Arrow китайского производства. Покупателями этой системы оружия являются три страны – собственно Китай, Казахстан и ОАЭ. По оценкам экспертов, использовали эту систему либо ЛНА, либо «третья сила, действовавшая в поддержку ЛНА». Дальше – больше. В сети появились фотографии, указывающие на наличие у ЛНА зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» российского производства. Эти комплексы на шасси фирмы MAN поставлялись только в ОАЭ.

В целом очевидно, что боевые действия между силами ПНС и ЛНА в районе Триполи развязали руки боевикам ИГ, которые тут же этим воспользовались. Ранее силы ПНС и ЛНА рассматривали ИГ в качестве одного из своих главных противников. Именно этот аргумент они называют и на международном уровне, добиваясь поддержки своих действий. В частности, силы ПНС в конце 2016 г. выбили формирования ИГ из г.Сирт, ранее формирования ЛНА разгромили отряды джихадистов на востоке страны. Также достаточно регулярно удары по целям ИГ в Ливии наносили США.

62.89MB | MySQL:102 | 0,649sec