Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17 — 23 июня 2019 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с конфликтом между Ираном и США.

17 июня в Тегеране сообщили, что после 27 июня Иран оставляет за собой право хранения свыше 300 кг обогащенного урана на территории страны вопреки Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) по иранской ядерной программе, а также прекращает экспортировать тяжелую воду. В этой связи президент ИРИ Х. Роухани заявил, что у европейских стран еще остается немного времени, чтобы сохранить СВПД. Также было заявлено, что если страны — участницы СВПД не примут необходимых мер для сохранения ядерной сделки, Иран рассмотрит вопрос о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. Выход Вашингтона из СВПД по иранской ядерной программе и пассивная позиция европейских стран толкает Тегеран на приостановку части обязательств по сделке, заявил секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ А. Шамхани. Отказ Тегерана от выполнения некоторых обязательств в рамках СВПД является «минимальной мерой», заявил 19 июня президент Х. Роухани. Иран сократит выполнение своих обязательств в рамках СВПД еще сильнее после 7 июля, сообщил 21 июня глава МИД ИРИ М. Д. Зариф.

Белый дом назвал «ядерным шантажом» намерение Ирана отказаться от продажи сверхнормативного обогащенного урана и призвал к усилению международного давления на Тегеран. Евросоюз ожидает, что Иран продолжит в полной мере выполнять свои обязательства в рамках СВПД, заявила глава европейской дипломатии Ф. Могерини. Мировое сообщество должно вернуться к реализации соглашения по ядерной проблеме Ирана, и Китай готов активно содействовать этому процессу, заявил глава МИД КНР Ван И. Шаги Тегерана по ситуации вокруг СВПД носят вынужденный, точечный и обратимый характер, заявил замглавы МИД РФ С. Рябков. Россия призывает все стороны вокруг ядерной сделки с Ираном, включая Тегеран, воздержаться от шагов, ведущих к дальнейшему осложнению ситуации.

Президент США Д. Трамп заявил 18 июня, что готов начать военные действия против Ирана в целях недопущения попадания в руки Тегерана ядерного оружия, но сомневается в необходимости применения силы в других случаях. При этом Трамп охарактеризовал как «очень незначительные» приписываемые Тегерану действия, включая недавние атаки на два танкера в Оманском заливе. Сообщается, что госсекретарь США М. Помпео в частном порядке предупредил Иран о том, что гибель хотя бы одного американского военнослужащего в результате нападения со стороны Тегерана или подконтрольных ему сил приведет к военному ответу США.

19 июня Секретарь Совбеза России Н. Патрушев провел в Уфе встречу с секретарем ВСНБ ИРИ А. Шамхани. «Собеседники подтвердили продолжение тесного взаимодействия между Россией и Ираном в сфере обеспечения региональной безопасности, а также сотрудничества на антитеррористическом треке».

Пентагон по просьбе Центрального командования ВС США направит на Ближний Восток дополнительные ЗРК «Пэтриот», БПЛА и самолеты для сбора разведданных, а также «другие средства сдерживания» в рамках объявленной 18 июня отправки 1 тыс. американских военнослужащих в связи с ситуацией вокруг Ирана.

Обстановка вокруг Ирана серьезно обострилась после того, как 20 июня Иран сбил в Ормузском проливе американский разведывательный беспилотник. В Тегеране указали, что уничтожение разведывательного БПЛА США является четким сигналом Вашингтону, что Иран готов защищать свои границы. Иранская сторона заявила, что беспилотник был поражен в небе над провинцией Хормозган на юге Ирана. США же утверждают, что инцидент произошел над Ормузским проливом в международном воздушном пространстве. Президент Трамп назвал «большой ошибкой» действия Ирана, но признал, что иранцы могли сбить беспилотник «по ошибке». Он также заявил, что не хочет развязывать войну с Ираном, которая приведет «к невиданным разрушениям». Глава Белого дома разъяснил, что он не отменял своего приказа о нанесении авиаудара по Ирану, а «лишь приостановил его действие на данном этапе». В то же время Д. Трамп одобрил кибератаку на иранские компьютерные системы по управлению пусками ракет после того, как Тегеран сбил американский беспилотник. Сообщается, что кибератака нарушила работу компьютеров, с помощью которых осуществляется контроль за ракетными пусками. США в значительной степени ужесточат санкционный режим против Ирана 24 июня, объявил Д. Трамп. В то же время Д. Трамп 23 июня вновь сообщил о готовности США к переговорам с Ираном без предварительных условий. По его словам, возможная новая ядерная сделка с Ираном может быть заключена в разных формах, но она в любом случае должна предотвратить появление у ИРИ ядерного оружия.

Тем временем США запретили своим гражданским самолетам летать в контролируемом Ираном воздушном пространстве над Ормузским проливом и Оманским заливом, а несколько крупных международных авиаперевозчиков начали вносить изменения в маршруты своих рейсов для того, чтобы они не пролегали над некоторыми территориями Ирана, прилегающими к Ормузскому проливу и Оманскому заливу.

Усиление напряженности между США и Ираном вызывало заметную обеспокоенность у западных союзников Вашингтона. Руководители Франции и Германии Э. Макрон и А. Меркель призвали стороны избегать эскалации и вести диалог по ситуации вокруг американо-иранского конфликта. Государственный министр иностранных дел ОАЭ А. Гаргаш заявил, что кризисная ситуация, сложившаяся в регионе Персидского залива, может быть решена только политическим путем. Применение американцами силы против Ирана обернется катастрофой, последствия военного решения очень трудно просчитать, заявил 20 июня президент России В. Путин. Москва внимательно отслеживает весьма напряженную ситуацию в Персидском заливе и вокруг Ирана и призывает всех к сдержанности, заявили в российском МИДе.

Иран будет давать симметричные ответы на все действия со стороны США, заявили 21 июня в МИД ИРИ.

23 июня в крупнейшем городе Турции – Стамбуле прошли повторные выборы мэра. Победу на них одержал кандидат от оппозиционной Народно-республиканской партии Э. Имамоглу, опередивший представителя возглавляемой президентом Р. Т. Эрдоганом Партии справедливости и развития Б. Йылдырыма. Политические наблюдатели отмечают, что победа оппозиционера будет истолкована «как начало упадка партии Эрдогана и его лично. Сам президент назвал исход голосования вопросом выживания». Повторный успех оппозиционера «может заставить правительство пойти на досрочные парламентские выборы, которые официально должны быть проведены в 2023 г., на перетасовку кабинета министров и, возможно, на некоторые перемены во внешней политике».

Тем временем Вашингтон продолжает рассматривать возможность введения рестрикций в отношении Турции в ответ на планы Анкары закупить у России ЗРС С-400. Ожидается, что пакет ограничительных мер «нанесет вред турецкой экономике, которая и так переживает непростые времена». Однако Эрдоган 20 июня вновь подтвердил, что «тема с С-400 для нас и для России является завершенным делом. Наши специалисты прошли необходимое обучение. Мы ожидаем, что в первой половине следующего месяца начнутся поставки». Р. Т. Эрдоган рассчитывает, что президент Трамп не поддержит резолюцию Палаты представителей Конгресса США, которая содержит призыв к применению санкций в отношении Анкары из-за приобретения С-400. «Турция — это не просто какая-то страна, мы являемся их стратегическими партнерами. Если США выступят против Турции, то они должны осознавать, что потеря такой страны не будет простой». Покупка Анкарой ЗРС С-400 у России не означает, что она отдаляется от НАТО, заявил 2 июня министр обороны Турции Х. Акар.

Глава правящего в Судане переходного Военного совета (ПВС) генерал А. Ф. аль-Бурхан заявил 19 июня, что оппозиционный альянс «За свободы и перемены» должен вернуться к переговорам без предварительных условий. Между тем, по информации СМИ, лидеры суданской оппозиции приняли предложение Эфиопии, выполняющей роль посредника в урегулировании кризиса в Судане, о формировании в стране переходного руководящего органа. Эфиопский план предполагает, в частности, формирование временной руководящей структуры, в которую должны войти семь гражданских и семь военных представителей, а также еще одно независимое лицо. Данный орган должен действовать до проведения в Судане всеобщих выборов.

23 июня суд в Судане постановил восстановить работу интернета на территории страны после 20 дней блокировки.

В Идлибской зоне на северо-западе Сирии на всем протяжении минувшей неделе не прекращались боевые действия между правительственными силами и боевиками экстремистских и террористических группировок. ВВС САР и авиация ВКС РФ наносили удары по позициям противника в провинциях Идлиб и Хама. Тем не менее, боевики, несмотря на большие потери, продолжали постоянно атаковать позиции сирийской армии и ополченцев.

Власти Сирии не заинтересованы в военном противостоянии с Турцией, позиция которой в сирийском конфликте Дамаску до сих пор не ясна, заявил 18 июня глава МИД САР В. Муаллем, находившийся с визитом в Пекине. Китайские власти объединят усилия с правительством Сирии для восстановления этой страны и призывают международное сообщество сыграть положительную роль в данном процессе, заявил глава МИД КНР Ван И.

Вопрос политического урегулирования в Сирии возможно решить совместными усилиями всех заинтересованных игроков, в том числе США, подтвердил 20 июня президент России В. Путин.

22 июня Белый дом опубликовал экономическую часть американского плана урегулирования палестино-израильского конфликта. Так, американцы предлагают в течение 10 лет предоставить инвестиции на сумму 50 млрд долларов Египту, Иордании, Палестине и Ливану. При этом палестинцы получат немногим более половины этих средств. Предусматривается реализация более 100 проектов в инфраструктурной, промышленной, медицинской и образовательной сферах в Палестине. Определенная часть финансирования плана должна поступить из бюджета США, но большие средства направят страны Персидского залива, Запада, а также частный сектор. В Вашингтоне подчеркивают, что «экономический план не будет работать без решения политических вопросов».

Независимое расследование ООН показало, что Саудовская Аравия несет ответственность за убийство оппозиционного журналиста Дж. Хашоггии в Турции. Об этом говорится в отчете ООН, который 19 июня представила спецпредставитель организации А. Каламар. Доклад настаивает, что расследование, организованное властями королевства, «не было проведено добросовестно, что равносильно препятствованию правосудию». Каламар считает, что необходимо ввести международные санкции в отношении наследного принца Мухаммеда  бен Сальмана. В Эр-Рияде назвали доклад ООН «безосновательным» и подрывающим авторитет организации.

17 июня в Египте в возрасте 67 лет скончался бывший президент страны М. Мурси, член «Братьев-мусульман». Это произошло во время очередного заседания суда над ним. Смерть М. Мурси не привела к осложнению обстановки в АРЕ, хотя «Братья-мусульмане» призывали народ к массовому участию в похоронах бывшего главы государства. Свои соболезнования по поводу смерти М. Мурси выразили эмир Катара Тамим бен Хамад Аль Тани, президент Турции Р. Т. Эрдоган, радикальное палестинское движение ХАМАС, исламисты в Тунисе и Иордании. «Скорбь» и «сожаление» выразил в своем заявлении МИД Ирана.

На президентских выборах в Мавритании, прошедших 22 июня, победу одержал кандидат правящей партии «Союз республики», бывший министр обороны страны М. Ульд аш-Шейх аль-Газуани.

 

 

Приложение

 

 

О «Братьях-мусульманах» в Иордании

 

 

Исламисты, как политическая организация появились в Трансиордании в 1945 г., когда король Абдалла (прадед нынешнего монарха) позволил египетским «Братьям-мусульманам» основать филиал своей организации на территории королевства, так как появление исламистской организации придавало дополнительную религиозную легитимацию правящей в стране Хашимитской династии. Это обстоятельство во многом объясняет характер взаимоотношений иорданского правящего режима с «братьями», которые, в отличие от соседних Египта и Сирии, никогда не подвергались жестким репрессиям. Сами же исламисты также не шли на серьезные конфликты с властью. Более того, движение с самого начала встроилось в политическую систему страны и в течение длительного периода было союзником королевского режима, помогало ему сдерживать активность светских либеральных и левых политических партий и группировок. В сложные времена для монархии «Братья-мусульмане» неизменно вставали на ее сторону. Вместе с тем, власть с опасением относилась к антизападной и религиозной идеологии исламистов, постоянно указывала им на «красную черту», которую она не позволит «Братьям» пересечь – оппозиция обязана действовать только в правовом поле.

Благодаря своей благотворительной и религиозной деятельности иорданские «Братья-мусульмане» завоевали популярность у населения, особенно среди подданных палестинского происхождения, которые составляют порядка 60% населения королевства. В 1989 г. В Иордании состоялись первые за 22 года относительно свободные парламентские выборы, на которых «Братья» завоевали 22 из 80 депутатских кресел.

В 1992 г. на базе движения «Братьев-мусульман» была образована политическая партия – Фронт исламского действия (ФИД), в которую также вошли независимые исламисты. Партия была официально зарегистрирована властями и вскоре стала главной оппозиционной силой страны, чему способствовала слабость партийной системы Иордании.

В 2005 г. ФИД опубликовал свою программу. Документ предусматривает приведение всего иорданского законодательства в соответствие с шариатом. Исламисты настаивали на изменении закона о выборах на основе правила «один человек – один голос», что позволило бы им увеличить свое представительство в парламенте. Одновременно должна быть повышена ответственность исполнительной ветви власти перед законодательной. ФИД требовал роспуска верхней палаты парламента – сената, члены которого назначаются королем, так как сенат блокирует неприемлемые для режима законы. В экономической части программы говорилось о необходимости привлечения крупных инвестиций в народное хозяйство, в том числе путем снижения налогов, борьбы с коррупцией, создания новых рабочих мест, ограничения приватизации. В сфере внешней политике Фронт выступает за проведение антиамериканского и антисионистского курса, поддерживает радикальное исламистское палестинское движение ХАМАС. ФИД осудил мирный договор между Иорданией и Израилем (1994 г.).

Опасаясь роста влияния исламистов власти в начале 2000-х гг. приняли меры по ужесточению контроля над оппозицией.

В январе 2011 г. в Иордании начались массовые протестные акции, носившие, в отличие от большинства других стран, пораженных «арабской весной», мирный характер. Исламисты сразу же стали играть главенствующую роль в акциях протеста. ФИД потребовал от властей срочно провести реформы, суть которых сводилась изменению всей систему управления королевством с «избираемым и подотчетным правительством». Также выдвигались социальные требования по снижению цен, созданию новых рабочих мест и т. д. В то же время исламисты заявили, что считают законным нахождение у власти в Иордании Хашимитской династии. ФИД отказался направить своих представителей в новое правительство так как не желал делить ответственность с властью за гарантированный провал намеченной ею программы улучшения социально-экономической ситуации в стране. В условиях недовольства избирательным законодательством и вялым осуществлением обещанных королем политических и экономических реформ руководство «Братьев-мусульман» бойкотировало парламентские выборы в 2010 г. и 2013 г. К тому же исламисты не сумели заставить себя согласиться на предложенные режимом условия. Это свидетельствовало о напряженности в отношениях между Фронтом и королевской властью.

Создавшееся положение вызывало обеспокоенность иорданского руководства, которое стало рассматривать движение как потенциальную деструктивную силу, несмотря на заявления «Братьев», что монархию они отменять не собираются. Был взят курс на ограничение влияния «Братьев-мусульман», в том числе путем изменения законодательства и попыток дробления движения на отдельные фракции.

После запрета «Братьев-мусульман» в Египте в 2013 г. разногласия в рядах иорданских исламистов заметно обострились. Изначально движение не было сплоченной организацией. В его иорданском крыле было представлено два основных течения — «радикалов», среди которых большинство составляли иорданцы палестинского происхождения, и «умеренных», по большей части представленных выходцами из восточно-иорданских кланов.

В 2013 г. от Фронта исламского действия («классические «братья-мусульмане») откололась фракция «Зам-Зам», а в 2015 г. — «Общество братьев-мусульман» (ОБМ). В самом же движении начались ожесточенные дискуссии по вопросу дальнейшей тактики и идеологии. Правящий режим поддерживает последние две фракции, полагая их умеренными и считая, что они снижают уровень социального напряжения в обществе через реализацию гуманитарных и благотворительных проектов. При этом, как отмечают политические наблюдатели, «власти сильно давят на ФИД». Раскол в иорданском движении «Братьев-мусульман» был воспринят большинством его членов как процесс, организованный властями. Некоторые аналитики считают, что правящий режим «проводит таким путем своего рода профилактическую работу в рядах тех политических сил, которые могли бы в перспективе оказать давления на королевскую семью с целью смены власти в стране».

Изменение избирательного законодательства в 2016 г. способствовало решению об участии «братьев» в парламентских выборах. Согласно новому закону в Иордании стала действовать пропорциональная избирательная система, и было предоставлено право создания предвыборных коалиций.

В выборах в сентябре 2016 г. приняли участи как Фронт исламского действия, так и новые партии «Зам-Зам» и «Общество братьев-мусульман». Избирательная кампания двух новых партий была слабой. В итоге «Зам-Зам» получила 5 мест, а ОБМ не получило ни одного. ФИД же выступал в составе широкой коалиции «За реформы» («Ислах»), в состав которой вошли также иорданские националисты, женщины, христиане, представители других религиозных и этнических меньшинств. Подобная предвыборная тактика со стороны ФИД была продиктована стремлением получить поддержку различных слоев населения и завоевать как можно больше мест в парламенте, включая квотированные. «Ислах» призывал бороться с коррупцией, провести экономические, социальные и образовательные реформы, обещал вывести страну из кризиса. По результатам выборов коалиция набрала 25% голосов, но получила лишь 15 мест из 130 (10 из них достались представителям ФИД), что «объясняется особенностями иорданского электорального процесса, жестко контролируемого королевским двором и Управлением общей разведки». И все же «Ислах» стал крупнейшим оппозиционным парламентским блоком. Здесь же отметим, что ни одной светской националистической или левой партии не удалось провести своих депутатов в парламент.

В настоящее время день ситуация в рядах иорданских «Братьев-мусульман» остается достаточно сложной. Продолжается дробление движения, сохраняются противоречия между различными течениями. Эксперты отмечают: «Чтобы «выжить», сохранить легальность и остаться субъектами политического процесса «братьям» приходится приспосабливаться к требованиям иорданских властей и региональной обстановке. Вопрос в том, будет ли такое «приспособление» сугубо тактическим или же повлечет сущностные изменения». В целом же в нынешнем руководстве ФИД, как основного отряда исламистов, преобладают умеренные элементы, настроенные на продолжение диалога с властью, а не на свержение монархического режима.

Со своей стороны, иорданское руководство отчетливо понимает, что в его интересах «иметь в стране системную лояльную и умеренную оппозиционную силу, в том числе из соображений национальной безопасности. В условиях кризисной ситуации в Сирии и Ираке чрезмерное ослабление «Братьев-мусульман» в королевстве может создать угрозу внутренней безопасности, толкая молодых иорданцев следовать радикальным идеям джихадистов». В целом же на сегодняшний день сложно спрогнозировать дальнейшее развитие отношений между королевским правительством и иорданскими «Братьями-мусульманами».

62.9MB | MySQL:102 | 0,477sec