О вариантах возможных военных действий против Ирана. Часть 1

Авторитетный американский политолог Энтони Х. Кордесман 20 июня 2019 года  опубликовал на сайте американского Центра международных стратегических исследований интервью, где последовательно изложил варианты военных действий против Исламской Республики Иран (ИРИ). Профессор Кордесман отметил, что США не могут игнорировать вызовы в сфере военной безопасности и угрозу развития программы создания ядерного оружия со стороны ИРИ. В то же время, решение президента Трампа отложить ответные удары по Ирану за сбитый беспилотный летательный аппарат RQ-4 ВМС США является мудрым. США должны провести анализ ситуации, прежде чем вступят в какую-либо форму серьезного конфликта с Ираном или применят силу так, что это вызовет серьезный риск эскалации напряженности.

Человеческие и финансовые потери во время войны являются поводом для осторожности. Кроме того, непонятно, смогут ли США развить благоприятный повод как стратегическую инициативу и создать прочную основу стабильности и мира. США уже ведут слишком много войн, которые не имеют четкого конца, и есть другие варианты, которые США все еще могут использовать вместо крупных военных действий.

Стратегический контекст возможной войны с Ираном

В теории игр не существует специального термина для понятия «игра», в которой каждый ход одного игрока ухудшает положение других, и единственный способ выиграть – не играть. Однако, в некоторой степени, это та игра, в которую США, Иран и арабские партнеры Соединенных Штатов по безопасности уже играют в Персидском заливе. Даже если Америка полностью избегает каких-либо новых серьезных столкновений или конфликтов с Ираном, все игроки уже вовлечены в другие конфликты: в Сирии, Ираке, Йемене. Там все игроки, как правило, теряют все больше с каждым ходом, и делают это даже тогда, когда являются более успешным игроком и «выигрывают» по сравнению с другими.

Иранская и американско-арабская стороны явно настроены враждебно, но трудно просто назвать Иран «агрессором». Напряженность в отношениях между Ираном, США и арабскими партнерами сейчас восходит, по крайней мере, к временам падения шаха и началу ирано-иракской войны. Были периоды, когда казалось, что Иран может быть готов серьезно работать с США и / или арабскими государствами для ослабления напряженности, и то же самое можно сказать о США и арабских государствах в обратном направлении.

В общих чертах, 40 лет с момента падения шаха в 1979 году периодически появлялась напряженностью в виде новых «кризисов» в отношениях с обеих сторон. Конечным результатом стала серия действий арабских стран по ограничению влияния Ирана и его способности конкурировать в стратегическом плане, что соответствовало усилиям Ирана по использованию всех напряжений и разногласий в регионе и возможности усилить свое влияние. Каждая сторона рассматривает другую как агрессора и реагирует соответственно. И снова, конечным результатом было то, что каждый шаг в игре усиливает напряженность, гонку вооружений и риск конфликта.

Риск войны в Персидском заливе – это не риск того, что начнется новый серьезный конфликт, а скорее то, что он усугубит существующие конфликты, а также резко увеличит риск крупной войны между Ираном и США. Данное обстоятельство окажет серьезное влияние на экспорт нефти из Персидского залива. США и их стратегические партнеры в регионе уже противостоят Ирану в асимметричной борьбе за власть, которая включает в себя бои с иранскими опорными элементами в Сирии, Ираке и Йемене.

Практическая проблема для всех вовлеченных сторон состоит в том, что это соревнование эффективно продлевает конфликты «без побед» в Сирии, Ираке и Йемене. Каждый шаг, который влияет на экспорт нефти в Персидском заливе (и импорт в том числе), влияет на доходы как Ирана, так и арабских стран Персидского залива, а все другие государства должны платить за энергию. Иран не может победить в крупномасштабной войне, но стоимость более серьезного конфликта и риск дестабилизации Ирана, перевешивают выгоды для США и арабских стран.

Сосредоточение внимания США на ракетных и ядерных программах Ирана сопряжено с реальными рисками, но американцы игнорируют общие сдвиги в военном балансе в Персидском заливе и мотивы действий Ирана. ИРИ стала жертвой ирано-иракской войны, когда против страны были применены отравляющий газ и оружие массового уничтожения. Иран и арабские страны Персидского залива также вовлечены в масштабную, продолжающуюся десятилетиями гонку неядерных вооружений, где арабская сторона сосредоточила свое внимание на развитии возможностей авиации и нанесении высокоточных ударов, опираясь на неуклонно растущие и более технически продвинутые ВВС и ВМС США.

Арабские государства совместно с США «выиграли» эту гонку с точки зрения импорта оружия и возможностей нанесения высокоточных ударов. Тем не менее, общий эффект заключался в том, чтобы подтолкнуть Иран к  модернизации вооруженных сил, которые находятся на этапе создания ядерного оружия. Арабы потратили сотни миллиардов на свои новые силы, а США стали глубоко вовлечены в попытки сдержать Иран и должны увеличить финансирование своих вооруженных сил. «Каждый ход в игре увеличивает стоимость для всех сторон, а также потенциальный риск в случае серьезного конфликта».

США склонны рассматривать ирано-арабскую гонку вооружений и реакцию Ирана на свое военное присутствие в Персидском заливе с точки зрения ядерной угрозы Ирана, которая может компенсировать военную мощь США и арабских государств и потенциально перерасти в ядерный удар по США. Никто не может игнорировать этот риск, ведь у Ирана есть мотивы и потребности, которые стимулируют его усилия  для столкновения с западным миром, например, эмбарго ООН на поставки оружия со времени падения шаха и начало кризиса с посольством США почти 40 лет назад. ИРИ проводила импорт только устаревших экспортных версий российских боевых самолетов Су-24 и МиГ-29, а военно-воздушные силы не модернизировались десятилетиями.

Таким образом, разработка Ираном ракетных вооружений и передача оружия и помощи третьей стороне, например группировке «Хизбалла», являются единственными сдерживающими факторами в борьбе с огромным преимуществом США и арабских стран в области ВВС и ВМС. Иран не может пойти на компромисс в вопросе о ракетном вооружении и не потерять способность конкурировать. Однако, его приверженность ракетному вооружению и их передача группировке «Хизбалла» в настоящее время ведет к новому циклу противостояния с США.

 

Источник

https://www.csis.org/analysis/iran-more-wars-middle-east-there-still-may-be-options

52.18MB | MySQL:103 | 2,019sec