Ситуация в зоне Сахеля: май 2019 г.

1 мая с Буркина-Фасо начала свое региональное турне канцлер Германии Ангела Меркель. В дальнейшем в ее планы входили визиты в Нигер и Мали.

Визит А.Меркель в Уагадугу совпал по времени с саммитом группы «Г5 Сахель». Канцлер приняла участие в нем после встречи с главой Буркина-Фасо.

В свое время «Г5 Сахель» создавалась для организации скоординированного отпора пяти стран региона на атаки джихадистских группировок. Совместный контингент «Г5 Сахель» был создан в июле 2017 г. Предполагалось, что его численность составит 5 тысяч человек. Однако контингент изначально столкнулся с проблемой финансирования.

Буркина-Фасо за последние 4 года все чаще сталкивается с террористическими атаками, которые становятся раз от разу все более кровопролитными. Их совершают джихадистские группировки «Ансарул ислам», «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ), «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГБС, ИГ запрещено в РФ). Первоначально теракты совершались на севере страны. Затем зона активности террористов расширилась на столицу страны и ее восточную часть. В результате действий джихадистов с 2015 г. погибли около 440 человек.

2 мая на встрече со студентами университета в Уагадугу А.Меркель заявила о необходимости для Европы занять единую позицию по отношению к ливийскому кризису, который способствовал расширению ареала действий джихадистских группировок на Сахель. Она пообещала сделать все возможное для того, чтобы сблизить позиции Франции и Италии по Ливии. Канцлер также указала на важность единства действий ЕС и Африканского союза в отношении Ливии. В отношении Буркина-Фасо она признала, что ситуация в этой стране в плане безопасности ухудшается.

Говоря о западноафриканской политике Германии, она признала, что Берлин уделял мало внимания этому региону, оставив его на откуп Франции. Теперь, по ее словам, ситуация изменилась. «У нас есть собственные идеи, и они отличаются от французских, — сказала она. – Но мы сотрудничаем с Францией, и не выступаем друг против друга».

9 мая президент Буркина-Фасо отправил в отставку губернаторов пяти регионов, где действуют джихадистские формирования.

10 мая Париж объявил, что в ходе спецоперации, проводившейся на севере Буркина-Фасо, был освобождены 4 заложников – двое французов, американка и гражданка Южной Кореи. Французские спецназовцы заплатили дорогую цену за их освобождение – погибли двое военных из числа морского спецназа. Начальник Генштаба французской армии генерал Франсуа Леконтр признал, что операция состоялась благодаря американской поддержке в вопросах разведывательной информации. В ходе операции были уничтожены 4 боевика.

Париж не стал уточнять групповую принадлежность похитителей. Операцию санкционировал лично президент Франции Эммануэль Макрон. Решение на ее проведение было принято после того, как стало известно, что похитители намерены передать заложников в распоряжение «Фаланги Масина», действующей в центральной части Мали.

Французы были похищены 1 мая 2018 г. в Бенине.

Что касается похитителей, то они тогда не были названы. Как отметила в этой связи министр обороны Франции Флоранс Парли, в этом регионе действуют две джихадистских группировки – одна, связанная с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) — ГПИМ, вторая  — ИГБС.

Про похищение освобожденных американки и южнокореянки никогда ничего не было известно. Позднее французские военные сообщили, что они находились в заложниках 28 дней. После освобождения «четверки» остается неизвестной судьба примерно 10 выходцев из западных стран, пропавших в Сахеле за последние годы.

10 мая подарок в стиле «Троянского коня» для Буркина-Фасо сделал Катар. Он предоставил этой стране 24 бронированных машины типа Storm.

В Мали 2 мая премьер-министр этой страны Бубу Сиссе и ряд политических партий, включая оппозиционные, подписали в Бамако «соглашение об управлении» в преддверии формирования нового правительства, объявление состава которого ожидалось вечером того же дня. Пять глав этого соглашения касались, в частности, «инклюзивного политического диалога», «реализации положений мирных Алжирских соглашений», «успокоения социального климата».

Среди оппозиционных партий, присоединившихся к соглашению, надо назвать «Партию за солидарность и прогресс» (PSP), «Партию за национальное возрождение» (Parena) и партию «Конвергенция за развитие Мали» (Codem). Документ подписали также организации туарегов – участников мирных Алжирских соглашений 2015 года.

Б.Сиссе был назначен на пост премьера 22 апреля с задачей сформировать «правительство широкой открытости». Его предшественник Сумейлу Бубейе Майга подал в отставку 18 апреля. Одна из причин его ухода – неспособность правительства справиться с межобщинными столкновениями. Толчком для этого послужила массовая расправа в конце марта над жителями деревни Огоссагу, где были убиты около 160 человек.

5 мая был объявлен состав нового правительства Мали, в которое вошли 37 человек. В него вошли несколько представителей оппозиции. В частности, главой МИД страны стал Тиебиле Драме, возглавлявший в 2018 г. предвыборный штаб кандидата в президенты от оппозиции Сумейлы Сиссе.

На ключевой пост министра обороны вернулся генерал Ибрагим Дахиру Дембеле. В период военной хунты во главе с Амаду Саного, пришедшей к власти в марте 2012 г., он возглавлял Генеральный штаб малийской армии. До нового назначения после реабилитации в январе 2018 г.он занимал пост генерального инспектора малийской армии.

Сам премьер, ранее занимавший пост министра экономики и финансов, сохранил его за собой.

Пост министра юстиции занял Малик Кулибали, до этого – председатель Национальной комиссии по правам человека. Он уже занимал пост министра юстиции в переходном правительстве 2012 года.

В новом кабинете 10 постов – почти четверть – заняли женщины.

2 мая Миссия ООН в Сомали (Minusma) заявила, что бойня в Огоссагу, где проживали выходцы из народности пель, была «спланированной, организованной и скоординированной атакой». По ее оценке, эта расправа может рассматриваться как «преступление против человечности».

После появления в 2015 г. в центральной части Мали джихадистской группы проповедника Амаду Куфа, бойцами которой были главным образом выходцы из пель, начались межобщинные столкновения между пель – главным образом скотоводами, и бамбара и догонами – преимущественно практиковавшими растениеводство. Все они создали свои «группы самообороны». По оценке Minusma, эти группы действуют в условиях полной безнаказанности.

3 мая стало известно, что в тот день и двумя днями ранее в засадах, устроенных вооруженными группами в центральной части Мали, погибли 18 человек из числа мирного населения.

8 мая стало известно, что похищенные в 2018г. и освобожденные в феврале префект Тененку и малийский журналист были отпущены на свободу в обмен на освобождение 18 джихадистов. Среди последних значился, в частности, бывший «исламский комиссар» Гао Алиу Махаман Туре, получивший за свои совершенные в 2012 г. преступления в 2017 г. всего 10 лет тюрьмы.

11 мая в центральной части Мали в районе Бандиагара неизвестные вооруженные люди убили 4 человек из числа гражданского населения. 13 мая в этом же регионе в районе города Нионо группа традиционных охотников – догонов убила свыше 10 выходцев из народности пель.

20 мая стало известно об атаке на пограничный пост в Кури, что на юге Мали на границе с Буркина-Фасо. В результате атаки погибли 7 человек, в том числе 2 жандарма и 1 таможенник.

В Нигере 13 мая боевики атаковали тюрьму строгого режима в Кутукале (50 км к северу от Ниамея). В этой тюрьме содержатся, в частности, многочисленные джихадисты. Охране тюрьмы удалось отбить нападение, поскольку она была заранее предупреждена о нем. Получив отпор, нападавшие ретировались в сторону границы с Мали.

Эта тюрьма уже подвергалась нападению джихадистов в октябре 2016 г. Тогда ответственность за него взяла на себя группировка ИГБС.

15 мая в районе Тиллабери на западе страны близ границы с Мали в засаду попал армейский патруль. В результате нападения на месте погибли 17 военных, 4 солдата получили ранения, 11 человек первоначально значились пропавшими без вести. Их тела обнаружили позднее. В засаде участвовали до 100 джихадистов. В составе патруля было 52 человека.

По данным французских военных, в настоящее время численность действующих в Мали джихадистских формирований составляет от 1 до 1,4 тысяч человек, несколько сотен человек действуют в Буркина-Фасо. И, похоже, численность этих отрядов только увеличивается. Причем наблюдатели отмечают заметно возросшую подготовленность боевиков, что отличает их в выгодную сторону по сравнению с местными военными. Отмечается также, что формирования, связанные с «Аль-Каидой» и ИГ, начали взаимодействовать между собой. Ранее подобного не замечалось. Это, а также заметную активизацию бандформирований, связывают с появлением в регионе боевиков ИГ — ветеранов войны в Сирии.

52.24MB | MySQL:103 | 0,701sec