Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 апреля – 6 мая 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили вокруг Ирака и в Израиле. 3-4 мая в египетском Шарм-эш-Шейхе прошли две представительные международные конференции по проблемам Ирака, на которых были одобрены меры по стабилизации обстановки в этой стране в политической и экономической сферах. Публикация отчета правительственной комиссии об итогах войны 2006 г. между Израилем и ливанской «Хизбаллой» вызывала серьезное осложнение внутриполитической ситуации в Израиле.

3 мая в Шарм-эш-Шейхе прошла конференция по запуску международного соглашения о помощи Ираку. В ней участвовали делегации из 63 стран, 12 международных и региональных политических и финансовых организаций. Был одобрен «Международный договор помощи Ираку», предусматривающий оказание разностороннего содействия этой стране на ближайшие пять лет. Он представляет собой детальный план действий для иракского правительства по строительству «единого демократического государства с сильной экономикой и стабильной ситуацией в области безопасности». В плане также оговариваются обязательства стран-доноров по оказанию помощи Ираку в обмен на проведение его властями политических и экономических реформ, улучшение положения дел в сфере безопасности. На конференции было объявлено о готовности целого ряда стран списать Ираку внешние долги на общую сумму 30 млрд долл.

4 мая в Шарм-эш-Шейхе состоялась министерская конференция по безопасности и стабилизации обстановки в Ираке, в которой участвовали главы МИД и представители 15 стран (соседи Ирака по региону, 5 постоянных членов СБ ООН, Германия, Италия, Канада, Япония), делегации ООН, ЛАГ и ОИК. Был подтвержден статус Ирака как «суверенного, единого, политически независимого арабо-мусульманского государства», существующего в своих международно признанных границах, заявлено о соблюдении принципа «невмешательства во внутренние дела Ирака», выражена поддержка усилиям правительства страны «по форсированному строительству национальных вооруженных сил, которые должны полностью взять на себя ответственность за безопасность и защиту» Ирака, что позволит приблизить завершение мандата многонациональных сил. При этом в итоговом заявлении конференции не содержится никаких требований относительно определения конкретных сроков вывода из страны МНС. По мнению участников встречи, конфликты, существующие в Ираке, должны решаться путем достижения компромиссов. Конференция высказалась за более эффективную борьбу с межконфессиональным насилием, захлестнувшим Ирак. Были осуждены все формы террористической деятельности» в стране. В этой связи соседние с Ираком государства должны укреплять сотрудничество с багдадским правительством «в сфере совместного контроля над границами».

В рамках конференции состоялись переговоры госсекретаря США К. Райс с главой МИД САР В. Муаллимом по проблемам Ирака и сирийско-американских отношений. Сирийский министр охарактеризовал их как «конструктивные и откровенные». К. Райс отметила, что встреча прошла в деловой и профессиональной обстановке», но действия Дамаска «будут красноречивее любых слов». Также прошла встреча представителей США и Ирана на уровне послов. Выступая в Шарм-эш-Шейхе, глава МИД ИРИ М. Мотакки подверг резкой критике политику США в Ираке. Следующая международная конференция по Ираку должна состояться осенью этого года в Турции.

Между тем обстановка в самом Ираке по-прежнему далека от стабильности. В стране происходят многочисленные теракты, вооруженные нападения, насилие на почве межрелигиозной розни. 1 мая президент Дж. Буш наложил вето на одобренный Конгрессом США законопроект, предусматривающий вывод американских войск из Ирака не позднее 1 апреля 2008 г.

Публикация в Израиле предварительного отчета комиссии во главе с Э. Виноградом, созданной правительством для анализа действий политического и военного руководства страны в период, предшествовавший ливанской войне 2006 г., и в дни войны, вызвал заметное осложнение обстановки на израильской внутриполитической арене. В этом документе подвергаются критике действия премьер-министра Э. Ольмерта, министра обороны А. Переца и бывшего начальника генштаба ЦАХАЛа Д. Халуца. Главный вывод комиссии – решение о начале военных действий в Ливане было принято необоснованно и поспешно. При этом действия Ольмерта называются «опрометчивыми» и «непоследовательными». Переца обвиняют в том, что он «не в полной мере использовал имеющиеся в его распоряжении средства управления». По оценке комиссии, генерал Халуц не просчитал последствий начала военных действий и усугубил положение, неверно информируя политическое руководство страны об уровне боеготовности армии.

Доклад комиссии Винограда вызвал жесткую критику правительства как со стороны оппозиции, так и многих видных политиков из партий, входящих в правящую коалицию. 3 мая в Тель-Авиве прошел 100-тысячный митинг, участники которого потребовали отставки Э. Ольмерта и А. Переца. Однако, несмотря на оказываемое давление, глава правительства не намерен уходить в отставку. А. Перец заявил, что покинет пост главы МО только в случае, если партия «Авода», которую он возглавляет, выразит ему недоверие.

Публикация доклада комиссии Винограда вызвала широкий отклик в арабских странах. Руководство ливанской «Хизбаллы» приветствовало, сделанные в документе выводы. Министр иностранных дел Египта А. Абу аль-Гейт заявил, что в настоящее время не следует «давить» на израильское правительство в вопросе принятия саудовской инициативы по арабо-израильскому урегулированию, т. к. политическая нестабильность из-за публикации доклада о ливанской войне не позволяет вести серьезный диалог с израильтянами. Глава египетской дипломатии призвал арабские страны дождаться стабилизации положения в Израиле.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Армия Израиля продолжает активные действия против палестинских экстремистов на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), встречая при этом вооруженное сопротивление со стороны боевиков. Продолжаются ракетные обстрелы израильской территории из сектора Газа.

Соединенные Штаты предложили Израилю и палестинцам план двусторонних действий по снижению напряженности в палестино-израильских отношениях. Согласно этому документу, Израиль должен ослабить ограничения на перемещения палестинцев между сектором Газа и ЗБРИ, а также согласиться на поставки оружия силам безопасности, лояльным главе ПНА М. Аббасу. Палестинцы же должны прекратить ракетные обстрелы израильской территории и воспрепятствовать контрабанде оружия в сектор Газа. Лидер радикального палестинского движения ХАМАС Х. Машааль сразу же отверг американскую инициативу, а М. Аббас посчитал ее «неработоспособной». Как сообщается, израильское правительство отнеслось к плану США «очень прохладно».

Сложная внутриполитическая ситуация сохраняется в Турции. 6 мая в стране вновь прошел первый тур выборов президента республики, закончившийся как и в первый раз безрезультатно из-за бойкота оппозиции. После этого баллотировавшийся от правящей происламистской Партии справедливости и развития (ПСР) глава МИД страны А. Гюль снял свою кандидатуру. Ранее, 3 мая турецкий парламент одобрил предложение Центризбиркома о проведении в стране 22 июля внеочередных парламентских выборов. Кроме того, руководство ПСР инициировало внесение поправок в конституцию Турции, предусматривающих избрание президента не депутатами парламента, а всенародным голосование сроком на пять лет с возможностью продления еще на один мандат, а также сокращения срока полномочий парламента с нынешних пяти лет до четырех. Оппозиция же считает, что внесение этих поправок в период незавершенной кампании по избранию президента противоречит конституции, и подала соответствующий иск в Конституционный суд. 5 мая в ряде турецких городов прошли новые массовые демонстрации в поддержку сохранения в стране светского государственного устройства.

В Афганистане силы НАТО и правительственной армии развернули наступательные действия против талибов на юге страны. Их целью является вытеснение мятежников из провинции Гильменд. В операции «Силикон» участвуют 2 тыс. военнослужащих Великобритании, США, Нидерландов, Эстонии и Канады, а также 1 тыс. афганских военных. Действия наземных сил поддерживает авиация. В западной провинции Герат коалиционные силы, главным образом ВС США, проводят операции против местных антиправительственных группировок.

На минувшей неделе президенты Афганистана и Пакистана Х. Карзай и П. Мушарраф провели переговоры в Анкаре с участием премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана. По итогам встречи стороны, в частности, договорились об усилении борьбы с террористами и усилении работы «по возвращению беженцев в свои дома». Как видится, достигнутые в Анкаре договоренности, учитывая сохраняющиеся между Кабулом и Исламабадом серьезные противоречия по политическим, пограничным и иным вопросам, вряд ли приведут к заметному улучшению двусторонних отношений.

Чехия в ближайшее время поставит афганской армии 12 вертолетов: 6 боевых Ми-24 и 6 транспортных Ми-17, а также крупную партию стрелкового оружия и боеприпасов.

3 мая в Эр-Рияде при посредничестве Саудовской Аравии президенты Судана О. аль-Башир и Чада И. Деби подписали «Двустороннее соглашение о развитии и укреплении отношений между Республикой Судан и Республикой Чад». Документ предусматривает сотрудничество Хартума и Нджамены с ООН и Африканским союзом в стабилизации обстановки в суданском Дарфуре и прилегающих районах Чада. Оба государства обязуются уважать территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела другой стороны, не предоставлять убежища оппозиционным силам соседней страны. Отметим, что ранее заключенные между Суданом и Чадом соглашения об урегулировании двусторонних отношений по большей части не выполнялись ни Хартумом, ни Нджаменой.

Суданское правительство заявило о готовности начать переговоры с мятежными группировками в Дарфуре при посредничестве южносуданских политиков. В случае согласия дарфурских представителей встреча сторон может пройти в столице Южного Судана Джубе.

США выделили 30 млн долл. в качестве военной помощи региональному южносуданскому правительству. В Вашингтоне подчеркивают, что «США очень заинтересованы в развитии системы безопасности на юге Судана».

Марокко и западносахарский Фронт ПОЛИСАРИО согласились на переговоры о будущем Западной Сахары при посредничестве ООН. При этом стартовые позиции сторон остаются неизменными: Марокко выступает за предоставление автономии сахарской территории в составе королевства, а Фронт ПОЛИСАРИО настаивает на проведении референдума о самоопределении (независимости) территории.

Иран на минувшей неделе в очередной раз заявил о том, что не намерен останавливаться на пути создания собственного производства по обогащению урана. Одновременно президент ИРИ М. Ахмадинежад подчеркнул, что Тегеран не будет вести переговоры по «неотъемлемым правам страны в ядерной сфере». Со своей стороны, постоянные члены Совета Безопасности ООН и Германия предупредили Иран о новых санкциях, если он не приостановит работы, связанные с обогащением урана.

Правительство Йемена отвергло предложение исламистских мятежников на севере страны о прекращении военных действий и начале диалога. В Сане подчеркнули, что армия продолжит боевые операции вплоть до полного разгрома противников режима и их капитуляции.

Ливия заявила, что выступает против создания американских военных баз для борьбы с терроризмом на своей территории. Как известно, недавно с аналогичным заявлением выступило правительство Алжира.

Приложение

О ситуации в районе Красного моря

Красное море занимает выгодное географическое и важное геостратегическое положение на стыке Азиатского и Африканского континентов. Экономические, исторические и стратегические узы тесно связывают этот район с зоной Персидского залива и Восточным Средиземноморьем. Красное море является в настоящее время и останется на обозримую перспективу одним важнейших мировых водных путей, соединяющих Северную Атлантику с Индийским океаном, важной частью водной коммуникации, по которой нефть доставляют из зоны Персидского залива в Европу и Северную Америку.

Суэцко-красноморский путь имеет большое военно-стратегическое значение. При подготовке и проведении операции по освобождению Кувейта в 1990-1991 гг. по нему были переброшены основные силы флотов антииракской коалиции, шла большая часть воинских перевозок из США, Западной Европы и ряда арабских стран в зону конфликта. В ходе подготовки и проведении военной операции против Ирака в 2002-2003 гг. США и Великобритания вновь активно использовали этот маршрут для воинских перевозок в район Персидского залива. В своей повседневной деятельности ВМС многих стран часто используют суэцко-красноморский маршрут для перехода боевых кораблей и вспомогательных судов из одного морского театра в другой.

Красноморский бассейн всегда представлял интерес для ведущих мировых держав. Сегодня наиболее пристальное внимание к нему проявляют США. Красноморский район входит в зону ответственности Объединенного центрального командования ВС США. Постоянной группировки американских ВМС здесь нет, однако военные корабли США часто заходят в Красное море. В 2002 г. в рамках ОЦК было создано Объединенное тактическое командование ВС США в районе Африканского Рога, в зону ответственности которого вошли Джибути, Йемен, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. Штаб командования расположен в Кэмп-Лемонере (Джибути). На территории Джибути американцами создана региональная антитеррористическая база. Не исключено, что в Джибути разместится штаб нового Африканского командования ВС США, решение о создании которого принято недавно. Из стран Западной Европы наибольший интерес к региону проявляет Франция, имеющая военную базу в Джибути.

С 2001 г. вопросы обеспечения безопасного судоходства и борьбы с терроризмом на море в зоне от Суэцкого канала до берегов Пакистана и Кении возложены на 150-е многонациональное оперативное соединение (МОС), подчиненное командованию морских сил ОЦК ВС США. Штаб МОС находится в Джибути. В составе соединения действуют боевые корабли Франции, Германии, Италии, Великобритании и ряда других стран. Они осуществляют мониторинг морских коммуникаций и обстановки на море в целом. Особое внимание уделяется патрулированию около йеменского острова Сокотра и в проливе Баб-эль-Мандеб, соединяющего Красное и Аравийское моря.

Для России суэцко-красноморский путь представляет собой кратчайшую морскую коммуникацию между портами Черного моря и Дальнего Востока.

Значимость Красного моря заключается и в наличии здесь различных запасов полезных ископаемых: цинка, меди, золота, серебра, кадмия, кобальта, углеводородов. В случае начала их промышленной разработки могут возникнуть споры между прибрежными странами из-за прохождения морских границ, что станет дополнительным фактором напряженности в регионе.

На берегах моря расположены такие ключевые государства Ближнего Востока как Египет, Израиль, Саудовская Аравия, а также Судан, Йемен, Иордания и Эритрея. К странам красноморского бассейна относятся Эфиопия и Джибути.

На протяжении длительного времени регион Красного моря остается зоной целого ряда конфликтов, как межгосударственных, так и внутри отдельных стран. В настоящее время большинство из них не находится на стадии прямого вооруженного противостояния, однако их урегулирование далеко от завершения и нет гарантий того, что какой-либо из этих конфликтов вновь не перейдет в «горячую» стадию. Все это делает красноморскую зону, особенно ее южную часть, потенциальным источником военной напряженности. К наиболее значимым конфликтам в регионе (приглушенным и активным) можно отнести: арабо-израильский (в т. ч. его палестинскую составляющую), египетско-суданский, эфиопско-эритрейский, йеменско-эритрейский, йеменско-саудовский, внутренние конфликты в Судане и Эфиопии. Красноморскую зону напрямую затрагивают конфликты в Сомали, Ираке и Афганистане.

Подписание мирных договоров между Египтом и Израилем (1979 г.) и Иорданией с Израилем (1994 г.) способствовало стабилизации обстановки в северной части красноморского района, которая в настоящее время превратилась в одно из популярных мест туризма и отдыха. Арабские страны заинтересованы в поддержании безопасности и стабильности в красноморском бассейне, обеспечении здесь свободного судоходства. В то же время палестинские экстремистские организации пытаются использовать Красное море для переброски оружия и снаряжения.

Для Израиля важное экономическое и политическое значение имеет соблюдение режима свободного и безопасного судоходства по Красному морю – по этому водному пути израильтяне осуществляют торговлю со странами Южной Азии, Восточной Африки и Дальнего Востока.

Красное море имеет важнейшее экономическое и стратегическое значение для Саудовской Аравии, что, в первую очередь, обусловлено перевозкой по суэцко-красноморскому пути саудовской нефти в страны-импортеры. На побережье моря расположены важные экономические центры КСА: индустриальная зона в районе порта Янбо, крупнейший морской порт страны, важный промышленный и деловой центр Джидда. Недалеко от моря находятся святые места ислама Мекка и Медина. Руководство КСА в целях защиты транспортных коммуникаций и обеспечения безопасности приморских районов страны уделяет серьезное внимание укреплению группировки национальных ВМС на Красном море.

Важность Красного моря для Египта определяется необходимостью защиты южных подступов к Суэцкому каналу и к важному экономическому центру и порту Суэц, а также потребностью обеспечения безопасности морских коммуникаций и защиты морского побережья, в т. ч. расположенных на юго-западе Синая месторождений нефти.

ВМС АРЕ и КСА с 1995 г. ежегодно проводят в Красном море совместные учения «Марджан» («Коралл»). На них отрабатываются задачи защиты морских коммуникаций, противоминной и противолодочной обороны, охраны территориальных вод, проведение поисково-спасательных операций.

Йеменско-эритрейские отношения после урегулирования территориального спора из-за принадлежности группы островов Ханиш, расположенных в южной части Красного моря, стабилизировались. Однако говорить о полной их нормализации еще рано. Все более серьезной проблемой для Йемена становится усиливающийся поток беженцев из Сомали. Улучшаются политические и экономические отношения между Саудовской Аравией и Йеменом. В то же время остался неурегулированным вопрос о принадлежности некоторых приграничных территорий. К тому же Эр-Рияд видят в Сане потенциального соперника за лидерство на Аравийском полуострове.

Негативное воздействие на ситуацию в регионе оказывает конфликт в суданском Дарфуре, перспективы урегулирования которого весьма туманны. Египетско-суданский спор о принадлежности района Халаиб так и не решен, что не исключает нового его обострения. Однако возникновение крупного вооруженного конфликта между Египтом и Суданом вряд ли реально. Обе страны не пойдут на его развязывание по политическим и экономическим причинам. Сложными остаются отношения Судана с Эритреей и Эфиопией. Территориальные и политические проблемы, существующие между ними, все еще ждут своего решения. Эфиопско-эритрейский конфликт находится в «заглушенном» состоянии, но вероятность его обострения достаточно велика. Деятельность вооруженных сепаратистских группировок осложняет внутреннее положение в Эфиопии.

В районе Красного моря активно действуют различные террористические и экстремистские организации и группировки. В последние годы теракты неоднократно совершались в Египте, в т. ч. в южной части Синая, в Иордании, Израиле, Саудовской Аравии. Экстремистские исламистские силы ведут вооруженную борьбу против правительства в Йемене. Одной из баз международного терроризма остается территория Сомали.

Таким образом, неурегулированность противоречий и споров между красноморскими государствами, внутренние вооруженные конфликты в отдельных странах региона, а главное — деятельность сил, связанных с международным терроризмом, не позволяет говорить о прочной стабильности в зоне Красного моря.

52.34MB | MySQL:103 | 0,459sec