Турция продолжает поиск выхода из внутриполитического кризиса

Внутриполитический кризис в Турции, начало которому положил стартовавший в стране 16 апреля 2007 года президентский марафон, продолжает обостряться. В течение одного месяца парламент страны в соответствии с Конституцией должен был определить, кто 16 мая с.г. станет новым 11-м главой государства на семилетний срок. Однако на внутриполитическом поле страны резко активизировался процесс поляризации сил. С одной стороны действующий президент, армия, ведущие профсоюзные и общественные организации, ректоры более 70-ти университетов, основные оппозиционные политические партии, известные представители деловых кругов. С другой – правящая происламская Партия справедливости и развития /ПСР/, одержавшая внушительную победу на всеобщих парламентских выборах в 2002 году и закрепившая затем этот успех на выборах в местные органы власти, ее однопартийное правительство, большинство ПСР в парламенте, позволяющее ей принимать необходимые законы и решения, несмотря на противодействие оппозиции, влиятельная часть национального бизнес-сообщества.

Основная причина жесткого противостояния сторон – выдвижение кандидата на пост президента страны от партии умеренных исламистов — ПСР, что, по мнению оппозиции, может привести к исламизации Турции, разрушению ее светских устоев. Именно в защиту этих устоев оппозиция организовала в Анкаре, Стамбуле, ряде других крупнейших городов Турции самые массовые в истории республики митинги, в которых приняли участие миллионы турецких граждан. Его участники скандировали антиправительственные лозунги, заявляли о том, что «шариат в Чанкаю /президентский дворец в Анкаре — авт/ не пройдет» и президент должен быть надпартийной фигурой, а не представлять интересы только одной партии.

После многочисленных консультаций со своими ближайшими соратниками лидер ПСР, глава правительства Р. Эрдоган не выставил, как ожидалось, своей кандидатуры, а назвал кандидатом от правящей партии на пост президента республики своего заместителя, министра иностранных дел Абдуллаха Гюля. Вторым кандидатом от партии был зарегистрирован депутат от ПСР Эрсонмез Ярбай, который за десять минут до начала голосования в парламенте снял свою кандидатуру. Представленные в высшем законодательном органе страны ведущие оппозиционные партии – Народно-республиканская партия /НРП/, Партия Отечества /ПО/ и Партия Верного пути /ПВП/ не предложили своего кандидата и бойкотировали первый тур выборов.

Единственный кандидат на пост президента Турции А. Гюль по итогам тайного голосования 27 апреля с.г. не набрал необходимые для победы в первом туре 367 голосов в 550-местном меджлисе. За него проголосовали 357 депутатов. По турецкой конституции, для победы в первом, а также во втором туре выборов, кандидату на пост главы государства необходимо заручиться конституционным большинством. В турецком парламенте 353 депутатских мандата принадлежат правящей ПСР, что не позволяет ей самостоятельно обеспечить такое большинство.

Более того, НРП сразу же потребовала отменить результаты состоявшегося в первом туре голосования, направив соответствующий запрос в Конституционный суд страны. НРП охарактеризовала процесс выборов в первом туре главы государства как противоречащий конституции, в соответствии с которой в нем должны были принять участие не менее 367 депутатов. Свое право голоса в первом туре использовал всего лишь 361 депутат, что, по мнению НРП и ее юристов, дает основание аннулировать результаты первого тура.

Наряду с этим, начало президентского марафона в Турции сопровождалось жесткими заявлениями действующего президента А.Н. Сезера и генерального штаба вооруженных сил. «Политический режим в Турции сталкивается с самой серьезной угрозой за время ее существования. Впервые основополагающие ценности светской Турции стали предметом открытых посягательств. Внутренние и внешние силы действуют сообща в достижении единой цели», — заявил турецкий президент.

Армия также сразу отреагировала на результаты первого тура. Генштаб вооруженных сил Турции в ночь с 27 на 28 апреля выступил с резким заявлением в адрес руководства страны. «Не следует забывать, что турецкие вооруженные силы являются решительным защитником лаицизма /светского строя – авт/. Турецкие вооруженные силы при необходимости открыто и четко проявят свою позицию в вопросе защиты светского строя. Ни у кого не должно быть сомнений в этом», — констатировалось в заявлении генштаба ВС. Турецкая оппозиция охарактеризовала заявление как призыв к всеобщим досрочным парламентским выборам и демарш в адрес правительства Р. Эрдогана. «Совершенно очевидно, что армейское руководство беспокоит перспектива занятия высшего государственного поста в Турции представителем происламских сил», — отметил в интервью телекомпании NTV заместитель генерального председателя основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Мустафа Озюрек.

Действующий президент и руководство вооруженных сил и ранее неоднократно предупреждали правительство Эрдогана о недопустимости попыток исламизации страны. Однако нынешнее заявление военных расценивается как самое жесткое за последние десять лет. Это вызвало определенную тревогу союзников Турции на Западе, где ряд аналитиков стали рассматривать возможность варианта очередного военного переворота. В связи с этим они напоминали, что армия уже трижды совершала военные перевороты в Турции (в 1960, 1971 и 1980 годах). Кроме того, под давлением военных в 1997 году от власти был отстранен глава правительства, лидер исламистов Неджметтин Эрбакан. США и Европейский Союз, обеспокоенные развитием ситуации, дали негативную оценку заявлению военных, заявили о поддержке демократических процессов в Турции, подчеркнув при этом, что армия должна оставаться вне политики.

На фоне такого острейшего внутриполитического противостояния 1 мая Конституционный суд Турции вынес решение об аннулировании результатов первого тура президентских выборов, которые состоялись 27 апреля. Таким образом, иск Народно-республиканской партии был удовлетворен. В истории Турецкой Республики такое произошло впервые. Решение было обнародовано заместителем председателя Конституционного суда Хашимом Кылычем, который заявил, что в первых двух турах президентских выборов должны принимать участие не менее 367 депутатов. В действительности же право голоса использовал 361 депутат, из которых 357 проголосовали за кандидата. Ситуация, возникшая на выборах 1 тура, была расценена судом как попытка изменить внутренний устав, и 9-ю голосами против 2-х Конституционный суд принял решение аннулировать результаты первого тура. Это решение существенно затруднило, а по мнению ряда экспертов, практически блокировало дальнейшее проведение выборов президента и сделало главным вопросом внутриполитической ситуации в Турции подготовку к досрочным парламентским выборам.

Тем не менее, Руководящий совет ПСР наряду с принятием решения о проведении 22 июля с.г. в Турции досрочных парламентских выборов, которое одобрили 458 депутатов высшего законодательного органа, пошел еще на одну попытку набрать 367 голосующих депутатов и избрать президентом страны представителя от правящей партии. Был обнародован новый календарь четырех туров выборов президента, первый из которых должен был состояться в воскресенье, 6 мая. Руководство ПСР провело ряд напряженных консультаций с представленными в меджлисе оппозиционными партиями и независимыми депутатами и было уверено, что им удастся выполнить требование Конституционного суда и обеспечить явку в парламент 367 депутатов.

Однако подсчет голосов, который проводился дважды накануне запланированного голосования, установил, что в зале заседаний парламента находилось 356, а при повторном пересчете – 358 депутатов. Председатель парламента Б. Арынч вынужден был, не начиная процедуру голосования, объявить повторный первый тур несостоявшимся. А. Гюль сразу же вечером 6 мая заявил о том, что снимает свою кандидатуру на пост главы государства. Его ближайшие соратники по партии на просьбу журналистов прокомментировать это заявление, отметили, что ничего о нем не слышали и смогут дать оценку происшедшему только после заседания Руководящего совета ПСР, которое срочно собрал лидер партии и глава правительства Р. Эрдоган. Примечательно, что накануне А. Гюль в одном из своих высказываний уверенно заявил, что в случае избрания президента страны всенародным голосованием, а не депутатами парламента, он одержит убедительную победу, обеспечит себе поддержку большинства избирателей уже в первом туре и наберет не менее 70 процентов голосов.

Руководящий совет ПСР определит тактику дальнейших действий после двух осечек в процессе избрания президентом страны своего представителя. Эксперты полагают, что теперь основной упор правящая партия сделает на решении вопроса, кто будет исполнять обязанности главы государства после истечения 16 мая срока полномочий нынешнего президента А.Н. Сезера, а также на принятии парламентом в оставшееся до выборов время поправок в конституцию страны, касающихся, в первую очередь, процедуры избрания нового президента и его полномочий. Проект пакета изменений с большим трудом /члены комиссии от оппозиционных партий покинули заседание/ 5 мая был принят конституционной комиссией парламента. Одно из самых существенных изменений заключается в том, что, в случае одобрения поправок на общем заседании меджлиса, президент страны будет избираться всенародным голосованием, а не депутатами парламента. Срок полномочий главы государства будет ограничен 5-ю, а не 7-ю, как ранее, годами. Предлагается предоставить президенту право только на одно переизбрание.

Важным положением проекта предложений об изменении конституции является то, что предлагать своих кандидатов на пост главы государства смогут лишь те партии, которые на последних перед избранием нового президента парламентских выборах получили не менее 10 процентов голосов от общего количества принявших в них участие избирателей. Это автоматически лишит права выдвигать своего кандидата все партии, которые не преодолеют этот 10-ти процентный барьер. Такое положение выгодно правящей ПСР, которая в этом плане чувствует себя наиболее уверенно из всех политических партий, которые заявлены для участия 22 июля в досрочных парламентских выборах. Центральная избирательная комиссия зарегистрировала 21 партию и только три из них, включая ПСР, по положению дел на сегодняшний день имеют реальные шансы справиться с этой задачей.

Думается, что именно эта поправка стала одной из главных причин резкой активизации в первую декаду мая переговоров между лидерами ведущих политических партий по вопросу объединения с целью получить на выборах максимально возможное количество голосов избирателей и обеспечить себе такую позицию в будущем парламенте, которая позволила бы им принимать самостоятельные решения или же существенно влиять на их реализацию. Так, 5 мая лидеры Партии Верного пути /ПВП/ и Партии Отечества /ПО/ Мехмет Агар и Эркан Мумджу приняли по итогам продолжавшихся пять дней переговоров решение объединиться и создать новую Демократическую партию /ДП/. Обычно такое решение в турецких политических кругах требует многомесячных переговоров. Новую партию возглавил теперь уже бывший лидер ПВП, занимавший в одном из предыдущих правительств пост министра внутренних дел Мехмет Агар, который заявил, что ДП «откроет новую страницу в политике и нормализует политическую жизнь в стране». С созданием Демократической партии можно сказать, что на правом фланге политического спектра Турции появился «тяжеловес», который может реально противостоять ПСР при условии, что в новой партии не возникнут вполне возможные в такой ситуации противоречия, связанные с кадровыми назначениями и «распределением портфелей».

Аналогичные переговоры, однако не столь успешно и результативно, активно идут и на левом фланге. Их ведут лидеры Народно-республиканской партии /НРП/ и Демократической левой партии /ДЛП/ Дениз Байкал и Зеки Сезер. В случае объединения этих партий электорат левее центра, а он в Турции немалый, будет автоматически сориентирован на одну новую партию, которая также сможет ощутимо противостоять ПСР в борьбе за голоса избирателей на предстоящих досрочных всеобщих парламентских выборах.

Внутриполитический кризис, вызванный в Турции неспособностью нынешним составом парламента, большинство в котором представляет правящую ПСР, избрать нового главу государства, продолжается. Принятие решения о проведении досрочных парламентских выборов несколько снизило накал противостояния на политическом поле страны, однако говорить о преодолении кризиса рано. Несмотря на заявления высокопоставленных правительственных чиновников об отсутствии негативного влияния происходящих событий на турецкую экономику, ряд турецких и западных экспертов констатируют реальную перспективу ухудшения показателей ее развития в этом году, что может, в частности, привести к оттоку из страны иностранных инвестиций.

52.29MB | MySQL:103 | 0,524sec