К развитию дипломатического противостояния Ирана и США. Часть 2

Третьим важным моментом в развитии кризиса вокруг Ирана являются новые санкции, объявленные 24 июня американской администрацией персонально против ряда иранских политиков и силовиков. В санкционный список попали верховный лидер ИРИ великий аятолла Али Хаменеи, министр иностранных дел Ирана Мохаммед Джавад Зариф и девять генералов КСИР. Данный шаг американского руководства представляется не только абсурдным, но и алогичным. США все равно не смогут заблокировать зарубежные счета Али Хаменеи, потому что таких попросту нет. Правда, в 2013 году агентство «Рейтер» опубликовало доклад, в котором утверждалось, что состояние А.Хаменеи превышает 93 млрд долларов, но доказательств этому до сих пор не найдено. Однако даже если рахбар и обладает большими финансовыми активами, он их держит не в американских и европейских банках, так что оказывать давление с этой стороны бесполезно. Не принесет большой пользы и запрет на въезд верховного лидера ИРИ в Соединенные Штаты. После того как он стал главой государства в 1989 году Али Хаменеи ни разу не покидал Иран. Что же касается санкций, объявленных против министра иностранных дел М.Д.Зарифа, то это также не прибавляет очков американской администрации.  Каким образом она будет вести переговоры с государственным деятелем, которого сама же «санкционировала»?

К слову сказать, внесение в этот список укрепило позиции Зарифа внутри Ирана. В последние месяцы он часто подвергался критике со стороны консервативного лагеря за мягкотелость и капитулянтство перед Западом, проявленные во время заключения СВПД. Занесение же его в американский санкционный список – излишний повод доказать, что он является «своим» и убежденным иранским патриотом. Пресс-секретарь иранского МИД Аббас Мусави в своем Твиттере охарактеризовал Зарифа как «командира иранской дипломатии», и отметил, что Вашингтон внесением его в черный список США «закрыл дверь к политическому решению конфликта».

Коснулся этой темы и президент Ирана Хасан Роухани. Выступая перед работниками Министерства здравоохранения ИРИ, он, во-первых, похвалил работу иранских ПВО и качество ракет «земля-воздух» иранского производства, сбивших американский беспилотник. Что касается новых санкций он отметил, что «внесением в список министра иностранных дел американцы еще раз доказали, что их претензии на диалог являются ложью». Что касается санкций в отношении Али Хаменеи, иранский президент назвал их «бесстыдными и идиотскими». Он отметил, что Хаменеи является не только официальным лицом в Иране, но и «религиозной фигурой и духовным лидером, имеющим последователей в Ливане, Сирии, Ираке, Афганистане и многих других странах мира». Роухани сказал о том, что «рахбар в отличие от многих других мировых лидеров не имеет счетов в зарубежных банках, которые можно заморозить, а его активы состоят в небольшом доме и хоссейнии (здании для религиозных собраний – авт.)».

Профессор Тегеранского университета и депутат парламента ИРИ Мохаммад Ибрагим Резаи убежден в том, что новые американские санкции не смогут усилить положение США в регионе и даже не преследуют тактические цели. По его мнению, эти санкции Министерства финансов США являются реакцией на недавнее поражение США после того как ПВО КСИР сбили американский разведывательный самолет-беспилотник. По его убеждению, американское давление на Иран пока не только не достигло конкретных целей, но и привело к падению престижа США в мире. В этой связи новые санкционные меры против верховного лидера ИРИ и министра иностранных дел Зарифа также не имеют каких-то конкретных целей, но направлены на то, чтобы «сохранить лицо».

Одновременно после взрыва танкера в Ормузском проливе, произошедшего 13 июня, из Вашингтона поступили два противоречивых послания относительно американской политики в Персидском заливе. 24-25 июня госсекретарь США Майк Помпео посетил Саудовскую Аравию и ОАЭ, где предложил правительствам этих государств создать военную коалицию (естественно, во главе с США) для обеспечения безопасности судоходства в Персидском заливе. Но вот сам президент США Дональд Трамп, по-видимому, придерживается на этот счет другого мнения. В своем блоге в Твиттере американский лидер отметил, что США более не должны обеспечивать безопасность поставок нефти из Залива. Согласно его взглядам, Китай и Япония должны обеспечивать безопасность своих судов, транспортирующих нефть с Ближнего Востока. «Китай получает 91% своей нефти из Персидского залива, Япония – 62%. Так почему мы должны охранять судоходные маршруты, не получая при этом никакой компенсации?», — спрашивает Дональд Трамп. «Эти страны должны охранять свои суда, что действительно является опасным предприятием. Мы не нуждаемся находиться там, так как США стали крупнейшим производителем энергоносителей в мире (очевидно президент США подразумевал разработку сланцевых нефти и газа –авт.)».

Американо-иранская конфронтация дошла до опасной черты. Трамп слишком много поставил на иранскую карту для того, чтобы вернуть все к ситуации до 2018 года, а иранцы терпят такие потери от американских экономических санкций, что отступать им уже некуда. После введения санкций иранский нефтяной экспорт сократился вдвое, поставив под угрозу бюджет страны. Отсутствие комплектующих привело к остановке многих иранских предприятий, в частности в автомобильной промышленности, связанных с французской компанией «Пежо-Ситроен». Эксперты прогнозируют падение ВВП Ирана в 2019 году на 4%. Экономический кризис, охвативший страну, может принять еще более суровые формы, чем в санкционный период 2010-2015 годов.

Политику США по экономическому удушению Ирана в этой стране уже окрестили «экономическим терроризмом». Таким образом, Иран может реагировать на данные «калечащие» санкции только очень жестким образом. В инциденте с беспилотником иранцы продемонстрировали не только свои военные возможности, но и политическую волю и решимость противостоять американской «экономической войне». Парадоксально, но Вашингтон оказал такое давление на иранцев, нанося вред их экономическим связям, что у последних не остается другого выхода, как нагнетать напряженность, чтобы показать, что союзники США тоже будут терпеть ущерб. Иранская атака на американский беспилотник состоялась за два дня до того, как Трамп объявил о своем намерении баллотироваться на президентских выборах 2020 года. Таким образом, данный акт эскалации был призван показать американскому президенту, что он может заплатить большую цену за те страдания, которые он навлек на иранский народ. Конечно, чтобы разрешить данный военно-политический кризис нет другой альтернативы кроме прямых ирано-американских переговоров, Однако для того, чтобы такие переговоры начались, необходим жест доброй воли с американской стороны. Как минимум это должно смягчение санкций, наложенных США, хотя бы в форме разрешения третьим странам покупать иранскую нефть.

62.82MB | MySQL:102 | 0,651sec