К вопросу о растущем влиянии Китая в Африке

Основные факты и цифры

Зарубежные политические обозреватели отмечают, что Китай в настоящее время является крупнейшим торговым партнером для африканского континента, а банки Китая стремятся инвестировать более 1 трлн долларов в Африку к 2025 году. Кроме того, Китай превзошел правительство США в общем финансировании исследований в области развития сельского хозяйства. Китай увеличил свое присутствие в развитии Африки, и эта тенденция сохранится, потому что такая модель чрезвычайно привлекательна как для Китая, так и для многих африканских стран.

Американские эксперты отмечают, что не следует опасаться растущего вклада Китая в развитие Африки, однако ввиду его возросшего присутствия должны произойти изменения подходов США к развитию региона. Действующий помощник президента США по национальной безопасности и бывший дипломат Джон Болтон в своем заявлении об инициативе администрации под названием «Процветающая Африка» обозначил присутствие Китая на континенте как «стратегический вызов для Соединенных Штатов».

В ряде американских аналитических изданий отмечается, что возможности рынка на африканском континенте колоссальны. Ожидается, что к 2025 году потребительские расходы достигнут 2,1 трлн долларов, а к 2030 году – 2,5 трлн. По оценкам Всемирного банка, один только продовольственный рынок может достичь стоимости 1 трлн долларов к 2030 году, более чем утроив текущий рынок объемом 300 млн долларов.

Способность Китая напрямую финансировать и строить проекты инфраструктуры на выгодных условиях – уникальное явление, которое в некоторых кругах вызывает беспокойство в отношении экспроприации природных ресурсов и оттоке рабочей силы. Кроме того, в инвестиционной стратегии Китая существуют пробелы, которые могут восполнить Соединенные Штаты опираясь на свой опыт: самый устойчивый механизм выведения людей из нищеты – это инвестирование в сельское хозяйство, в частности, мелкие фермерские хозяйства. Глобальное лидерство США в обеспечении водой, продуктами питания, а также в безопасности питания имеет важное значение для стимулирования инноваций и развития, необходимого для достижения целей внешней политики США и целей развития на африканском континенте.

Чтобы сохранить свое глобальное лидерство на стратегически важном континенте, Соединенные Штаты должны учитывать приоритетность устойчивой технической помощи по обеспечению водой и тем самым поддерживать благоприятную санитарную ситуацию и рост сельского хозяйства. США также должны продолжать искать способы углубления отношений с африканскими партнерами. Одновременно США и их союзники должны работать через международные институты для стимулирования Китая к принятию политики, которая касается общих глобальных целей в области экономического развития, безопасности и благосостояния людей.

Соединенные Штаты на протяжении десятилетий были одним из самых важных партнеров африканских стран, однако новые тенденции меняют существующий статус-кво. В частности, инвестиции Китая в зарубежные страны значительно выросли за последние два десятилетия, благодаря чему он начинает принципиально менять физический и политический ландшафт континента.

Определить объем растущих инвестиций Китая сложно, так как их бюрократическая структура зачастую непрозрачна, а центральное правительство китайского государства не предает эти данные широкой огласке. Однако некоторые недавние исследования демонстрируют неявные, но увеличивающиеся экономические связи между Африкой и Китаем. Эти связи включают значительные усилия по расширению торговых отношений и увеличивают прямые инвестиции в инфраструктуру, такую как плотины гидроэлектростанций и др. Хотя Экспортно-импортный банк Китая еще не превысил Всемирный банк по ежегодным инвестициям в Африку, но если тенденции сохранятся, то это можно  ожидать в ближайшем будущем.

Присутствие Пекина в Африке возросло и будет сохраняться, потому что это чрезвычайно привлекательно и для Китая, и для многих африканских государств. Некоторые страны имеют непреодолимое желание развивать партнерство с Китаем из-за значительной и срочной необходимости в инфраструктуре, которую Китай готов финансировать. Многие страны также верят, что деньги, выделяемые на проекты Китаем, более доступны, чем западные кредиты, в том числе и в плане условий.

Для Китая прогнозируемая критическая нехватка природных ресурсов и необходимость расширения мирового спроса на китайские товары делают Африку стратегически важной целью для инвестиций. Соединенные Штаты должны признать эту новую реальность и скорректировать свою стратегию в Африке по двум причинам.

Во-первых, хотя финансирование от Китая получить легче, чем кредиты от других стран, условия кредитов, которыми оперируют западные страны оттачивались на протяжении более чем 50 лет с целью обеспечения долгосрочного устойчивого развития. Для сравнения, некоторые официальные лица США подвергли критике нынешнюю китайскую модель развития как «хищную и неустойчивую», оставляющую стратегические ресурсы и инфраструктуру африканских стран подверженными эксплуатации и экспроприации.

Во-вторых, как отметил Джон Болтон в своем заявлении по инициативе администрации под названием «Процветающая Африка», присутствие Китая в Африке представляет стратегическую проблему для Соединенных Штатов.

По мере того как развиваются африканские страны, они становятся потенциально существенными экономическими партнерами для США.

Поэтому, Соединенные Штаты должны будут адаптировать свою стратегию в Африке, чтобы обеспечить себе место в качестве перспективного основного торгового партнера и достичь своих целей в области внешней политики и развития в регионе.

Потребности в развитии Африки

Африканский банк развития (АБР) считает, что континент нуждается в 130-170 млрд долларов в год на новую инфраструктуру для удовлетворения его потребности в развитии. И это учитывая, что ежегодно на рынок труда на континенте выходит 12 млн молодых африканцев.

Для компенсации этого разрыва требуется финансирование в размере от 67,6 до 107,5 млрд долларов, даже после рассмотрения всех обязательств по донорскому финансированию. Насущные потребности не могут быть удовлетворены без привлечения большего количества частного капитала или предоставления помощи в целях развития. В частности, ненадежный доступ к воде, санитария, здравоохранение и сельскохозяйственное производство последовательно определяются как ограничивающие факторы в экономической производительности Африки и как факторы, способствующие  возникновению насильственных конфликтов.

Таким образом, данная возможность, является важной для Соединенных Штатов – страны, которая обладает обширным сельскохозяйственным опытом и историей успешного формирования продовольственной безопасности, даже учитывая растущие финансовые интересы Китая.

42.39MB | MySQL:89 | 0,859sec