Ситуация в Сомали: апрель 2007 года

Практически все без исключения события в Сомали в апреле были связаны с противостоянием между исламистами из Высшего исламского совета Сомали (ВИСС) и полевыми командирами некоторых племен, в частности, Хавийя, с одной стороны, и формированиями переходного правительства, эфиопскими войсками и африканскими миротворцами — с другой. В ходе этого противостояния погибли тысячи человек.

3 апреля идеалисты или стремящиеся казаться такими в лице представителей США, Европейского союза (ЕС) и Африканского союза (АС) на встрече в Каире в рамках Международной контактной группы по Сомали (МКГС) предложили Эфиопии, сыгравшей решающую роль в военном разгроме формирований ВИСС в декабре 2006 г., «как можно быстрее» вывести свои войска из Сомали. Одновременно переходным властям этой страны было рекомендовано начать диалог — вопрос, с кем? — чтобы прекратить вооруженное противостояние в Сомали.

При этом госсекретарь МИДа Норвегии Раймонд Йохансен противоречил сам себе, утверждая, что эфиопские войска не должны оставлять после себя вакуум, они должны уйти только после того, как их заменят африканские миротворцы. Он, понятно, не знал того, что известно абсолютно всем: в настоящее время численность контингента Африканских сил по поддержанию мира в Сомали (АМИСОМ) составляет всего 1,5 тыс. человек (главным образом военнослужащих из Уганды) вместо 8 тыс., и его усиление в ближайшее время вряд ли состоится. Он же предложил переходным властям Сомали «начать процесс всеобъемлющего примирения», в котором, по его мнению, должны принимать участие все составляющие сомалийского общества. Таким образом, представитель далекой северной страны фактически подталкивал Могадишо на примирение с исламистами, забыв спросить у последних, а надо ли это им? При этом он утверждал, что главной задачей встречи в Каире является достижение договоренностей о прекращении огня в Могадишо.

Главными «героями» на этой встрече выглядели американцы в лице помощника госсекретаря США по африканским делам Д. Фрезер, которая сомалийцев, что им нужно делать в своей стране. Это выглядело, мягко говоря, смешно. Достаточно вспомнить спешный вывод американских войск из этой страны после провалившейся миротворческой операции в 1993 г., а также военные «успехи» США в Ираке.

Такую же двуличную позицию на встрече в Каире заняла Лига арабских государств (ЛАГ) в лице ее генерального секретаря Амра Мусы. Но это не вызвало удивления — ведь ЛАГ никогда особенно не поддерживала борьбу с терроризмом, если в роли борцов выступали не арабы, а в роли террористов — арабы.

3 апреля Эритрея, поддерживавшая в ходе конфликта в Сомали ВИСС, подвергла резкой критике Уганду. Она потребовала вывода ее солдат из Сомали, где они пока в одиночку представляли АМИСОМ. Несколько дней спустя с таким же требованием выступил вице-премьер Сомали Хусейн Айдид. Однако позиция этого известного полевого командира, формально входящего в переходное правительство, понятна. Вывод эфиопских войск предоставил бы ему возможность «половить рыбу в мутной воде» и, возможно, получить значительные политические дивиденды. Примечательно, что это заявление прозвучало из столицы Эритреи, которая давно является заклятым противником христианской Эфиопии.

Там же — случайно или неслучайно — в компании с Айдидом оказались ранее бывший вторым лицом в ВИСС шейх Шариф Шейх Ахмед и известный своими симпатиями к исламистам бывший спикер переходного парламента Шариф Хасан Шейх Аден. Последний был смещен со своего поста после того, когда стало известно, что он без согласия на то правительства установил контакты с ВИСС. Как он утверждал, этот его шаг был направлен на достижение политического урегулирования в стране.

Уже 7 апреля Сомали с внезапным визитом посетила Д. Фрезер. Несколько часов она провела в городе Байдоа в 250 км к северо-западу от Могадишо, где в течение нескольких лет базировались временное правительство и парламент Сомали. Ее визит именно в Байдоа, судя по всему, объяснялся отсутствием элементарных условий безопасности в Могадишо, куда не так давно перебрались органы госвласти Сомали. В Байдоа Фрезер встретилась, в частности, с временным президентом Сомали Абдуллахи Юсуфом Ахмедом, премьер-министром Али Мохаммедом Геди и спикером парламента Аденом Мохаммедом Нуром. Вопреки тому, что она говорила в Каире, в Сомали Фрезер была вынуждена признать, что эта страна «превратилась в убежище для террористов».

Также 7 апреля напомнили о себе сомалийские пираты, на этот раз — акцией, направленной на придание им некоего положительного имиджа. В тот день они отпустили два ранее захваченных ими торговых судна, одно из которых было зафрахтовано Всемирной продовольственной программой ООН. Тем не менее имеется неподтвержденная информация, что владельцы судов были вынуждены заплатить «добрым» пиратам выкуп.

По имеющимся данным, пиратством в прибрежной зоне Сомали занимаются оставшиеся без работы бывшие моряки из ВМС этой страны, а также бывшие рыбаки. На время, когда во второй половине 2006 г. к власти в Сомали пришел ВИСС, пираты практически исчезли из поля зрения. Они возобновили свою активность после падения режима ВИСС, правда, с меньшей активностью. Тем не менее пиратская активность препятствует доставке в Сомали гуманитарных грузов.

С учетом нестабильной обстановки в Сомали Аддис-Абеба 9 апреля приняла решение перевести свыше 40 человек разных национальностей, задержанных в соседней стране по подозрению в причастности к террористической деятельности, на территорию Эфиопии. Позднее 29 из них были освобождены эфиопским судом, который признал собранные против них улики недостаточными.

Возможно, этот шаг был сделан под давлением международной правозащитной организации «Хьюман райтс уотч», которая ранее выступила с заявлением о существовании международной программы тайного заключения под стражу сомалийцев, подозревавшихся в связях с радикальными исламистскими организациями. Утверждалось, что в реализации этой программы участвуют Кения, Эфиопия, США и переходное правительство Сомали. Со своей стороны, Эфиопия уведомила об арестах все заинтересованные страны, откуда вышли арестованные. Согласно главе МИДа Эфиопии, в событиях в Сомали оказались замешаны исламисты из 17 стран.

Общая нестабильность в стране привела к тому, что к середине апреля возобновились столкновения между рядом сомалийских кланов — основных движителей гражданской войны, начавшейся в стране еще в 1991 г. Так, в городе Динсор свели старые счеты кланы Гелидли и Аджуран. Столкновения между двумя сторонами, применившими тяжелое оружие, привели только за один день к гибели 18 человек.

23 апреля США обвинили Эритрею в том, что она подогревает конфликт в Сомали, поставляя повстанцам деньги и оружие, а также обучая боевиков и поставляя им военных советников.

25 апреля эхо войны в Сомали докатилось до Эфиопии: боевики из Национального фронта освобождения Огадена (НФОО) атаковали район нефтедобычи на востоке страны. В результате атаки погибли 9 китайских и 65 эфиопских рабочих. Аддис-Абеба тут же обвинила в организации этой атаки Асмэру.

Тем временем в третьей декаде апреля после примерно 20 дней затишья бои в Могадишо вспыхнули с новой силой. Возобновление боев стало поводом для Эритреи объявить о своем выходе из Межправительственной группы по развитию (ИГАД), объединяющей семь стран Восточной Африки. Этот шаг Асмэры еще больше снизил шансы на начало диалога между противоборствующими в Сомали сторонами. Одновременно Эритрея обвинила председательствующую в ИГАД Кению в том, что та поддерживает действия Эфиопии в Сомали.

На фоне событий в Сомали Пентагон ускорил консультации со странами Африки по вопросу о возможном размещении штаба планируемого к развертыванию так называемого Африканского командования (Африком). Пока американские военные не приняли решения на этот счет, тем не менее уже известно, что Африком начнет развертываться в сентябре с.г. и через год будет готов к военным операциям.

Решено также, что штаб Африком обязательно будет базироваться в одной из стран Африки. Возможно, на будущее место дислокации штаба укажет маршрут африканского турне заместителя шефа Пентагона по политическим делам Райана Генри. С 15 по 21 апреля он посетил Нигерию, ЮАР, Кению, Эфиопию, Гану и Сенегал. Последнюю франкоязычную страну, как представляется, можно исключить из списка «претендентов» на принятие штаба Африком, поскольку вряд ли американцы захотят получить языковую проблему.

По версии Генри, создание Африком не повлечет за собой увеличения численности американских войск на континенте, равно как и рост военной помощи африканским государствам. Речь также не идет ни о парировании некоего китайского присутствия в Африке, ни о попытке поставить под контроль нефтяные запасы континента. Генри утверждал, что главной задачей Африком станет «налаживание отношений партнерства» с африканскими странами, а «не ведение войны».

Ранее отмечалось, что принятое в феврале решение Вашингтона создать Африком стало следствием проникновения «Аль-Каиды» в ряд стран континента, в частности, в Сомали.

В настоящее время США располагают в Восточной Африке одной военной базой. Она находится в Джибути, где развернут американский контингент численностью около 1700 солдат. С этой базы США поддержали наступление эфиопских военных в Сомали.

52.23MB | MySQL:103 | 0,624sec