О развитии политической ситуации в Тунисе на фоне ухудшения состояния здоровья президента

Состояние здоровья находящегося в госпитале 93-летнего президента Туниса Бежи Каида эс-Себси является стабильным. Об этом тунисский министр туризма и ремесла Ронни Трабелси сообщил в пятницу 28 июня в эфире французского телеканала «Си-ньюс». «Президент был госпитализирован рано утром в четверг. Нам известно, что до этого он госпитализировался в предыдущий уикенд. В настоящее время его состояние стабильное, ему оказывается медицинская помощь», — сказал министр. Он добавил, что тунисский народ любит своего президента и подчеркнул, что надеется, что «состояние его здоровья улучшится и мы его в самое ближайшее время увидим». «Президенту 93 года. Ходит много слухов [о его кончине], но могу вас заверить на основании данных из надежного источника, что президент по-прежнему находится на излечении в военном госпитале Туниса», — сказал Трабелси. «В настоящее время никакого безвластия в стране нет, правительство выполняет свои функции — согласно законам управление страной осуществляет премьер-министр», — сказал Трабелси. «Тунис — парламентская страна и управление ею осуществляется хорошо, демократический процесс проходит нормально, ничто не может дестабилизировать нас», — добавил он, отметив, что «Тунис подобен хорошему боксеру, способному переносить получаемые тяжелые удары».  Министр выразил уверенность, что Бежи Каид эс-Себси (БКЭ) «сможет находиться на своем посту до следующих президентских выборов в стране (ноябрь 2019 г. — прим. ТАСС)». «Это сильный человек, всегда стремящийся к достижению выбранных целей», — сказал Трабелси. Он опроверг слухи, что госпитализация была проведена после того, как президент узнал о терактах в Тунисе 27 июня, что якобы вызвало у него шок: «Госпитализация была проведена до терактов». В результате двух взрывов в столице республики тогда погиб полицейский, восемь человек были ранены.  Сразу же после госпитализации президента состоялось и экстренное заседание Ассамблеи народных представителей (парламента) Туниса под руководством спикера Мухаммеда ан-Насера и с участием руководителей всех политических фракций. Об этом сообщило информационное агентство страны «Тунис Африк Пресс» (ТАП). На повестке обсуждения — два вопроса: состояние здоровья 92-летнего президента Бежи Каида эс-Себси, который несколько часов назад был экстренно госпитализирован в военный госпиталь в связи с резким ухудшением самочувствия, и совершенный утром в столице двойной теракт. По информации президентской канцелярии, эс-Себси находится «в стабильном состоянии, врачи проводят медицинские обследования». Информацию о кончине президента его советники категорически опровергли. «Я навестил президента в больнице, и пора уже прекратить спекулировать на слухах о его смерти», — заявил со своей стороны премьер-министр Туниса Юсеф Шахед.

Кроме того, утром в столице с небольшой разницей во времени прогремело два взрыва. Оба были совершены смертниками и нацелены против сотрудников полиции. Как сообщило МВД страны, в результате первого взрыва, прогремевшего рядом с патрульной машиной в 100 метрах от посольства Франции на центральной улице Шарль де-Голль, погиб полицейский. Второй теракт был осуществлен некоторое время спустя на парковке Национального контртеррористического управления. В результате этих атак пострадали девять человек. В связи с обстановкой в стране, передает ТАП, в международном аэропорту Туниса приняты чрезвычайные меры безопасности. В 2015 году по Тунису прокатилась волна организованных террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ) терактов. Тогда в столице 18 марта боевики ворвались в Национальный музей Бардо и открыли огонь по людям, в результате чего погибли более 20 человек. Через три месяца, 26 июня, в курортном городе Сус был совершен крупнейший за всю историю Туниса теракт, когда экстремист расстрелял 38 постояльцев отеля Riu Imperial Marhaba («Риу Империал Мархаба»). 24 ноября того же года в стране был введен режим чрезвычайного положения после взрыва в центре столицы страны неподалеку от зданий министерств внутренних дел и туризма. Тогда в результате атаки террориста-смертника на автобус с президентской охраной погибли 13 человек, еще 20 получили ранения. В тот же день глава государства объявил о введении чрезвычайных мер на 30 дней, после чего ЧП продлевалось каждые три месяца. В конце октября прошлого года смертница подорвала себя на проспекте Хабиба Бургибы. В этой вылазке никто, кроме нее, не погиб, пострадали около 20 человек, главным образом стражи порядка. В связи с терактами отметим, что опять же ответственность на себя традиционно взяла местная ИГ, но в реальности в природе всех этих проявлений надо полагать самые серьезные противоречия между властями (и МВД в первую голову) и тунисскими контрабандистами. И всякую активизацию террористической активности якобы джихадистов (в этом случае они вполне могут работать по заказу и «в темную») надо оценивать прежде всего с точки зрения именно противоядий между властями и контрабандистами топливом из соседней Ливии.

С «неожиданным» (это в 92 года!!!) приступом президента дело обстоит немного другим образом. Этот случай может смешать весь ход предвыборной кампании, которая уже идет в Тунисе полным ходом. И интересно, что в отличие от ситуации  еще на начало года, к этой гонке помимо нынешнего премьера Ю.Шахеда и сына БСЭ Хафеда, активно включились и иные силы, которые позиционируют себя, как прозападный фланг тунисской политики. В этом контексте прежде всего надо иметь ввиду главу крупнейший медиакомпании страны  Nessma TV Набиля Каруи, который уже входит в число фаворитов после вступления в президентскую гонку 28 мая. Он уже работает в поисках доступа к окружению президента Франции Эммануэля Макрона, и при этом  премьер-министр Юсеф Шахед и исламистская партия «Ан-Нахда» также прилагают усилия именно на этом направлении. Согласно ряду источников, Каруи не просто попросил известного французского лоббиста О.Конселя заниматься его личной пропагандой во французских СМИ, но также нанял парижское PR-агентство, возглавляемое бывшим тележурналистом (TF1, France 2) и боссом BFM Radio Жан-Люком Мано, для организации своих личных встреч с советником Макрона по иностранным делам Эммануэлем Бонном, генеральным секретарем Алексисом Колером и председателем Сената Джерардом Ларчером. Национальный комитет советников по внешней торговле (CNCCEF) является еще одной целью для Каруи в рамках укрепления своих отношений с французским деловым миром. Кроме того, Карауи уже договорился о серьезных интервью по крайней мере с двумя ежедневными газетами, L’Opinion (правый фланг французской политики)  и Liberation (социалисты).

Ровно на том же французском направлении Ю.Шахед также активизировал свою  лоббистскую кампанию в Париже. Бизнесмен Карим Гуэллати, живущий в Париже и близкий к партии премьер-министра, уже контактировал в этой связи с несколькими потенциальными французскими операторами по связям с общественностью. Работать в интересах Ю.Шахеда уже согласился Тьерри Соссез, бывший председатель и главный исполнительный директор Image et Strategie и глава информационной службы правительства (SIG), и ESL & Network  Жан-Давида Левитта. Интересно, что официальные контакты с ними пока еще не подписаны, что свидетельствует о дефиците средств в партии премьер-министра Туниса.  Ю.Шахед, который считался до мая с.г. приоритетным кандидатом на должность президента, сейчас явно теряет в рамках своей электоральной поддержки на фоне проблем в экономике. В этой связи логичным выглядит желание премьера как можно быстрее запустить в реальную плоскость крупные инфраструктурные проекты.  Одними из главных операторов проекта  являются близкие к премьеру братья Рауф и Махер Бушамауи, чья компания  Bouchamaoui Industries уже активно участвует в Южно-тунисском газовом проекте (STGP). В этой связи отметим, что она недавно  выиграла контракт на 67 млн динаров на строительство газопровода между Морнагией в юго-западных пригородах Туниса и Бежей. Этот проект, который финансируется Саудовским фондом развития (SDF), является частью более крупного проекта по прокладке газопровода в город Дахмани, соединяющего Северо-Запад Туниса с газораспределительной сетью. STEG заключила этот контракт после отмены неблагоприятного решения комиссии по контролю и аудиту контрактов государственного сектора. Это решение продавил лично премьер,  что лишь доказывает его приоритетность для Юсуфа Шахеда, который  готовится участвовать в президентских выборах в конце года.

Исламская партия  «Ан-Нахда», которая является ключевым союзником для любого потенциального кандидата в президенты Туниса, пока не обозначила своего кандидата на президентских выборах, предпочитая вместо этого сосредоточиться на октябрьских парламентских выборах. Но исламистская партия, на которую в Париже традиционно смотрят неблагоприятно, пытается улучшить там свой имидж. Это стало причиной визита в середине мая его председателя Рашида Ганнуши, в ходе которого он встретился с группой чиновников из  МИД Франции и советниками президента в Елисейском дворце. Согласно ряду источников, эту поездку курировал француз Берсон-Марстеллер, которого полагают основным  лоббистом «Ан-Нахды». Но партия также использует менее формальные сети. Бизнесмен Лотфи Бел Хаджи, который тесно связан с «Ан-Нахдой» и активно работает в Африке, в частности, через Zamarat Mining, уже начал использовать свои связи во французской  прессе в рамках создания для тунисских исламистов положительного имиджа.

В этой связи отметим, что решение Набиля Каруи баллотироваться в президенты было очень серьезно воспринято лидерами основных политических партий еще до того, как появились своевременные результаты опроса общественного мнения. А они появились как раз тогда, когда его заявка на пост президента уже была официально объявлена, и отдали этому кандидату сразу же  25-30% голосов. Бизнесмен Карауи не имеет поддержки ни одной партии, но уже давно играет ведущую внутриполитическую роль. Он долгое время был близок к Беджи Каиду эс-Себси и был одним из архитекторов соглашения с «Ан-Нахдой», которое структурировало тунисскую политическую сцену между 2014 и 2017 годами. У него есть два главных козыря. Первым, конечно, является Nessma TV, в число акционеров которой входит группа Mediaset, принадлежащая бывшему премьер-министру Италии Сильвио Берлускони, и известный кинопродюсер Тарак Бен Аммар. Nessma TV, который была снята с эфира в апреле с.г. независимым вещательным органом HAICA за «вещание без юридического разрешения», смогла возобновить передачи после принятия обязательства «упорядочить свою позицию». Другой козырь Каруи — это его ассоциация «Халил Тунис», которая через сеть своих филиалов по всему Тунису занимается распределением  помощи в натуральном виде для беднейших слоев населения в стране. Что, естественно, широко освещается в репортажах  телевизионной программы с таким же названием, которая регулярно транслирует Nessma TV. До 11 июня Каруи представлял это шоу лично, поднимая тем самым свою популярность и совершая этой связи многочисленные визиты по всем провинциям Туниса. В этой связи отметим, что эта активность уже вызвала озабоченность у его ведущих политических оппонентов, которые внесли  11 июня через Ассамблею представителей народа (АРП) внесла поправку в закон «О выборах», которая запрещает всем руководителям ассоциаций участвовать в выборах. И в случае принятия такого закона Карауи необходимо будет официально уходить с поста руководителя  «Халил Тунис», что в принципе вряд ли сможет изменить каким-то кардинальным образом уровень его электоральной поддержки.

62.87MB | MySQL:102 | 0,541sec