Новые оценки опасности «Хизбаллы» для Германии

Опубликованный в четверг Федеральной службой защиты конституции ФРГ отчет за 2018 г. касается и такой острой для Германии темы, как влияние в стране ливанской шиитской группировки «Хизбалла». Важность этой проблемы определяется тем, что несмотря на позицию США и Израиля, а также сравнительно недавно трансформировавшийся подход Великобритании, федеральное правительство не стремится заявить о равной опасности боевого и политического крыла движения, продолжая проводить искусственное различие между ними.

В докладе «Хизбалла», как и в аналогичных публикациях, появляющихся на уровне федеральных земель, ставится в один ряд с ХАМАСом на основании идеологии ненависти к Израилю, а также использовании насилия и терроризма в качестве методов борьбы. При этом в отличие, скажем, от «Аль-Каиды» (запрещена в России), их опасность рассматривается как локальная, а не глобальная. В отчете за 2018 г. о «Хизбалле» упоминается как о «исламистской террористической группировке» без оговорки о наличие у нее легального политического крыла. Кроме того, в разделе, посвященном шито-суннитскому противостоянию на Ближнем Востоке «Хизбалла» называется союзником Ирана, который, используя нестабильность в регионе, подрывает в Ливане «хрупкий баланс сил между этническими группами и конфессиями».

Переходя к т.н. «исламистской сцене ФРГ», если использовать терминологию самого документа, авторы не включают «Хизбаллу» в список наиболее опасных группировок, несмотря на то, что число ее сторонников за год увеличилось на 100 человек, чего не фиксировалось на протяжении 2016-2017 гг. В тексте утверждается, что она продолжает планировать теракты против Израиля и израильтян не только на Ближнем Востоке, но и за его пределами. Помимо этого во враждебной риторике ее представителей открыто ставится под сомнение право Израиля на существование, что напрямую противоречит Германской приверженности принципу обеспечения безопасности Государства Израиль, зафиксированной на двухстороннем уровне между Берлином и Иерусалимом, а также в коалиционных соглашениях германского правительства. Отсюда возникает вопрос, по каким причинам ФРГ старательно избегает признания террористического характера всей группировки?

Одним из последних примеров острых внутриполитических дебатов по этой теме стала резолюция правой оппозиционной партии «Альтернатива для Германии», внесенная в Бундестаг в начале июня и провалившаяся там. Особенно примечательно, что для аргументации своей позиции АдГ использовала те же факты, что и отчет Федеральной службой защиты Конституции, частично дополнив их. Так, партия настаивает, что легализация политического крыла движения создает основания для его участия в организованной преступности на территории ФРГ, а именно в торговле наркотиками и отмывании денег.

С точки зрения опасности «Хизбаллы» важен также процесс сбора средств. В опубликованном в четверг отчете говорится, что основной формой являются пожертвования, при этом никаких конкретных данных на этот счет не приводится. Гораздо более подробен аналогичный доклад за 2018 г., представленный недавно Бремена. Там также не называются конкретные суммы собранных средств, однако, более подробно расписана организационная структура. Так, точкой притяжения сторонников ливанской группировки является Общественный центр Аль-Мустафа, который занимается организацией различных мероприятий. Важно отметить, что при наличии в Бремене порядка 60 последователей «Хизбаллы», посещающих Центр на постоянной основе, отдельные события могут привлечь туда до 800 человек.

Также Центра Аль-Мустафа стал своего рода преемником немецкой НКО Weisenkinderproekt Lebanon, в 2014 г. запрещенной по решению министра внутренних дел и ликвидированной в 2015 г. Организация вела сбор средств для детей-сирот умерших боевиков «Хизбаллы». Сейчас израильские СМИ обращают особое внимание на то, что у Центра Аль-Мустафа также много проектов, ориентированных на детей. При этом на фото с мероприятий они в форме группировки и под ее флагом.

Несмотря на все приведенные доводы, Бундестаг отказался принимать резолюцию о полном запрете ливанской группировки. Вместо этого в ходе заседания критике подверглась АдГ, которую попытались уличить в лицемерии и попытке сокрыть за исламским антисемитизмом свой собственный. На партию обрушились с критикой как коалиционные партии, особенно СДПГ, так и те, что не входят в правительство. К примеру, К.Фоглер из Левой партии заявила о «краже 38 минут ценного времени для обсуждения технически слабого и политически прозрачного движения».

В целом запрет «Хизбаллы» в ФРГ пока не считается политически правильным решением по разным соображениям. С одной стороны, на фоне постепенного завершения карьеры федерального канцлера А.Меркель ужесточилась внутренняя борьба различных фракций, при этом многие из них видят в АдГ угрозу, а потому блокируют все ее законодательные инициативы. Вместе с тем то, что неблагоприятно для партии не обязательно негативно скажется на самой тенденции. Так, ранее активность АдГ против движения по бойкоту Израиля все же побудила немецких парламентариев к действиям. С другой стороны, Германия явно опасается усугубить свое положение в Ближневосточном регионе и в ЕС принятием одностороннего решения без полной поддержки Брюсселя. Хотя такой аргумент, присущий главным образом блоку ХДС/ХСС также частично мотивирован внутриполитической ситуацией, где необходимо соблюсти баланс двух интересов: противостояния оппозиции и смягчения критики представителей еврейских общин ФРГ.

62.82MB | MySQL:102 | 0,512sec