Атака в Сирии: первые оценки и интересы Израиля

В ночь на понедельник территория Сирии подверглась масштабной атаке, ответственность за которую местные источники, а затем и мировые СМИ возложили на Израиль. НПО Syrian Observatory for Human Rights (SOHR), базирующаяся в Лондоне, на обзор которой ссылаются практически все журналисты при оценке последствий случившегося, отметила, что удар был нанесен по 10 целям в Хомсе и пригородах Дамаска, связанным с сирийской армией, Ираном и ливанской «Хизбаллой». В их числе научно-исследовательский центр в Джамрае, штаб-квартира Корпуса стражей исламской революции (КСИР) на базе 91-й бригады сирийской армии, многочисленные позиции «Хизбаллы». Кроме того, сообщается о большом ущербе и жертвах среди гражданского населения.

Говоря о ситуации на сирийско-израильском треке, нельзя не отметить, что инцидент имеет потенциал для усиления напряженности между Иерусалимом и Дамаском, поскольку есть жертвы среди мирных жителей, а целями атаки стали объекты, связанные с сирийским режимом. Президент Б.Асад на протяжении всей гражданской войны в Сирии не переставал считать Израиль одним из главных противников,  не способствовало снижению напряженности признание США израильского суверенитета над Голанами. Важно и то, что режим Б.Асада подвергался жесткой критике за химические атаки против мирного населения, а после инцидента в Восточной в апереле 2018 г. по правительственным силам был нанесен удар коалиции США, Франции и Великобритании.  Вместе с тем оценки Израиля, если он и стоит за атакой, судя по всему, таковы, что сирийский режим пока слишком слаб, чтобы инициировать самостоятельную борьбу. В этой связи речь главным образом идет о демонстрации Дамаску его уязвимости.

Об уязвимости стоит сказать отдельно, учитывая, что в воскресенье ЦАХАЛ сообщил, что располагает данными со спутников, которые свидетельствуют о завершении работы над созданием системы сирийской ПРО и вводе в эксплуатацию систем С-300. Также необходимо упомянуть, что на протяжении трех недель израильские пилоты гражданской авиации жаловались на сбои систем GPS в аэропорту Бен-Гурион, расследованием которых занимается Управление гражданской авиации и Управление аэропортов. Каких либо официальных заявлений в связи с ходом проверки со стороны названных ведомств пока не прозвучало. Вместе с тем, согласно публикации газеты Haaretz, появившейся за несколько дней до атаки на САР, со ссылкой на источники в ЦАХАЛе утверждается, что за сбоями, препятствующими нормальной работе при взлете и посадке могут стоять российские системы, дислоцированные на территории Сирии или в Средиземном море. При этом от оценок, намеренное ли это действие или побочный эффект, издание и его источники воздерживаются. Разумеется, речь не идет о том, что в предполагаемой атаке в ночь на понедельник Израиль наносил удар по российским системам радиоэлектронной борьбы. Если и была попытка что-то продемонстрировать Москве, то это ограниченность ее влияния на региональных игроков. И если Россия не может добиться ликвидации иранского присутствия в Сирии, то не сможет и воздействовать на Израиль, убедив его отказаться от «красных линий».

Впрочем, на основании ряда факторов, можно утверждать, что основная задача атаки, если за ней стоит Израиль, заключалась в новом раунде противостояния Ирану и «Хизбалле». Еще в начале прошлой недели в израильских СМИ со ссылкой на SOHR сообщалось об организованной ранее в июне атаке израильских истребителей по позициям «Хизбаллы» на сирийской части Голан. Мало того, уже в тех публикациях содержалась информация о том, что сирийские правительственные силы поддерживают группировку, выполняя ее задания, включая шпионаж за Израилем. После атаки в ночь на понедельник обозреватель Yedioth Ahronoth Р.Бен-Ишай, проанализировав все имеющиеся данные и мнение экспертов, пришел к выводу, что осуществляется борьба с иранской системой снабжения «Хизбаллы» ракетами, которыми группировка воспользуется в случае войны с Израилем. При этом речь идет об объектах, используемых с тех пор, как под давлением России, на которую, в свою очередь, воздействовал Израиль, Иран был вынужден отказаться от использования позиций в районе аэропорта Дамаска.

Таким образом, основную опасность на северном фронте Израиль связывает, суда по всему, с Ливаном, не исключая любые сценарии конфликта от ассиметричного с «Хизбаллой» до полномасштабного межгосударственного, в котором группировка все равно будет играть ключевую роль, выступая в качестве основной ударной силы на местах, и подталкивая к нужным решениям правительство. Готовясь к этому, ЦАХАЛ проводит превентивную операцию в духе «Северного щита», ориентированного на уничтожение террористических туннелей. Однако специфика целей мешает вести борьбу открыто. Россия и режим Б.Асада при этом получают предупреждение. Сирийцы вызывают явное недовольство Израиля сотрудничеством с Ираном и его прокси, а Россия тем, что не может ограничить иранское влияние.

52.25MB | MySQL:103 | 0,479sec