Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7-13 мая 2007 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Турции, Афганистане и Пакистане. Турецкий парламент 10 мая принял пакет поправок к конституции страны, главной из которых является изменение порядка избрания президента республики. Сенат Афганистана одобрил проект «Закона о народном единстве», предусматривающий прямые переговоры с оппозиционным радикальным исламистским движением «Талибан». В пакистанском Карачи произошли крупнейшие в стране за последнее время кровопролитные массовые беспорядки.

Министры иностранных дел Египта, Иордании и Израиля провели 11 мая в Каире переговоры по арабской мирной инициативе. Это стало первой встречей арабской рабочей группы с израильтянами по обсуждению плана арабо-израильского урегулирования, предложенного саммитом ЛАГ в Эр-Рияде в марте с. г. Глава МИД Израиля Ц. Ливни назвала прошедшую встречу «важной» и «исторической». Переговорам министров предшествовала беседа Ц. Ливни с президентом АРЕ Х. Мубараком, в ходе которой он подчеркнул, что арабская сторона решила не откладывать обсуждение мирной инициативы, несмотря на сложную политическую ситуацию в Израиле.

Вице-президент США Д. Чейни на прошедшей неделе посетил Ирак, ОАЭ, Саудовскую Аравию и Египет. Чейни стремился убедить арабских лидеров занять более жесткую позицию в отношении иранской ядерной программы и активнее поддержать американские усилия по стабилизации обстановки в Ираке. Д. Чейни также посетит Иорданию.

Парламент Турции, где большинство мест принадлежит исламистски ориентированной Партии справедливости и развития (ПСР), 9 мая официально прекратил процедуру избрания нового президента страны по причине отсутствия кандидата. На этот пост претендовал выдвиженец ПСР глава МИДа А. Гюль, но он был вынужден снять свою кандидатуру из-за бойкота выборов депутатами от оппозиции. На следующий день парламентарии приняли пакет поправок к конституции, предусматривающий, в частности, избрание президента республики путем всенародного голосования сроком на 5 лет, а парламентские выборы будут проводить каждые четыре года. Действующий глава государства А. Н. Сезер выступил против принятых поправок, считая, что политическая ситуация в стране не вполне подходит для внесения столь серьезных изменений в основной закон. По конституции президент имеет право наложить вето на любое решение законодателей. Однако руководство ПСР уже заявило, что в этом случае конституционные поправки будут вынесены в парламент на повторное голосование. Отметим, что 22 июля с. г. в Турции должны пройти досрочные парламентские выборы. 13 мая в стране прошли новые массовые манифестации противников исламизации политической и общественной жизни. В них участвовали до 1,5 млн человек.

Турецкая армия проводит крупные войсковые операции против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии на юго-востоке страны вблизи границы с Ираком. В них задействовано свыше 20 тыс. военнослужащих.

В рамках планов модернизации национальных ВС Турция подписала контракт с американской компанией «Локхид Мартин» на приобретение 30 истребителей F-16, которые будут собираться на турецком предприятии.

Одобренный сенатом Афганистана проект «Закона о народном единстве» предусматривает не только прямые переговоры с движением «Талибан», но и призывает войска международной коалиции не вести боевые действия против него без крайней необходимости, делает различие между «Талибан», с одной стороны, и «врагами Афганистана» — «Аль-Каидой» и пакистанскими боевиками, с другой. Законопроект требует от командования сил коалиции согласовывать свою деятельность на территории страны с местными властями, военными и полицией. Предполагается принятие плана вывода иностранных войск из Афганистана после того, как местные армия и полиция будут способны к самостоятельным действиям. По оценке экспертов, сенатский законопроект отражает рост недовольства афганского населения увеличением числа жертв среди мирных жителей в результате боевых действий, в т. ч. от ошибочного применения силы иностранными войсками, а также разочарование афганцев неспособностью правительства улучшить условия их жизни и стабилизировать обстановку в стране. Законопроект должен быть принят нижней палатой парламента и утвержден президентом Афганистана Х. Карзаем. 12 мая афганский парламент проголосовал за недоверие министру иностранных дел Р. Д. Спанте. Официально депутаты выразили свое недовольство действиями МИДа по урегулированию ситуации, связанной с массовой депортацией Ираном афганских беженцев. Однако многие в Кабуле считают, что главная причина вотума недоверия Спанте заключается в его резко отрицательном отношении к ведению переговоров с талибами.

На минувшей неделе власти Афганистана сообщили о ликвидации муллы Дадуллы — одного из главарей талибских сил на юге страны.

12-13 мая в крупнейшем городе Пакистана Карачи произошли массовые столкновения между сторонниками правящего режима и оппозиции, приведшие к многочисленным жертвам (40 убитых, свыше 160 раненых) и значительному материальному ущербу. Произошедшее в Карачи, стало кульминацией событий, связанных с отставкой в марте с. г. главы верховного суда страны И. Чаудхри. Оппозиция считает, что Чаудхри был уволен по политическим причинам: Мушарраф перед всеобщими выборами, намеченными на конец 2007 г., решил назначить на пост верховного судьи более управляемого чиновника. В Карачи оппозиция намеревалась провести митинг с участием Чаудхри, что вызвало резкий протест со стороны приверженцев правящего режима. Итог известен. Для стабилизации обстановки в Карачи были введены войска. Вместе тем, П. Мушарраф отказался от введения в городе чрезвычайного положения.

На минувшей неделе Пакистан с официальным визитом впервые посетил генеральный секретарь НАТО Я. Де Хооп Схеффер. По итогам переговоров в Исламабаде стороны заявили о стремлении продолжать партнерство в борьбе с терроризмом и в интересах стабилизации ситуации в Афганистане.

Пакистан завершил установку заграждений на первом участке границы с Афганистаном в районе Южного Вазиристана. Общая длина этого участка 20 км. В Исламабаде твердо намерены продолжать работы по установке заграждений на границе, несмотря на недовольство этим в Кабуле.

Сложная обстановка сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. Палестинские экстремисты из сектора Газа не прекращали обстрелы ракетами «Кассам» израильской территории. 7 мая ВВС Израиля нанесли удар по транспортному средству боевиков в Газе. На Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) израильские войска продолжали активные мероприятия против палестинских террористов и экстремистов, что в ряде случаев приводило к вооруженным столкновениям. В то же время, по утверждению министра обороны А. Переца, ЦАХАЛ в ближайшее время не будет проводить масштабную операцию в секторе Газа, но военные получат больше прав на проведение «точечных ликвидаций» в ответ на ракетные обстрелы. По словам Переца, «прежде, чем объявлять об операции» или «начале войны, мы должны убедиться, что исчерпали другие средства».

Министр иностранных дел Ц. Ливни заявила, что создание Палестинского государства не исключает израильского ухода из некоторых районов ЗБРИ. Эти слова Ливни вызвали резкую негативную реакцию как у правой оппозиции, так и серди израильских левых.

11 мая в секторе Газа вспыхнули вооруженные столкновения между сторонниками ХАМАСа и ФТАХа – самые крупные после достижения соглашения о примирении между двумя движениями в феврале с. г. Это произошло через день после начала ХАМАСом и ФАТХом совместной операции по наведению порядка в палестинском анклаве. 13 мая в Газе произошли новые вооруженные столкновения между соперничающими группировками.

8 мая Кнессет (парламент) Израиля проголосовал против вотума недоверия правительству во главе с Э. Ольмертом.

Президент Сирии Б. Асад 10 мая выступил с программной речью перед новым составом Народного собрания (парламента). Он заявил, что нынешнее израильское правительство слишком слабое и не готово к установлению справедливого мира в регионе. Вместе с тем, Асад подтвердил готовность Дамаска к диалогу с Израилем без предварительных условий, т. к. «мир был и остается стратегическим выбором Сирии». Касаясь вопроса об учреждении трибунала международного характера по делу об убийстве бывшего ливанского премьер-министра Р. Харири, Б. Асад подчеркнул, что это «не касается Сирии», однако сирийцы продолжат взаимодействие со следственной комиссией ООН во главе с С. Браммерцем.

Президент США Дж. Буш 10 мая продлил еще на год односторонние американские санкции в отношении САР, введенные в 2004 г. Санкции предусматривают полный запрет на продажу оружия и двойных технологий, запрет на ряд финансовых операций и транспортное сообщение. По словам госсекретаря К. Райс, Сирия продолжает оставаться главным спонсором терроризма, причастна к конфликту в Ираке и событиям в Ливане.

В докладе генерального секретаря ООН Пан Ги Муна Совету Безопасности говорится, что в Ливан через сирийскую границу происходит регулярная передача оружия для боевиков группировки «Хизбалла». При этом генсек ООН ссылается на «детализированные и состоятельные» сообщения из Израиля. Пан Ги Мун обеспокоен тем, что политический кризис в Ливане может обостриться, если не остановить «внутреннюю гонку вооружений».

При посещении Ирака вице-президент США Д. Чейни подтвердил поддержку Вашингтоном правительства во главе с Н. аль-Малики, но одновременно довел до сведения иракских руководителей, что им следует занять более активную позицию по достижению национального согласия в стране.

11 мая Палата представителей Конгресса США проголосовала за новый бюджетный законопроект, предусматривающий выделение администрации средств на иракскую кампанию до 1 августа с. г. Президент Дж. Буш заявил, что наложит вето на этот документ.

Съезд крупнейшей шиитской политической организации страны – Высшего совета исламской революции в Ираке решил переименовать ее в Высший исламский совет Ирака (ВИСИ). По мнению лидера ВИСИ А. А. аль-Хакима, этот шаг отражает изменения, произошедшие в стране после свержения С. Хусейна.

Между тем обстановка в Ираке остается очень напряженной. В различных районах страны постоянно совершаются теракты, вооруженные нападения, убийства на почве религиозной розни, другие насильственные действия.

Иран заявил, что в ближайшее время проведет переговоры с США по иракской проблеме. Причем, как сообщают в Тегеране, это произойдет по инициативе Вашингтона. Что касается ядерной программы ИРИ, то иранское руководство продолжает твердо стоять на позициях ее продолжения и дальнейшего расширения, отказа, даже временного, от прекращения работ по обогащению урана. Все это делает вероятным введение в отношении ИРИ новых международных санкций после 24 мая с. г., когда заканчивается срок действия резолюции СБ ООН № 1737, принятой в марте.

13 мая начался визит президента ИРИ М. Ахмадинежада в ОАЭ – первый в истории двух стран. Ахмадинежад также посетит с визитом Оман.

Йемен на прошедшей неделе заявил об отзыве своих послов из Ливии и Ирана, что сделано в знак протеста против поддержки этими странами исламистских мятежников, действующих в северной провинции Саада. По поступающим сообщениям, в последнее время боевые действия между правительственной армией и отрядами боевиков принимают все более ожесточенный характер. Армейские части ведут бои против мятежников при поддержке артиллерии, танков, боевых вертолетов. Растет число жертв конфликта, все большее число жителей региона пополняет ряды беженцев.

Размещение в Сомали контингента миротворцев Африканского союза откладывается из-за отсутствия финансирования. Именно по этой причине в страну не прибыли подразделения армий Бурунди, Ганы и Нигерии.

Приложение

О создании Африканского командования ВС США

В начале февраля с. г. президент США Дж. Буш сообщил, что до конца 2008 г. в американских вооруженных силах будет создано еще одно объединенное командование – Африканское (ОАК, AFRICOM). При этом глава американской администрации заявил, что он проконсультируется с лидерами африканских государств о том, как новое командование «сможет отвечать на вызовы в сфере безопасности» на континенте.

Как известно, в настоящее время территория Африки находится в зонах ответственности трех объединенных командований ВС США: Центрального (ОЦК, Египет, Судан, Эритрея, Эфиопия, Джибути, Сомали, Кения), Тихоокеанского (Мадагаскар и другие острова восточнее континента) и Европейского – вся остальная территория Африки. Предполагается, что ответственность AFRICOM будет распространяться на весь Африканский континент с прилегающими островами, за исключением Египта, который останется в зоне ОЦК.

Вопрос об отдельном военном командовании для Африки в последние годы активно обсуждался в различных вашингтонских структурах, в т. ч. в Пентагоне. Причем, по информации СМИ, именно военные стали главным инициатором его создания. Обоснованием для принятия решения по формированию ОАК политическое и военное руководство США считает угрозы безопасности нового типа, в значительной степени не связанные с деятельностью государств и правительств; возрастающую активность террористических группировок, в т. ч. транснациональных; политическую нестабильность во многих странах континента; бедность; увеличивающиеся миграционные потоки; международную преступность. Несомненно, что при принятии решения о создании нового командования учитывалось и растущее стратегическое значение Африки в современном мире.

Как полагают в Вашингтоне, создание ОАК позволит более последовательно и четко подходить к проблемам Африки, откроет возможности для «эффективного и интегрированного подхода» к решению актуальных для США вопросов на «Черном континенте» с учетом существующей сегодня и возможной в будущем нестабильности в африканских странах. При этом американцы особо подчеркивают террористическую угрозу, исходящую из таких регионов как Сахель и Африканский рог (Сомали), указывают на повышение в целом роли Африки в войне против терроризма. Кроме того, считается, что объединение военных усилий США на континенте позволит укрепить сотрудничество в сфере безопасности со странами региона, т. к. в Вашингтоне полагают, что не во всех африканских государствах имеются достаточно сильные правительства, способные самостоятельно противостоять исламским экстремистам. Особо речь здесь идет об укреплении армий дружественных Америке стран, чтобы помочь им стать «активными участниками региональных миротворческих операций». Немаловажным, как видится, станет и снятие части нагрузки с Центрального командования, что позволит ему в большей степени сосредоточиться на иракском и иранском направлениях.

Как сообщается, в компетенции AFRICOM будут находиться вопросы оперативного реагирования на различные политические и военные события, координация военных операций и противостояние различным угрозам, исходящим с Африки. В связи с созданием ОАК на континент, если судить по заявлениям американских политиков и военных, не будут дополнительно перебрасывать крупные силы ВС США. В случае же возникновения такой необходимости, американские войска направят в Африку из других регионов, в первую очередь, из Европы. Причем, учитывая возможный масштаб конфликтов, для выполнения поставленных задач могут потребоваться довольно значительные силы.

При разъяснении задач ОАК, американские представители подчеркивают, что его создание вовсе не означает того, что США станут решать за африканцев их проблемы: задача командования будет состоять лишь в оказании им помощи в разрешении этих проблем, чтобы сделать континент «безопасным и стабильным». Также утверждается, что создание AFRICOM не приведет к значительному увеличению американской военной или иной помощи африканским странам.

Отметим, что Пентагон отнюдь не новичок в Африке. В последние годы военная активность США в регионе поступательно усиливается, что в значительной степени связано как с различными мероприятиями по борьбе с терроризмом, так и с американским участием в подготовке африканских миротворцев. Регулярно проводятся совместные учения ВС США с армиями некоторых африканских государств, в ходе которых отрабатываются главным образом вопросы борьбы с терроризмом и решения задач гуманитарного характера. Американские военнослужащие участвуют в подготовке антитеррористических сил в странах континента, оказывают помощь в их техническом оснащении. Так, уже в течение нескольких лет американцами реализуется «Транссахарская контртеррористическая инициатива» с участием Алжира, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Нигерии, Сенегала, Туниса и Чада.

Единственным местом в Африке, где в настоящее время американские войска размещены на постоянной основе, является Джибути. Здесь создана база по борьбе с терроризмом, где дислоцируются ок. 1700 военнослужащих США. В этой стране также находится штаб Объединенного тактического командования ВС США в районе Африканского Рога (действует в составе ОЦК). В зону его ответственности входят Джибути, Йемен, Кения, Сомали, Судан, Эритрея и Эфиопия. Из Джибути американцы оказывали помощь эфиопской армии, воевавшей против исламистов в Сомали, а в январе с. г. совершили воздушные налеты на силы террористов, действующих на территории этой страны.

За военными мероприятиями отчетливо просматриваются экономические и политические интересы США на богатом природными ресурсами и занимающем важное геостратегическое положение континенте (хотя это всячески отрицается на официальном уровне). Тем не менее, речь здесь далеко не в последнюю очередь идет об энергетической безопасности Америки, защите американских нефтяных компаний, работающих в Африке. По оценке экспертов, в настоящее время из региона поступает 10 проц потребляемой США сырой нефти, но уже в ближайшие годы этот показатель может достигнуть 25 проц. В Вашингтоне серьезно озабочены усилением влияния Китая в Африке, а в обозримой перспективе — России и Индии. Укрепление своих позиций на континенте американское руководство рассматривает как неотъемлемую составную часть построения глобальной системы политически совместимых с США и руководимых ими государств.

В рамках мероприятий по созданию ОАК, делегация во главе с помощником главы Пентагона по политическим вопросам Р. Генри недавно посетила Эфиопию, Гану, Кению, Нигерию, Сенегал и ЮАР. Американские представители разъясняли правительствам этих стран цели и задачи африканского командования. Зондировался и вопрос о месте размещения штаба AFRICOM, которое пока еще не определено. Временно он будет находиться в Германии, но в Вашингтоне твердо намерены расположить его именно в Африке. О готовности принять на своей территории штаб нового командования сообщили Джибути и Марокко. В то же время Алжир отказался от этого, также как и от размещения на национальной территории войск США для участия в борьбе с терроризмом. Аналогичную позицию занимает Ливия.

Структура штаба ОАК окончательно еще не разработана, но его штатная численность уже определена в 1000 чел. Предполагается, что значительная часть должностей в штабе будет выделена гражданским служащим. Тем самым как бы подчеркивается значимость для нового командования политических и гуманитарных задач, его во многом «невоенный» характер. Генерала, командующего AFRICOM, предполагается назначить не позднее сентября с. г. Его заместителем будет гражданский чиновник, вероятнее всего, из госдепартамента. В полном объеме Африканское командование начнет выполнять свои задачи осенью 2008 г.

Таким образом, создание Африканского командования свидетельствует о намерении США уделять значительно больше внимания проблемам континента, особенно в сфере безопасности. И, несмотря на все официальные заверения Вашингтона, решение о формировании нового командования, несомненно, говорит и об усилении военного вектора американской политики в Африке.

62.88MB | MySQL:102 | 0,501sec