Проблема федерализации и распределения доходов от использования энергоресурсов в Республике Ирак

Внутриполитическая обстановка в Ираке, как и внешнеполитическая ситуация вокруг него, продолжает развиваться под ощутимым влиянием «нефтяной политики» в условиях иностранного военного присутствия. Эта специфическая особенность развития государства оказала в конечном итоге разрушительное влияние на экономику Ирака в целом и на нефтяную отрасль, в частности. В различных статьях, посвященных дестабилизации нефтяной промышленности Ирака, все чаще и чаще стали употребляться такие понятия, как «нефтяное оружие» и «обвал экономического благосостояния». Необходимо подчеркнуть, что, представляя собой государство с жестким контролем не только политической, но и экономической жизни со стороны религиозно-политических деятелей страны, в том числе в области энергоресурсов, Ирак все же пошел по пути предложенной США «демократии» и законодательно закрепил положение о принадлежности экспортируемых энергоресурсов. Так, ст.108 Конституции Ирака, одобренной большинством населения страны на референдуме 15 октября 2005 года, декларирует, что «нефть и природный газ являются собственностью всего народа во всех районах и провинциях». Однако далее указывается, что «федеральное правительство осуществляет управление нефтяными и газовыми ресурсами, добываемыми из действующих источников в сотрудничестве с правительствами производящих районов и провинций, при условии, что доходы будут справедливо распределяться на демографической основе по всей стране».

Следует обратить особое внимание на то, что проект федерализации и распределения доходов от использования нефтяных ресурсов в том формате, в каком он очерчен в новой Конституции Ирака, в большей степени отвечает интересам северных курдских и южных шиитских провинций, которые получат право на использование богатых нефтяных месторождений, находящихся на их территории. Однако не стоит забывать, что в центре государства проживает не имеющее запасов нефти и газа суннитское меньшинство, которое автоматически останется за рамками принятия решений по вопросам, связанным с распределением доходов от использования ключевых энергоресурсов. Не следует оставлять без внимания также тот факт, что при режиме С. Хусейна сунниты занимали привилегированное положение правящего меньшинства (арабы-сунниты правили в стране 700 лет), однако в настоящее время они в значительной мере утратили свои политические позиции. Тем временем шиитская элита, согласно закрепленной в новой Конституции Ирака демократической модели, получила возможность сформировать легитимное правительство на основе своего парламентского большинства и влиять на распределение доходов от экспорта нефти. Сунниты же остались в стороне от справедливого распределения этих денежных поступлений.

В настоящее время существует множество различных мнений относительно того, как обеспечить равные возможности этноконфессиональным группам Ирака для пользования нефтяными месторождениями. По мнению некоторых иракских экспертов, максимум на что, судя по всему, могут согласиться сунниты, — это совместное управление нефтяными месторождениями Киркука и Мосула. Курды в свою очередь такой вариант отвергают. Лидер Демократической партии Курдистана М. Барзани заявил: «Мы отказались от Мосула, но от Киркука мы не откажемся никогда». Из этого высказывания курдского лидера становится понятно, что до тех пор пока нефтяные вопросы не будут урегулированы, противоречия между этноконфессиональными группами в Ираке будут обостряться. Некоторые деятели видят выход из сложившейся ситуации в скорейшем принятии федерального закона об эксплуатации нефтяных ресурсов. Если этот закон не появится, утверждают они, то нефтяной сектор станет заложником произвола губернаторов.

К этому остается добавить, что отсутствие четкого и детального нормативно-правового регулирования вопросов, так или иначе связанных с нефтедобычей, ставит под угрозу финансовую стабильность государства, поскольку нефть до сих пор остается главным источником валютных поступлений Ирака. Специалисты говорят о 95% валютных поступлений страны, которые дает экспорт нефти.

Стоит подчеркнуть, что под влиянием снятия санкций на экспорт иракской нефти уровень ее добычи в стране постепенно повышается. По официальным данным, в сентябре 2005 года среднесуточная добыча нефти выросла на 185 тыс. баррелей и достигла 2,06 млн баррелей. Однако, как сообщает Министерство нефти Ирака, начиная с 2003 года, Ирак потерял порядка 11,4 млрд долларов возможной прибыли. Причиной столь крупных потерь явились регулярные атаки сил сопротивления, нанесшие серьезный ущерб нефтяной инфраструктуре страны. Большинство диверсий осуществляется на северных нефтяных месторождениях Ирака. После серии взрывов на нефтяных месторождениях в Ираке результатом этих атак стало периодическое прекращение экспорта нефти из северных районов страны в Турцию.

С учетом основных проблем, связанных с распределением доходов от использования нефтяных месторождений между курдами, шиитами и суннитами, можно рассмотреть варианты решения этого вопроса. Например — создание наряду с федеральными и региональными органами, ответственными за использование и распределение доходов от экспорта нефтяных ресурсов, консультативного органа, состоящего из равного количества представителей курдского, шиитского и суннитского населения и подотчетного парламенту страны. Деятельность этого органа должна быть направлена на претворение в жизнь конституционных принципов о справедливом распределении богатства и предоставлении равных возможностей для всех. Возможен еще один вариант — законодательное расширение полномочий местной власти в суннитских провинциях путем предоставления им возможности для получения прибыли от реализации нефтяных ресурсов наравне с богатыми нефтью северными курдскими и южными шиитскими провинциями. Еще одним вариантом может стать использование капиталовложений иностранных нефтяных компаний для развития новых потенциальных месторождений и передачи их в будущем в собственность небогатым нефтью районам и провинциям.

Наиболее перспективным способом урегулирования разногласий между курдским Севером, шиитским Югом и суннитским центром может служить создание инфраструктуры для добычи нефти, залегающей в недрах пустыни, расположенной к западу от зоны так называемого суннитского треугольника (Эль-Фаллуджа, Рамади, Баакуба).

Стоит заметить, что на сегодняшний день в законодательстве Ирака отсутствует какой-либо единый закон, который бы полно, четко и детально регулировал правоотношения, касающиеся недр и пользования ими. В связи с этим в стране началась работа по подготовке текста соответствующего законопроекта. 15 февраля с.г. Федеральный комитет по нефти и энергетике Совета министров Республики Ирак завершил работу над законопроектом о недропользовании (Draft Iraq Oil and Gas Law), который сейчас находится на рассмотрение парламента.

Принимая во внимание особую значимость, остроту и сложность «нефтяного вопроса» в Ираке, можно с уверенностью сказать, что обсуждение правительственного законопроекта в парламенте будет проходить трудно и займет много времени.

До сих пор открытым остается вопрос: станут ли более частыми атаки сил сопротивления на нефтяные месторождения в Ираке?

Диверсии на нефтяных месторождениях страны носили крупномасштабный характер, и их число постоянно росло, причем ответственность за взрывы нефтяных объектов попеременно брали на себя лидеры различных то суннитских, то шиитских организаций.

Несмотря на разногласия между курдами, иракскими суннитами и шиитами в вопросах распределения доходов от экспорта нефти, а также попытки некоторых государств дестабилизировать обстановку в Ираке для достижения своих политических интересов, сейчас ни представителям различных этноконфессиональных групп, ни соседним государствам, ни США не выгодно разрушать нефтяную инфраструктуру Ирака. Это связано прежде всего с тем, что доходы от продажи энергоресурсов одинаково нужны всем сторонам.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам. Во-первых, провозглашенные в Конституции Ирака основы экономического федерализма (совместное принятие решений по вопросам, связанным с ключевыми энергоресурсами, центральной и местной властями, принципы справедливого распределения богатства и предоставления равных возможностей для всех) на практике не соблюдаются. Во-вторых, число атак сил сопротивления на нефтяные объекты Ирака в ближайшее время вряд ли будет нарастать.

52.29MB | MySQL:103 | 0,477sec