Ливия: о причинах поражения ЛНА в Гарьяне

В начале недели стали известны некоторые обстоятельства падения Гарьяна, города на западе Ливии, ставшего тыловым районом для группировки ЛНА, наступавшей в рамках операции «Достоинство» на Триполи, контролируемое войсками т.н. Правительства национального согласия (ПНС) Фаиза Сараджа. Внезапным ударом, силы ПНС овладели Гарьяном, создав угрозу окружения части группировки Х.Хафтара и серьезно осложнив для нее обстановку, в целом. Бывший комендант муниципалитета Гарьяна, представитель МВД при временном правительстве, Баглюль аль-Сейд заявил журналистам, что овладеть Гарьяном помогли экстремистские группировки из формирования известного как отряд «Абу Абида аль-Зави», которым командуют полевой командир Махмуд Бин Раджаб и представители «Совета шуры» Бенгази и Дерны.

В интервью, данному спутниковому каналу «Ливия» в субботу, 30 июня, аль-Сейд, рассказал, что группы экстремистов смогли проникнуть в Гарьян «с помощью катарского и турецкого планирования и на деньги этих стран». А помощь техникой и оружием последним, оказали мисуратовцы. После чего, экстремисты «устроили ад» в городе, где царила спокойная обстановка, после прихода в него ЛНА 4 апреля.

Свое заявление аль-Сейд подтвердил фактом появления на пятничной молитве в Гарьяне, в мечети «Самаатейн» Асама Арара, выступившего с проповедью. Арар является одним из важных командиров «Аль-Каиды» (запрещена в России) в Ливии, подчиняющейся Садыку аль-Гарьяни.

«Удивительным», по мнению аль-Сейда, является гробовое молчание международного сообщества и специального посланника генсека ООН по Ливии, Гасана Саламе касательно хладнокровного убийства военнослужащих ЛНА, захваченных экстремистами в госпитале Гарьяна.

«Когда Ливийская национальная армия вошла в Гарьян, после пяти лет анархии и хаоса, не прозвучало ни одного выстрела», — подчеркнул аль-Сейд. «А эти мерзавцы, не только разгромили все правительственные учреждения, но и разграбили частные магазины, а также некоторые жилые дома», — добавил экс – чиновник.

Жители города ожидают возвращения армии, особенно после того, как Х.Хафтар обещал не преследовать тех, кто  выступил с оружием в руках против ЛНА. Кроме экстремистов, причастных к гибели «героев ЛНА» в Гарьяне. Органы временного Министерства внутренних дел уже ведут процессуальные действия и «располагают списком имен, лиц причастных к репрессиям в отношении захваченных в больнице города, военнослужащих ЛНА, а также представителей власти». Все они будут задержаны и преданы суду, сообщил журналистам аль-Сейд.

Пока же, Гарьян превратился в «город-тень», всем его жителям запрещено выходить на улицу после вечерней молитвы, словно они вернулись в март, до освобождения их частями ЛНА.

То, что группа экстремистов из отряда «Абу Абида аль-Зави», в принципе, могла совершить многосоткилометровый марш и оказаться в Гарьяне, можно себе представить. Но куда как вероятнее, что проблема состояла в элементарной расхлябанности и низком уровне тактического и оперативного мастерства командования ЛНА. Растянув собственные силы наподобие гигантского мешка вокруг ливийской столицы, они упорно пытаются прорваться по кратчайшему направлению – с юга, со стороны международного аэропорта. Каждый раз натыкаясь там на сильное сопротивления и забывая про фланги. Между тем, кратчайшее не всегда есть верное, и, по нашей оценке, Х.Хафтар повторяет ошибку, допущенную в 2011 г.— руководством Джамахирии.  Оставляя у себя в тылу Мисурату. К тому же, союзную силам Ф.Сараджа. Этот город-государство, де-факто, самостоятельную политическую и военную единицу на территории бывшей Ливии не обязательно брать штурмом. Для этого нет, пока, не предпосылок, ни сил. Но вот изолировать ее, вбить клин между ней и Триполи, перерезав прибрежную дорогу в районе Хомса, следовало бы.

Тем более, что за гарьянским проколом Хафтара отчетливо видны не только катарские, но и турецкие «уши». А Турция является покровителем и опорой Мисураты.  Фактически, это турецкий анклав в Ливии. Косвенно это признало и руководство ЛНА, в лице пресс-секретаря, Ахмеда аль-Мисмари, пригрозившего от лица фельдмаршала, арестовывать всех турок, которые попадутся в руки ЛНА, а также сбивать и топить любые турецкие самолеты или корабли, входящие в территориальные пределы Ливии. Таковых, к слову, насчитывается несколько едениц в сутки, но никто никого пока не потопил и не сбил.

Еще одна ошибка Хафтара кроется в том, что он никак не может заручиться поддержкой юга Ливии. Это зона прокаддафистских настроений, там немало хорошо подготовленных и оснащенных бойцов, способных обезопасить тыл и логистические пути для ЛНА с юга, а также подстраховать ее на тот случай, реши вдруг племена Зинтана взять и в массовом порядке перейти на сторону ПНС.

История с поражением войск Х. Хафтара у Гарьяна акцентирует еще одну, весьма характерную особенность гражданской войны в Ливии – четкий водораздел по племенному признаку. Жителей Гарьяна никак нельзя отнести к восточным ливийским племенам, а значит, альянс с ними по определению мог зиждиться лишь на том, что на тот момент времени, представители ПНС по какой-то причине, скорее всего банальной — скупости, поставили их в положение, когда они открыли ворота чужакам с востока. Скупой платит дважды, впрочем, в данном случае, в роли этой выступили Катар с Турцией, а не привыкать мелочится в ливийской эпопее. Теперь дело за ответными шагами со стороны ОАЭ и КСА. Ведь, долг, как известно, платежом красен.

62.83MB | MySQL:102 | 0,489sec