О проблеме возвращения сирийских беженцев

Гражданская война в Сирии вызвала небывалый в истории этой страны процесс перемещения людей. Около 5,6 млн человек покинули территорию САР, выехав сопредельные государства. Из них 2,5 млн беженцев находятся в Турции, 1,5 млн  — в Ливане, 1,2 млн в Иордании. 3 млн сирийцев стали внутренне перемещенными лицами. Они бежали из зоны боевых действий, в основном в столицу страны Дамаск или в прибрежные провинции Тартус и Латакия, не затронутые конфликтом. В настоящее время правительство САР контролирует 80% территории страны. Активные боевые действия прекратились почти повсеместно за исключением провинции Идлиб, последнего сирийского региона, остающегося под контролем джихадистов. Существенно снизился уровень насилия. В этих условиях проблема возвращения беженцев приобретает для правительства САР чрезвычайно важное значение. В социально-экономическом аспекте возвращение беженцев означает выполнение правительством своих обязательств перед гражданами, а также создание условий для нормального функционирования экономики в регионах, так как обезлюдевшие провинции не способны давать стране необходимый доход. В политическом плане возвращение беженцев, хотя бы частичное, должно обеспечить легитимность проведения будущих парламентских и президентских выборов. Если значительное количество граждан САР на них не проголосует, это даст повод политическим противникам  Дамаска утверждать, что выборы не состоялись. Во внешнеполитическом плане репатриация сирийских беженцев означает доказательство дееспособности нынешнего правительства.

Между тем, до сих пор процесс возвращения беженцев идет крайне медленно и не набрал нужных оборотов. В ливанской газете «Аль-Ахбар» был опубликован большой доклад, касающийся темы беженцев в Сирии. По информации, приводимой ливанскими журналистами, в 2018 году властями ожидалось возвращение в Сирию 1,4 млн беженцев, однако вернулось только 96 тысяч 558 человек. В первом полугодии 2019 года ожидалось возвращение 156 тысяч человек, но возвратилось в Сирию 21 575 беженцев.

Между тем, по мнению экспертов газеты «Аль-Ахбар», отток большого количества жителей Сирии и внутренние перемещения вызвали значительные изменения в демографии САР. При чем не только в этническом и конфессиональном составе, но и в возрастном и гендерном балансе.  Главным же демографическим итогом является депопуляция одних провинций и регионов и демографическая перенасыщенность (перенаселенность) других. В настоящее время большинство населения страны сосредоточено в трех регионах: в Дамаске (22%), в Алеппо (41%) и в столичном регионе (Риф Димашк, 21%). Около 17% населения САР сосредоточено на достаточно больших территориях северо-востока (провинции Хасеке, Ракка и Дейр-эз-Зор), 9% — в прибрежной зоне (Тартус и Латакия). Это официальные данные, но, скорее всего, на побережье численность населения больше, Ведь именно туда шли потоки беженцев в первые годы войны. Следует отметить, что демографически е изменения начались в Сирии еще до конфликта.  Например, большой отток населения из провинции Дейр-эз-Зор начался еще в 2006-2010 годах в период засухи, сопровождавшейся разорением многих крестьянских хозяйств. Однако в годы затяжного военно-политического конфликта он принял обвальные формы.

Перенаселенность столичного региона  (Риф Димашк) сейчас объясняется тем, что это единственное место в Сирии, где ведутся масштабные строительные проекты, вызывающие надежду в беженцах на получение или покупку жилья. Причина этого понятна, так как 30% жилого фонда в САР была полностью разрушена в ходе конфликта. Неравномерное распределение населения ведет к серьезным социально-экономическим диспропорциям. С одной стороны, правительственное финансирование в основном идет в три вышеперечисленных наиболее  населенных региона, что существенно замедляет развитие остальных. С другой стороны, большое количество перемещенных лиц в столице, столичном регионе и на побережье не может найти работы. Происходит пауперизация, что вредно влияет на социально-экономическую ситуацию в стране.

Журналисты «Аль-Ахбар» приводят и еще один важный фактор медленного возвращения беженцев. По их мнению, таким фактором является недоверие значительной части сирийцев к своему правительству. Здесь необходимо учесть, что данная ливанская газета, основанная левыми интеллектуалами, близкими к движению «Хизбалла», традиционно поддерживала правительство Башара Асада в борьбе против терроризма и экстремизма, очень критично высказывалась по отношению к сирийской оппозиции. Поэтому обвинить ее в предвзятом отношении к нынешним сирийским властям довольно сложно. Тем не менее, обозреватели газеты пишут о том, что сирийское правительство не справляется со своими обязательствами перед гражданами. В районах, куда предлагается вернуться беженцам отсутствует подача электроэнергии, газо- и водоснабжение. Конечно, во многом это объясняется внешней экономической блокадой Сирии. С ней связаны, в частности бензиновый и газовый кризисы, негативно отразившиеся весной на социально-экономической ситуации в САР.  Однако и сами правительственные учреждения, по мнению журналистов «Аль-Ахбар», недостаточно заботятся о восстановлении разрушенной инфраструктуры, поражены бюрократизмом и коррупцией. По мнению  ливанских журналистов, во время гражданской войны многие сирийцы терпели лишения, понимая, что правительство, занятое борьбой с терроризмом, не может уделять большое внимание экономике. Сейчас, же когда позиции правительства Башара Асада укрепились, а военные действия в основном закончены, они требуют более внимательного отношения к своим социальным правам.

Еще одним фактором, мешающим репатриации сирийских граждан, является слабый правительственный контроль над некоторыми территориями. В качестве примера можно привести провинцию Дераа, формально вернувшуюся под контроль правительства САР год назад, в июле 2018 года. По мнению сотрудника Middle East Institute Дани Макки, многие районы этой провинции до сих остаются под контролем оппозиции. Различие состоит в том, что боевики позволили вывесить над правительственными учреждениями флаги САР. Многие города и районы провинции согласились вернуться под власть Дамаска по соглашениям о примирении, достигнутым благодаря посредничеству России. Правительственные войска, согласно этим договорам, так и не вошли на их территорию. В результате в провинции сохраняется нестабильность и значительный уровень насилия.

Об уровне насилия в провинции свидетельствует статистика совершенных в июне преступлений. 10 июня двое сирийских солдат были убиты и один ранен на КПП Аль-Уджа около военного лагеря Зизун. В этом же месяце погиб полевой командир Халед аль-Латифийя, главный организатор примирения в городе Нава. В том же городе был серьезно ранен неизвестными нападавшими муниципальный советник Мухаммед Саид ас-Сааде. Месяцем раньше в Дераа был убит  генерал правительственной армии Джамаль Ахмад, а также совершено нападение на КПП в районе Шейх Мискин. В провинции наблюдается небывалый для сирийской  глубинки рост преступности. Многие ограбления жилых домов происходят среди белого дня, на что сетуют местные жители. Причину этого специалисты Middle East Institute видят в том, что правительство в целях сохранения лояльности населения региона не поставило его под силовой контроль. Мобилизационные мероприятия Дамаска осенью прошлого года вызвали сопротивление, поэтому, например, 23 мая с.г. в провинции прошла специальная амнистия. Были освобождены 15 заключенных, а 1100 мужчин были освобождены от военной службы. В некоторых районах до сих пор правят бал боевики, правда переодевшиеся в форму правительственных войск. Например, в городке Тафас все военные 5-го корпуса представляют собой бывших боевиков группировки «Джейш аль-Мутазз би’ллах».

Таким образом, во многих регионах Сирии жизнь пока еще не вернулась в нормальное русло. В результате сирийцы, оказавшиеся за рубежом, не спешат с возвращением в родные места, а перемещенные лица зачастую не возвращаются на родину, оставаясь в более благополучных в экономическом плане провинциях. В настоящее время сложно с уверенностью сказать, произойдет ли в САР восстановление довоенного статус-кво или демографические и экономические изменения примут необратимый характер.

43.49MB | MySQL:87 | 0,952sec