Проект железной дороги Баку – Тбилиси — Карс

Как заявил на днях представитель Министерства транспорта Турции, строительство железнодорожного отрезка для реализации проекта Баку – Тбилиси – Карс (или Карс – Баку – Тбилиси) начнется в ближайшие месяцы. Турецкие власти уже выкупили у населения земли, через которые должна пройти железная дорога[1].

Как известно, турецко-армянская граница с апреля 1993 г., когда Турция начала экономическую блокаду Армении в «ответ на оккупацию азербайджанских территорий», закрыта. Не работает и железная дорога Гюмри (бывший Ленинакан) – Карс – Сарыкамыш. В связи с этим планируется строительство железной дороги, связывающей Карс с железнодорожными путями Грузии, далее выходящими в Азербайджан и Центральную Азию. Проект Карс – Ахалкалаки – Тбилиси особенно активно разрабатывается со второй половины 90-х годов ХХ в. и оценивается в несколько сот миллионов долларов. Он предусматривает строительство 124 км железнодорожных линий – 92 км от Карса[2] до турецко-грузинской границы (пункт Куртункале) и 32 км по территории Грузии до Ахалкалаки (линию от Ахалкалаки до Тбилиси предполагается модернизировать). Турецкая и грузинская стороны предполагают, что железнодорожная магистраль Карс – Тбилиси станет одним из важнейших участков нового Шелкового пути. Однако проект строительства железной дороги Карс – Ахалкалаки – Тбилиси так и не был включен в международную программу ТРАСЕКА. Более того, в программе ТРАСЕКА указана необходимость задействования железной дороги Карс – Гюмри (и далее выход на Тбилиси).

Реализация плана строительства железной дороги Карс – Тбилиси была начата в 1998 г., хотя и весьма медленными темпами. Основным препятствием на пути осуществления этого проекта является проблема финансирования. В 2001 г. президент Грузии Эдуард Шеварднадзе сообщил даже, что финансирование проекта готов взять на себя китайский инвестор, заинтересованный в создании железнодорожного Великого шелкового пути. Китайский инвестор, правда, так и не появился, проект же не сдвинулся с мертвой точки. Как заявил во время визита в Тбилиси президента Азербайджана Ильхама Алиева в июне 2004 г. президент Грузии Михаил Саакашвили, правительства Грузии и Турции изыскивают необходимые средства в размере 700-800 млн долл. для осуществления этого проекта.

Однако перспективы его реализации, обусловленной в немалой степени политическими мотивами, хотя имеющие и экономические основы, представляются в ближайшее будущее весьма сложными. Грузия и Азербайджан вряд ли осилят финансирование. Кроме того, очевидно, что не заинтересована в этом проекте и Россия.

Примечательно, что в июне 2006 г. госминистр Грузии Каха Бендукидзе также весьма скептически оценил перспективы этого проекта. Как заявил грузинский министр, хотя этот проект весьма важен для Грузии, до сих пор не существует точных расчетов, обосновывающих его экономическую привлекательность, поэтому о его осуществлении можно говорить лишь в отдаленной перспективе[3].

Во время переговоров в Анкаре с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым в конце мая 2006 г. министр иностранных дел Турции Абдулла Гюль заявил, что у Грузии в отношении проекта Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку имеются «серьезные сомнения», которые Турция готова развеять. При этом, по мнению главы МИДа Турции, в участии в этом проекте выражают интерес и частные железнодорожные компании Казахстана, а при желании к проекту может присоединиться и Армения. Примечательно, что реакция Ильхама Алиева на вопрос о возможном участии Армении в этом проекте была положительной. Однако совершенно очевидно, что подобные разговоры Анкары и Баку вряд ли могут привести к присоединению к этому проекту Армении. Грузинские представители весьма осторожно, но немедленно отреагировали на указанное «предложение» Анкары (по поводу присоединения к проекту Армении), отметив, что в случае присоединения к этому проекту Армении его реализация вовсе потеряет смысл, так как уже существует недействующая по политическим мотивам железная дорога Карс – Гюмри, соединяющая Турцию с железными дорогами Закавказья[4].

Претворение в жизнь проекта Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку является крайне нежелательным для Армении, поскольку откроет очередной трансзакавказский путь в обход этой страны, а также для Ирана, который контролирует связи Турции с Центральной Азией и, по мнению Анкары, препятствует этому, устанавливая высокие пошлины.

Армянская сторона считает, что «строительство железной дороги из Турции в Грузию, а далее в Азербайджан в обход Армении поставит точку в коммуникационных устремлениях Армении и сделает ее полную изоляцию свершившимся фактом[5].

Армения выступает против реализации проекта Карс – Ахалкалаки – Тбилиси как непосредственно, так и через территорию, где проживает армянское население юго-западного региона Грузии Джавахети (армяне называют его Джавахк), к которому относится Ахалкалаки. Армяне составляют абсолютное большинство населения этого региона.

Официальные лица Армении неоднократно заявляли о том, что Ереван выступает против проекта Карс – Ахалкалаки – Тбилиси. В частности, министр транспорта и связи Армении Андраник Манукян заявил, что Армения сделает все для того, чтобы воспрепятствовать строительству железной дороги Карс – Ахалкалаки, поскольку это невыгодно не только Армении, но и всему региону[6]. С армянским министром трудно не согласиться в том, что этот проект крайне невыгоден Армении. Однако непонятно, почему этот проект не выгоден «всему региону», в частности, Турции, Грузии и Азербайджану, которые неустанно заявляют о том, что этот проект весьма выгоден для них, а также для стран Центральной Азии. Ранее министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что Азербайджан и Грузия не имеют морального (?! – Н.М.) права выделять из своего бюджета средства для строительства железной дороги Карс – Ахалкалаки – Тбилиси – Баку. По его словам, инвестировать средства в строительство данной магистрали бессмысленно, поскольку указанные страны уже связаны существующей железнодорожной коммуникацией, проходящей через территорию Армении Карс – Гюмри – Тбилиси[7].

Как заявил в конце 2005 г. один из лидеров армянской общины, Джавахети Ваагн Чахалян, армянское население региона выступает категорически против реализации данного проекта. «Это противоречит интересам как Армении, так и Джавахка, поскольку усилит проникновение турецкого элемента в регион, а также закрепит коммуникационную блокаду Армении. Мы намерены активно препятствовать работам всеми возможными средствами»[8].

Армянское лобби в США также активно и довольно успешно выступает против осуществления этого проекта. В середине июня 2006 г. в результате усилий армянского лобби комитет по финансовым вопросам палаты представителей конгресса США принял решение о запрете участия американских компаний в финансировании этого проекта. По мнению американских конгрессменов, финансовое участие США в проекте Карс – Ахалкалаки нецелесообразно, поскольку реализация этого проекта нанесет ущерб конкурентоспособности уже существующих железных дорог, проходящих по территории Армении. Однако грузинские власти выражали мнение, что решение комитета конгресса США не является окончательной позицией США, и надеялись на начало работ в 2006 г[9].

Примечательно, что Армения предлагала Турции и Грузии транспортировку через территорию Армении грузов, принадлежащих Грузии и Турции, посредством железной дороги Карс – Гюмри – Ахалкалаки без взимания какой-либо платы. Глава МИДа Армении Вардан Осканян на совместной пресс-конференции с министром иностранных дел Грузии заявил, что «если есть железная дорога, которая служит той же цели (Карс – Гюмри –- Тбилиси), то строить другую (Карс – Ахалкалаки – Тбилиси) и тратить столько средств просто бессмысленно». При этом он отметил, что «если Турция, исходя из своих политических соображений, не желает, чтобы Армения получала прибыль от задействования существующей железной дороги, то мы не будем брать деньги за транзит, что, тем не менее, будет содействовать торговле между странами»[10].

Реализация этого проекта значительно повысит роль Карса, с 40-х годов ХХ в. после обострения турецко-советских отношений представлявшего собой транспортно-коммуникационный тупик, хотя в досоветский период этому региону великие державы придавали важнейшее значение военно-стратегического плацдарма (в направлении Российской империи и из Российской империи). Карс может стать узлом кавказско-анатолийских (малоазиатских) геостратегических магистралей с дальнейшими входами, с одной стороны, в Центральную Азию, с другой, в Средиземноморье[11] и важнейшим фактором «кавказской политики» любой анатолийской державы (сегодня это – Турция). Кавказскую ориентацию этого предъюжнокавказского города, похоже, призван подтверждать и существующий в Карсе Кавказский университет.

1. Construction of Baku-Tbilisi-Kars railway to start. // Turkish Daily News, 19.05.2007.

2. Примечательно, что, согласно одной из версий о происхождении названия города Карс, оно происходит от грузинского «карис калаки» — «город ворот» (Бартольд В.В. Работы по исторической географии. Перепеч. с издания 1965 г. – М., 2002, с. 448-449).

3. См. по: Бендукидзе скептически оценивает железную дорогу Карс – Ахалкалаки // Газ. «Резонанси» (Тбилиси) , 17.06.2006, № 159 (груз. яз.).

4. Анкара и Баку не против участия в проекте Армении) // Газ. «Сакартвелос Республика», 02.06.2006, № 121 (груз. яз.).

5. См. по: Соседи выводят Армению из коммуникационной игры — стартовал проект Карс – Ахалкалаки // ИА REGNUM, 01.12.2005. www.regnum.ru/news/553600.html.

6. Соседи выводят Армению из коммуникационной игры…

7. Соседи выводят Армению из коммуникационной игры…

8. Соседи выводят Армению из коммуникационной игры…

См. также, например, Армяне «против» строительства железной дороги Карс – Ахалкалаки, но «за» «Вызовы тысячелетия» // www.regnum.ru/news/656671.html, 14.06.2006.

9. См. по: Бендукидзе скептически оценивает…

10. Турция не собирается отказываться от ультиматума в адрес Армении // www.regnum.ru/news/580216.html, 27.01.2006.

11. Турецкие власти планируют продление железнодорожной магистрали Карс – Тбилиси до Средиземноморья. Как заявляли в начале мая 1998 г. чиновники Министерства транспорта и коммуникаций Турции, от Карса указанная железная дорога будет проведена через Эрзинджан, Эрзурум и Гюмюшхане к Трабзону (Expansion of the Kars – Tbilisirailway project – Railway line will extenf to Trabzon. // Anadolu Agency: News in English, 4 May, 1998.)

52.24MB | MySQL:103 | 0,531sec