Израиль: «нестабильная стабильность» правящей коалиции

Политический кризис в Израиле, вызванный дискуссией вокруг предварительных выводов комиссии Элиягу Винограда, созданной для расследования деятельности военно-политического руководства в период второй ливанской войны, начинает приобретать вялотекуще-затяжной характер. Пик общественного интереса, похоже, проходит: публикация долгожданных протоколов заседаний комиссии, по поводу которых еще полтора месяца назад было столько интриг, по сравнению с выпущенным 30 апреля с.г. предварительным отчетом, не привлекла и половины внимания прессы и гражданских организаций. Следующей «станцией» должна стать публикация в августе окончательных выводов комиссии Винограда, и именно с этой датой противники нынешнего правительства связывают надежды на радикальное изменение ситуации.

Пока же все внимание главы правительства Эхуда Ольмерта, лидера правящей партии Кадима и главного объекта критических замечаний членов комисии, занимают попытки лидера главной оппозиционной партии Ликуд собрать в кнесете необходимое большинство для проведения закона о самороспуске и назначении новых выборов, по итогам которых провалившееся, как, судя по опросам, считает подавляющее большинство израильтян, политическое руководство страны лишится власти. Сил оппозиционных партий, как мы уже отмечали, для этого сегодня еще недостаточно[1]. Поэтому главные усилия сторонников премьер-министра сегодня направлены на то, чтобы не допустить развала нынешней широкой, но весьма рыхлой и идеологически разноплапновой правительственной коалиции, центр которой занимают Кадима (29 мандатов) и ее партия-спутник «Гиль» (7 мандатов); левый фланг с 19 мандатами — партия Труда (Авода), а правый — «русская» партия «Наш дом — Израиль» (11 мандатов) и сефардская ШАС (12 мандатов).

Ситуация на правом фланге

По всем оценкам, ни одна из входящих в правительство Ольмерта партий в сегодняшней политической ситуации пока не заинтересована в его развале и новых досрочных выборах, на которых большинство из этих партий ожидают серьезные электоральные потери. Так, парламентское представительство Кадимы, согласно опросам, сократится почти втрое, Авода может потерять от трети до половины, а ШАС – от четверти до трети своих мандатов; наконец пенсионеры рискуют вообще не пройти электоральный барьер[2].

Все это, однако, не означает, что у Ольмерта есть какие-то долгосрочные гарантии.

Наиболее «спокойным» коалиционным партнером, с которым правительству легче всего договоритьтся, считается ШАС. Ее руководство и члены парламентской фракции уже заявили, что пока не заинтересованы в новых выборах, что и подтвердил духовный лидер ШАС Овадия Йосеф на состоявшейся 15 мая очередной встрече с премьер-министром Эхудом Ольмертом[3].

Помимо электоральных соображений, у ультраортодоксального руководства ШАС есть и социально-экономические мотивы продолжения членства в коалиции, а именно перспективы продолжения бюждетных вливаний в социально-образовательные учреждения ШАС, позволяющие этой партии сохранять в сфере своего влияния сотни тысяч сефардов-традиционалистов. В частности, в ШАСе, надо полагать, по достоинству оценили шаг Ольмерта, по настоянию которого кнесет принял закон, обязывающий муниципалитеты финансировать частные религиозные школы (в том числе и контролируемую ШАСом сеть школ «Эль ха-мааян») на тех же условиях, на которых это делается в отношении государственных светских и религилзных школ.

Более проблемным партнером по коалиции считается присоединившаяся к правительтву уже после второй ливанской войны НДИ А. Либермана, единственная из коалиционных партий, которая, судя по оценкам, примерно сохраняет, а по некоторым данным, даже увеличивает свой электоральный потенциал. Похоже, что определенные потери на своем правом фланге (основу которого составляет «твердое правое ядро» русскоязычных избирателей НДИ) партия сумела с лихвой компенсировать приобретениями в центре, преимущественно за счет разваливающегося электората Кадимы.

На первый взгляд, это обстоятельство, по мнению обозревателей, вполне могло бы подвигнуть лидеров НДИ заработать политические очки, выйдя из правительства Ольмерта в свете отчета Винограда и катастрофически низкого рейтинга премьер-министра. Тем не менее Либерман практически сразу же после публикации промежуточного доклада комиссии вполне определенно заявил, что его партия «пока не рассматривет вариант развала коалиции и не требует отставки Ольмерта с поста премьер-министра». Объясняя свою позицию, лидер НДИ и министр стратегического планирования Авигдор Либерман заявил о «несвоевременности досрочных парламентских выборов» в условиях, когда следует «немедленно приступить к выполнению рекомендаций комиссии Винограда, чтобы подготовить армию и страну к вероятным вооруженным конфликтам на севере и на юге, а не искать сиюминутных политических выгод».

Можно предположить, что, помимо озвученных мотивов «общегосударственных интересов», представители НДИ руководствовались и иными соображениями. Им, надо полагать, хорошо известно, что большая часть нынешнего электората НДИ, прежде всего перешедших из Кадимы новых сторонников партии, относится к категории «текучих голосов», и пока не всполне понятно, не является ли этот уровень поддержки Либермана и его партии итогом действия сиюминутных обстоятельств. И потому сторонникам Либермана должно быть очевидно, что превращение этих факторов в долгосрочную тенденцию требует максимального использования административного ресурса, что в свою очередь пока требует их присутствия в правительстве. Более того, часть экспертов не исключают возможность выхода из коалиции Аводы, что сделает НДИ «наследником» части ее портфелей (в том числе позволит требовать одно из «тяжелых» министерств, например МИД или обороны), и тем самым превратит ее в ключевого партнера Кадимы в коалиции.

Партия Труда

На первый взгляд, у этого плана есть немалые шансы, ибо Авода, в которой не прекращаются дискуссии о необходимости покинуть правительство Ольмерта, действительно является наиболее слабым звеном нынешней коалиции. На практике, однако, ситуация совсем неоднозначна. Единственный из кандидатов на пост лидера партии (перевыборы которого намечены на 28 мая), выступающий за переход партии Труда в оппозицию, это Офир Пинес-Паз. Именно по его инициативе, к которой присоединились еще 290 членов Центра Аводы, на 18 мая было назначено заседание с целью обсуждения этого вопроса.

Сам Пинес-Паз еще полгода назад отказался от своего министерского поста в знак протеста против присоединения к коалиции НДИ во главе с «правым экстремистом», в терминах израильских левых, А. Либерманом. Тогда его коллеги не последовали этому примеру, и не похоже, что этого так уж легко будет добиться и сегодня. Так, опрос, проведенный среди членов Центра партии, показал, что большинство из них не желают ухода Аводы из правительства или, как минимум, готовы вообще обсуждать эту тему не ранее, чем после завершения внутрипартрийных выборов[4]. Именно такое решение и было принято на заседании Центра Аводы 18 мая, причем идею присутствия партии в коалиции решительно поддержал нынешний лидер Аводы Амир Перец[5]. (Последний, в случае своего переизбрания, намерен потребовать от Эхуда Ольмерта обмена своего нынешнего поста министра обороны (который он явно уже не может сохранить в свете выводов комиссии Винограда) на портфель министра финансов. Сам Ольмерт до недавнего времени был к этому не готов и предлагал Перецу удовлетвориться постом «министра соцобеспечения с расширенными полномочиями».)[6]

Впрочем, шансы и Переца, и Пинес-Паза занять пост председателя Аводы сегодня оцениваются не слишком высоко: судя по опросам, они всесте с еще одним претендентом на лидерство в партии Труда Дани Ятомом (также сторонником выхода из коалиции) замыкают пятерку соискателей этого поста[7]. (Впрочем, обозреватели не рекомендуют совсем уж сбрасывать Переца со счетов, резонно замечая, что «лучшее, что умеет делать Амир Перец, – это проводить собственные выборы».) Фаворитами аводинских праймериз считаются бывший премьер-министр Эхуд Барак и депутат кнесета Ами Аялон, которые имеют поддержку примерно равного числа членов партии. При этом ни Аялон, ни Барак пока твердо и однозначно не высказались, какой же, собственно, сценарий они поддерживают: развал нынешней коалиции (со всеми предсказуемыми последствиями этого шага); сохранение нынешнего состава правительства во главе с Ольмертом, либо эту или новую коалицию с участием Аводы, но уже без Ольмерта в качестве премьер-министра.

Ами Аялон вроде бы озвучил намерение немедленно выйти из коалиции и добиваться новых выборов, но неофициально дает понять, что он будет готов к рассмотрению и других предложений. Барак в свою очередь послал «двойной месседж»: один из его ближайших сторонников, Генеральный секретарь Аводы Эйтан Кабель, через день после публикации доклада комиссии Винограда с шумом покинул свой пост министра без портфеля, заявив что «его партия не может в этих условиях оставаться в правительстве Ольмерта». (Правда, Кабель так и не уточнил, несмотря на все ухищрения журналистов, что же он имеет в виду – только смену провалившегося премьера либо отставку правительства в любом случае.) Другой виднейший союзник Эхуда Барака, министр национальных инфрастуктур и глава одного из наиболее влиятельных аводинских «кланов» Биньямин Бен-Элиэзер, напротив, резко возражает против «повтореня ошибки 2002 г.», к которой он сам был причастен как тогдашний председатель партии Труда, настояв на ее выходе из первого правительства Шарона, от чего Авода сильно проиграла. И сегодня, по мнению Бен-Элиэзера, подобный шаг только «приведет к новым выборам и к формированию правительства крайне правых под руководством Нетаниягу».

Этого Барак не хочет ни в коем случае, не говоря уже о том, что данный шаг ставит под вопрос его стремление вернуть Аводе голоса тех «старых мапайников», которые еще 3-4 каденции назад перестали голосовать за эту партию и поддерживали другие левоцентристские списки (в 2003 их фаворитом был Шинуй, а в 2006 эти голоса получили Кадима и партия пенсионеров). В итоге сам Барак, несмотря на обещание сделать «четкое, понятное и однозначное» заявление о возможности присоединиться к правительству под руководством Ольмерта после публикации промежуточного отчета комиссии Винограда, так и не произнес ничего внятного. Из его выступления на специально созванной для этого пресс-конференции можно было понять только то, что в случае победы на праймериз Барак заинтересован еще как минимум на год присоединиться к правительству (в любом его составе) в качестве министра обороны, но с условием «согласовать точную дату досрочных выборов с премьер-министром» (кто бы им ни был).

Ольмерт, Кадима и правительсво

Что же касается самой Кадимы, то не факт, что состояние «перманентного полураспада», в котором по внешним признакам пребывает партия, завершится именно сегодня. Хотя оппозиция Ольмерту в Кадиме все еще велика, мало кто из ее фракции занинтересован в сценарии, в результате которого большинство из ее членов останутся за бортом. И потому, говоря словами Шалома Йерушалми, они предпочитают держаться за провального премьера, ожидая подходящего момента, чтобы от него избавиться»[8].

Судя по всему, это случится не раньше, чем оппозиционеры в Кадиме смогут обеспечить свое политическое будущее. В этом смысле призыв Нетаниягу к этим в массе своей бывшим ликудникам «вернуться домой» был бы как нельзя более кстати. Однако, насколько можно судить, в Ликуде пока не убеждены, что политическая цена, которую запросят эти деятели в условиях, когда у Биби почти нет других альтернатив, не окажется существенно выше его возможностей.

Как можно заметить, Ольмерту после всех событий последних недель удалось позиционировать себя в качестве фактического гаранта стабильности нынешней коалиции. Политтехнологи его штаба сумели представить ситуацию таким образом, что уход нынешнего премьер-министра со своего поста означает неизбежный развал Кадимы и как следствие – распад правительства, роспуск кнесета и назначение новых выборов, в результате которых главой правительства станет Нетаниягу, а большинство нынешних коалиционных партий потеряют много мандатов, если вообще пройдут в парламент.

Энтузиазм многих соискателей лидерства в основных коалиционных партиях (таких как Барак и Аялон в Аводе, Мофаз, Дихтер и та же Ливни в Кадиме), которые, в приципе, заинтересованы воспользоваться нынешней ситуацией для того, чтобы сменить у руля своих партий их нынешних руководителей, охлаждает еще одно обстоятельство. А именно, опасение, что в пылу борьбы за власть дискуссия выйдет за рамки вопросов личного и профессионального соответствия тех или иных политиков и обратится к первоистокам нынешнего общественно-политического кризиса. А они, по мнению многих в Израиле, лежат в политике «размежевания», а то и еще глубже – в стратегии «мирного» (ныне именуемого «политическим») процесса, основанных на, как сегодня видится, ошибочных представлениях о том, что отношения с палестинскими арабами могут строиться на принципе «мир в обмен на территории». Понятно, что многие сегодняшние конкуренты лидеров коалиционных, да и некоторых оппозиционных (например, Сильван Шалом и Дани Наве в Ликуде) партий не слишком заинтересованы в акцентировании своей роли в формировании этой стратегии.

И потому люди типа фаворитов аводинских праймериз Эхудa Барака и Ами Аялона, по словам обозревателя газеты «Хаарец» Йоси Вертера, «пока Ольмерт выживает, готовы оставаться с ним, а если не с ним, то с Ливни или Шимоном Пересом. Парадоксальным образом Барак и Аялон предпочитают сегодня [на посту главы правительства] Ольмерта – уж лучше быть сильным министром обороны при слабом премьер-министре [чем любая из иных альтернатив][9]. Интересно, что это, по мнению наблюдателей, было бы неплохим вариантом и для НДИ, которая, если Ольмерт и Перец останутся во главе своих партий, по опросам, увеличит свое нынешнее представительство на 3-5 мандатов.

«Сухой остаток» и возможные перспективы

Политехнологи Кадимы, тем не менее, продолжают изыскивать новые средства для повышения мотивации своих партнеров остаться хотя бы еще какое-то время в коалиции Ольмерта. Насколько можно предположить, именно его штаб был источником «успокаивающитх слухов» о том, что премьер-министр имеет план действий на случай, если НДИ или Авода вознамерятся все же покинуть его правительство. В первом случае НДИ смогут заменить блок «Еврейство Торы» (ей вернут финансовую комиссию кнесета, которорую Ольмерт два месяца назад отобрал в пользу партии Либермана) и блок Мерец — в сумме те же 11 мандатов, что и у НДИ. Во втором случае, по словам «высокопоставленного источника в Кадиме», премьер-министр будет готов пригласить в правительство Ликуд, сделав его лидеру Биби Нетаниягу «предложение, от которого нельзя отказаться»: получить пост министра обороны и согласовать дату досрочных выборов (не ранее конца 2008 г.).

По расчетам авторов этого проекта, предложение «придти к новым выборам в качестве политика, который реабилитировал военный истеблишмент после второй ливанской войны», не может не заинтересовать Нетаниягу. Кадима также не останется при этом в накладе: она получит относительную стабильность еще на год-полтора, а за это время, по словам того же источника, «может случиться такое, что заставит всех позабыть комиссию Винограда[10]. Нетаниягу, впрочем, с порога отверг подобное предположение, заметив, что расценивает маневры Ольмерта, «с которыми он опоздал как минимум на полгода», исключительно как средство давления на аводинских лидеров в преддверии их праймериз, и потому он продолжает настаивать на немедленных новых выборах, которые, судя по опросам, обещают сделать Ликуд правящей партией, втрое увеличив число ее членов в кнесете.

Биби, однако, пока приходится признать, что ни общественное давление, ни активность лидеров правой и левой парламентской оппозиции, ни центробежные тенденции в правящей коалиции и внутри входящих в нее партий сами по себе не обладают достаточной силой, чтобы привести к смене власти в ближайшие месяцы. Эту задачу может выполнить сложение этих факторов, однако сторонники такого сценария развития событий, похоже, начинают постепенно терять в него веру. Именно этим, судя по всему, и объясняется выдвижение Ликудом очередной идеи: провести в «одноразовом порядке» экстренные (в течение 60 дней после принятия соответствующего закона) выборы нового главы правительства без роспуска кнесета.

Выдвижение подобного проекта, даже если и его явная цель – предложить действующим депутатам возможность сменить премьер-министра и правительство, от которых многие из них не в восторге, без опасения потерять свои парламентстие кресла, и не реализуется, может решить и другую задачу. А именно: хотя бы отчасти развеять опасное для Ликуда ощущение политического тупика, которое рано или поздно может привести к серьезной инфляции позиций нынешнего фаворита пока не объявленной, но уже де-факто начатой предвыборной гонки.

1. См Владимир (Зеэв) Ханин. Правительство, оппозиция и гражданское общество в Израиле в эпоху кризиса власти.Институт Ближнего Востока, 17 мая 2007.

2. См. упомянутый опрос «Маарив-Телесекер» от 1.05.2007 и опрос Института Смита для Десятого канала ИТВ, 9/05/2007.

3. Mazal Mualem. PM, Shas leader meet to discuss presidential elections, coalition. Ha’aretz, 16/05/2007.

4. Mzal Mualem, Shahar Ilan and Yossi Verter. Barak poll shows most Laborites content to stay in coalition. Ha’aretz, 8/05/2007.

5. Attila Somfalvi. Labor decides to stay in government until primaries. Ynet, 18/05/2007.

6. Mazal Mualem. Labor Chair to ask party to oppose holding early elections. Haaretz, 11/05/2007.

7. См., например, результаты опроса по заказу радиостанции «Коль Исраэль» – Решет Бет», 26.04.2007.

8. Маарив, 07/05/2007.

9. Yossi Verter. No mutiny against Olmert in coalition — for now. Ha’aretz, 30/04/2007.

10. Цит. по: Ha’aretz, 9/05/2007.

52.32MB | MySQL:103 | 0,677sec