Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (28 мая – 3 июня 2007 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта, в Ливане и вокруг ядерной программы Ирана. Руководство палестинской радикальной организации ХАМАС отвергло перемирие с Израилем в секторе Газа, настаивая на одновременном его распространении на территории Западного берега реки Иордан (ЗБРИ). 30 мая Совет Безопасности ООН проголосовал за создание международного трибунала по расследованию убийства бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири. В Мадриде прошли консультации Верховного представителя Евросоюза Х. Соланы и секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана А. Лариджани по вопросам, связанным с ядерной программой ИРИ.

На протяжении минувшей недели в зоне палестино-израильского конфликта, в первую очередь в сектора Газа, сохранялась напряженная обстановка. Боевики палестинских экстремистских группировок из сектора Газа регулярно обстреливали ракетами «Кассам» приграничные районы Южного Израиля. Как и прежде, ракетным обстрелам подвергался преимущественно г. Сдерот. В свою очередь, израильские ВВС наносили ракетные удары по различным объектам боевиков на территории палестинского анклава. С обеих сторон имеются человеческие жертвы (в т.ч. и мирные жители) и разрушения. Руководство ХАМАСа продолжает призывать к продолжению ракетных атак против Израиля, в чем находит поддержку со стороны Ирана. 30 мая Совет Безопасности ООН выступил с заявлением, в котором призвал палестинскую сторону прекратить ракетные обстрелы израильской территории. Армия Израиля продолжала оперативные мероприятия по поиску боевиков и террористов, их складов с оружием и т. п. на территории ЗБРИ.

Для более эффективного противодействия палестинским ракетным обстрелам командование ВС Израиля намерено разместить вдоль границы с сектором Газа дистанционно управляемую систему обнаружения мест пуска ракет. Эта система должна заменить ныне существующие обычные наблюдательные пункты. Считается, что внедрение новой техники позволит повысить оперативность и точность огневого поражения целей противника. Ожидается, что система будет развернута уже в августе с. г.

Между тем в Израиле все сильнее раздаются голоса сторонников более жестких и масштабных действий против палестинских экстремистов в Газе. В частности, делаются заявления о том, что нынешние ответные удары не приносят должного результата, о чем свидетельствуют продолжение палестинских ракетных обстрелов. Однако правительство пока не намерено проводить в секторе Газа масштабную антитеррористическую операцию.

Напряженность сохраняется в отношениях между ведущими палестинскими организациями ФАТХ и ХАМАС, причем в секторе Газа порой вспыхивают перестрелки между боевиками конфликтующих сторон. Очередная попытка примирить ФАТХ и ХАМАС, предпринятая египтянами, успеха не имела: делегации двух организаций, находившиеся в Каире, отказались от встречи. Сообщается, что переговоры представителей ФАТХа и ХАМАСа все же могут состояться на будущей неделе.

По информации израильских спецслужб, боевики «Бригад мучеников Аль-Аксы» (вооруженного крыла ФАТХа) все чаще игнорируют распоряжения своего руководства и переходят на сторону ХАМАСа. Так, до 40 проц членов «Бригад мучеников» уже заявили, что не будут выполнять приказы главы ПНА и лидера ФАТХа М. Аббаса. «Диссиденты» ФАТХа даже создают собственную группировку – «Бригады мучеников Абу Амара» ( псевдоним Я. Арафата), которая будет выполнять приказы руководства ХАМАСа.

Принятие Советом Безопасности ООН резолюции № 1757 о создании международного трибунала по делу об убийстве Р. Харири вызвало противоречивую реакцию среди ведущих политических сил Ливана. Правительство страны и прозападно ориентированное парламентское большинство считают этот документ «торжеством Ливана над несправедливостью, преступлениями и тиранией». В то же время руководство крупнейшей силы оппозиции шиитской радикальной организации «Хизбалла» осудило ооновскую резолюцию, считая ее вмешательством во внутренние дела страны. Спикер парламента и лидер шиитского движения «Амаль» Н. Берри обвинил СБ ООН в «игнорировании ливанской конституции». Министр иностранных дел Сирии В. Муаллим заявил, что его страна не будет сотрудничать с международным трибуналом по делу Харири.

Напряженная ситуация сохраняется на севере Ливана в районе лагеря палестинских беженцев Нахр аль-Барид, в котором укрылись боевики экстремистской группировки «ФАТХ аль-Ислам». 2 июня части ливанской армии при поддержке артиллерии и танков (и даже срочно отремонтированного боевого вертолета «Газель») вошли на территорию лагеря. По имеющейся информации, территория Нахр аль-Барид в настоящее время разделена на три зоны: первая из них уже находится «под эффективным контролем армии» Ливана, вторая удерживается боевиками «ФАТХ аль-Ислам», а третья контролируется вооруженными отрядами палестинских организаций, которые не поддерживают экстремистов. Представители ВС Ливана заявляют, что противник использует в качестве опорных пунктов мечети и здания представительств гуманитарных организаций. В лагере разрушено до 400 жилых домов, нет воды, электричества, не хватает медикаментов и продовольствия. Из-за не прекращающихся боев сотрудники Красного Креста не в состоянии доставить в Нахр аль-Барид гуманитарную помощь, а ведь там все еще находятся от 5 до 7 тыс. мирных жителей. Командование ливанской армии утверждает, что не прекратит операцию до полного разгрома боевиков, которые, в свою очередь, заявляют об отказе сложить оружие. Командование ВС Ливана 3 июня заявило, что операция по овладению лагерем «вступила в финальную стадию», а боевики блокированы на площади, не превышающей 1 кв. км.

Прошедшие в испанской столице консультации представителей Ирана и Евросоюза в очередной раз продемонстрировали, что в Тегеране не намерены отказываться от реализации национальной ядерной программы и ее ключевого на данном этапе элемента – работ по обогащению урана. Заявления А. Лариджани о «полезном обмене мнениями», готовности ИРИ решить все проблемы, связанные с атомной программой, и т. п. являются не более чем декларациями, которые не наполнены конкретным содержанием. Единственным заявлением Лариджани в Мадриде, которое, возможно, будет иметь реальное продолжение, это слова о том, что иранская сторона больше не будет препятствовать инспекциям МАГАТЭ и предоставит международному агентству всю требуемую информацию о своей ядерной программе. Воплотится ли это утверждение в жизнь, покажет время.

Министры иностранных дел стран «Большой восьмерки» на встрече в Берлине заявили о готовности поддержать «соответствующие меры» в отношении Ирана, если последний не выполнит требований СБ ООН по приостановке обогащения урана.

Госсекретарь США К. Райс сообщила, что Вашингтон готов вести переговоры с Тегераном в случае, если тот заморозит работы по обогащению урана. Вместе с тем глава Пентагона Р. Гейтс заявил, ссылаясь на информацию американских разведорганов, что Иран может создать собственное ядерное оружие примерно в 2010 — 2015 гг., а по некоторым оценкам, даже в конце 2008 или начале 2009 г. В этой связи Гейтс призвал усилить санкции против ИРИ, чтобы заставить иранское руководство остановить ядерную программу.

Парламент Турции 31 мая вторично проголосовал за внесение поправок в конституцию страны, предусматривающих избрание президента республики путем всенародного голосования. Как известно, нынешний глава государства А. Н. Сезер наложил вето на первый вариант этого закона. Действующее законодательство не позволяет президенту дважды использовать право вето. Теперь Сезер должен либо подписать законопроект, либо вынести его на референдум. Парламентская оппозиции намерена обжаловать результаты голосования в конституционном суде, считая, что формально первая статья законопроекта не была принята квалифицированным большинством в 2/3 голосов.

Возрастает напряженность на турецко-иракской границе. Командование ВС Турции разместило здесь крупную группировку войск (более 50 тыс. чел.) и проводит масштабные войсковые операции против боевиков Курдской рабочей партии (КРП). В Анкаре все чаще заявляют о необходимости проведения трансграничной операции против сил КРП, чьи основные базы и лагеря расположены в Иракском Курдистане. Отмечаются случаи нарушения турецкими военнослужащими границы с Ираком, обстрелов турецкими войсками территории соседней страны. Центральное иракское правительство и власти иракской курдской автономии категорически возражают против ввода турецких войск на свою территорию, заявляя, что «стремятся к диалогу и не приемлют угроз Анкары». Министр обороны США Р. Гейтс также предостерег турецкое правительство от проведения войсковой операции на иракской территории.

В самом Ираке обстановка остается нестабильной и напряженной. В различных районах страны продолжаются многочисленные вооруженные столкновения, теракты, убийства и похищения людей, неуклонно растет число иракцев, покидающих пределы своей страны.

Глава Пентагона Р. Гейтс сообщил, что США рассматривают возможность сохранения долгосрочного американского военного присутствия на иракской территории на основе двустороннего соглашения с правительством Ирака наподобие того, что было в свое время подписано с Южной Кореей.

Министр иностранных дел Ирана М. Моттаки заявил, что Тегеран может продолжить диалог с Вашингтоном по иракской проблеме, если администрация США «изменит свою политику по отношению к Ираку». Как известно, ИРИ выступает за прекращение иностранного военного присутствия в соседней стране.

М. ас-Садр, влиятельный лидер радикальной шиитской группировки «Армия Махди», заявил, что не намерен вступать в переговоры с командованием ВС США в Ираке, т. к. ему «не о чем с ним договариваться», а американцы должны представить график вывода своих войск из страны.

Президент США Дж. Буш 29 мая объявил о введении новых санкций в отношении Судана. Они направлены против 31 суданской компании, 30 из которых контролируются хартумским правительством. Санкции относятся и к трем суданским чиновникам, которых Вашингтон обвиняет в насилии в Дарфуре. С. Кир, первый вице-президент Судана, представляющий юг страны, заявил, что американские санкции «не помогут принести мир региону Дарфур, а только причинят вред населению других районов страны». Генеральный секретарь ЛАГ А. Муса считает, что «наложение санкций не способно решить проблему Дарфура».

Правительство Чада вновь отказалось от размещения миротворческого контингента ООН (11 тыс. чел.) вдоль границы с Суданом (дарфурскими провинциями).

Высшее командование сухопутных войск Пакистана на совещании 1 июня заявило о своей поддержке президента страны П. Мушаррафа. Военные считают главу государства гарантом легитимности, лицом, которое строит «динамичное, прогрессивное и современное исламское государство». Одновременно армейское руководство выразило недовольство политической ситуацией в Пакистане, «злобной кампанией против государственных институтов, развязанной заинтересованными группами (оппозицией, — авт.) и их подручными».

Египет и Болгария на прошлой неделе подписали соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности. Документ предусматривает кооперацию деятельности спецслужб двух государств по борьбе с терроризмом и организованной преступностью, обмен оперативной информацией о деятельности террористических группировок и угрозах терактов, сотрудничество в мониторинге нелегальной миграции, контрабанды наркотиков и оружия.

Приложение

О военно-техническом сотрудничестве Ливии с зарубежными странами

В последнее время ливийское руководство заметно активизировало деятельность по налаживанию военно-технического сотрудничества с зарубежными странами. При этом ливийцы внимательно следят за тенденциями развития оружия и военной техники за рубежом и состоянием мирового рынка вооружения.

С середины 70-х годов основным партнером Ливии в военно-технической области был Советский Союз (поставки на сумму 10 млрд долл. в 1970-1991 гг.). Кроме того, ливийцы приобретали вооружение и военную технику во Франции. Часть вооружений закупалась в бывших странах Варшавского договора, Югославии, Бразилии, Италии, Китае, КНДР, Пакистане. Причем во всех этих государствах закупались те образцы техники, которые, по мнению ливийской стороны, либо превосходили по качеству советские аналоги, либо были дешевле.

Как известно, в апреле 1992 г. за отказ выдать двух подозреваемых по «делу Локерби» (теракта в отношении пассажирского самолета авиакомпании «Пан Американ», в результате чего погибли 270 чел.) Совет Безопасности ООН ввел против Ливии санкции, которые, в частности, предусматривали запрет на экспорт Джамахирию оружия и военной техники, а также запчастей к ранее приобретенному вооружению, не разрешали пребывание в Ливии иностранных военных советников и специалистов. После урегулирования конфликта в сентябре 2003 г. СБ ООН принял решение о полном снятии санкций с Ливии, в т. ч. в части, касающейся поддержания ВТС с этой страной. В сентябре 2004 г. страны Евросоюза приняли решение об отмене запрета на военные поставки в Ливию.

Вместе с тем, процесс восстановления военно-технических связей Ливийской Джамахирии с зарубежными странами идет медленно. Это, на наш взгляд, обусловлено двумя основными причинами: (1) руководство страны до настоящего времени все еще четко не определилось со многими конкретными программами модернизации национальных вооруженных сил, не имеет достаточно четкого видения путей их дальнейшего развития; (2) страны Запада проявляют известную осторожность при решении вопросов о продаже Джамахирии современных образцов наступательного оружия. Здесь особо отметим позицию США, которые не только не отменили эмбарго на военные поставки Ливии, но и в ряде случаев препятствуют своим союзникам по НАТО заключать сделки с ливийцами, когда это касается попыток Джамахирии приобрести поставленную ранее в эти страны американскую технику. Со своей стороны, Ливия, выступая за сотрудничество с США в борьбе с терроризмом, категорически возражает против размещения на своей территории американских военных баз. Ливийцы, в отличие от других стран Северной Африки, не поддерживают официальных контактов с НАТО и не участвуют в совместных учениях с ВС стран этого альянса.

В целом с большой долей уверенности можно говорить о том, что в условиях, когда подавляющая часть боевой техники, состоящей на вооружении ВС Ливии, изношена, многократно выработала положенные ресурсы и нуждается в ремонте, а основные ее образцы, поставленные еще в конце 70-х — середине 80-х гг. прошлого века, морально устарели, ливийцы при решении вопросов развития своей армии пойдут по пути замены и модернизации имеющегося арсенала вооружений. Прежде всего, это относится к ВВС и ПВО. Причем отсутствие собственной развитой промышленной и научно-технической базы вынуждает руководство Джамахирии ориентироваться в военном строительстве и техническом оснащении ВС на иностранную помощь. Другого пути решения проблем, связанных с модернизацией армии у Триполи просто не имеется. В то же время многие государства, принимая во внимание наличие у ливийской стороны необходимых финансовых возможностей по оплате спецпоставок, готовы к возобновлению с ней военно-технического сотрудничества.

Повышенную активность в Джамахирии по военной линии проявляла Франция. В Париже заявляли о претензиях не менее чем на 20 проц ливийского рынка вооружений. В 2005 г. подписано ливийско-французское соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее три его направления: «стратегический диалог» между Ливией и Францией, военное сотрудничество и сотрудничество в области вооружений. По каждому из трех направлений Триполи и Париж договорились создать двусторонние комитеты. По первому из пунктов предусмотрен, в частности, обмен разведывательной информацией. Французская сторона выразила готовность оказать содействие в подготовке летного состава и инженерно-технического персонала местных ВВС.

Ливийский руководитель М. Каддафи проявил интерес к новейшему французскому многоцелевому истребителю «Рафаль» и европейскому боевому вертолету «Тигр». Кроме того, ливийцы вели речь о закупке быстроходных патрульных катеров, зенитных ракетных комплексов, легких многоцелевых вертолетов, РЛС для войск ПВО и пограничной охраны. По заявлению французских официальных лиц, Париж не намеревается продавать Ливии истребители «Рафаль» и боевые вертолеты «Тигр», но выразил готовность предоставить Джамахирии оборонительное вооружение. Осенью 2006 г. сообщалось о начале переговоров по продаже Ливии французского вооружения и военной техники. Однако на сегодняшний день дело ограничилось лишь подписанием в ноябре 2006 г. контракта на модернизацию французскими специалистами в течение четырех лет 12 (из 25) истребителей «Мираж» F.1, поставленных еще в конце 1970-х годов. Причем речь не идет о глубокой модернизации этих машин: на них будут лишь заменены двигатели и приведена в рабочее состояние бортовая электроника.

Растущий интерес к возобновлению военно-технического сотрудничества с Ливией проявляет Великобритания. Так, в ходе состоявшегося на прошлой неделе визита в Триполи британского премьер-министра Т. Блэра речь шла о возможном приобретении ливийцами ракетного оружия и средств ПВО, а также об английской помощи в обучении местных военных кадров и развитии ливийской военной промышленности. Вместе с тем, пока не очень ясно, когда и как эти договоренности начнут практически реализовываться.

Получают развитие ВТС с Италией. В частности, итальянцы поставят ливийской Береговой охране средства наблюдения. В 2006 г. подписано соглашение о закупке 10 вертолетов А-109, которые поступят в части пограничной охраны. Также предусмотрено создание совместного ливийско-итальянского предприятия по модернизации самолетов и вертолетов.

Ливийская сторона проявляет заинтересованность в закупке в странах Запада современных средств связи. С Чехией имеется договоренность о модернизации танкового парка. Для Береговой охраны в Хорватии строятся два патрульных катера. В то же время США в 2006 г. воспрепятствовали закупе ливийцами в Испании транспортно-десантных вертолетов «Чинук».

Командование национальных ВВС заявило также о необходимости замены и модернизации парка учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов. В Украине намечено приобрести семь военно-транспортных самолетов Ан-32. В 2001 года Джамахирия приобрела у Украины два тяжелых транспортных самолета Ан-124 «Руслан». Ливийцы высказывают намерение приобрести несколько быстроходных патрульных катеров, оснащенных противокорабельными ракетами.

В 2006 г. подписано соглашение о военном и военно-техническом сотрудничестве между Ливией и Пакистаном. Ранее, в 2004 г. достигнута договоренность о продаже этой стране ливийских истребителей типа «Мираж».

В декабре 2006 г. Египет и Ливия подписали меморандум об интенсификации двустороннего военного сотрудничества. В частности, предполагается развивать сотрудничество по линии ВМС, тыла, медицинских служб, а также по вопросам подготовки военных кадров. Предполагаются поставки в Ливию военной продукции из АРЕ.

Учитывая то обстоятельство, что основная масса боевой техники была в свое время поставлена из бывшего СССР, наша страна имеет шансы на восстановление прежних связей с Ливией в военной области. По информации СМИ, в настоящее время решается вопрос о закупке Джамахирией в России крупных партий различного вооружения. В частности, речь идет о 12 истребителях Су-30МК2 и 12 истребителях МиГ-29СМТ, четырех дивизионах ЗРС С-300 ПМУ-2, 20 ЗРК «Тор-1М2, одной — двух подводных лодках пр. 636, а также ремонте двух ливийских фрегатов советской постройки. Общая сумма предполагаемой сделки может составить 2,2 млрд долл. Ранее российская сторона предложила ливийцам модернизацию ЗРК С-125 до уровня С-125 «Печора-2М».

Таким образом, отмечаются заметные подвижки в налаживании Ливией военно-технических связей с зарубежными странами, но их перспективы во многом будут зависеть от предстоящих решений ливийского руководства по конкретным вопросам развития национальных ВС.

52.31MB | MySQL:103 | 0,645sec