О продвижении Китаем инициативы «Один пояс, один путь» в страны Ближнего Востока: документы и инициативы

Китайские эксперты продолжают наблюдать за происходящими изменениями в инфраструктурных проектах стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). Отмечается, что продвигая инициативу «Один пояс, один путь» Китай становится важным политическим игроком в ближневосточном регионе.

Стоит отметить, что кроме выстраиваемой КНР политики партнерских отношений (http://www.iimes.ru/?p=57851), существуют основополагающие политические документы, описывающие форму сотрудничества между Поднебесной и странами БВСА в эпоху «Шелкового пути», позволяющие понять ближневосточную стратегию Китая на современном этапе. Так, основным документом в данной области является стратегический документ «Видение и действия по Совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути в XXI веке», анализ которого дает общее представление о роли и месте стран Ближнего Востока в китайской инициативе. Акцент в «Видении и действиях…» сделан на приоритетах сотрудничества, с помощью которых Китай уже развивает двусторонние отношения со странами БВСА.

«Положение о политике взаимодействия арабских стран и Китая», выпущенное в 2016 году в связи с поездкой председателя КНР Си Цзиньпина на Ближний Восток, является конкретизирующим документом, в котором отмечается, что «Китай готов координировать стратегии развития с арабскими странами, использовать преимущества и возможности друг друга, продвигать международное сотрудничество в области производственного потенциала и расширение сотрудничества в следующих областях: строительство инфраструктуры, торговля и инвестиции, ядерная энергетика, космическая промышленность, «новая энергетика» (новые и возобновляемые источники энергии – Р.А.), сельское хозяйство и финансы. Это нужно, чтобы добиться общего прогресса, развития и принести пользу обоим сторонам», – отмечается в документе. В подразделе, посвященном сотрудничеству в рамках инициативы «Шелковый путь», представлена схема сотрудничества в виде формулы «1+2+3», согласно которой Китай и арабские страны совершенствуют прагматическое сотрудничество, принимая за основу сотрудничество в области энергетики. Строительство инфраструктуры и содействие торговле и инвестициям выступают в качестве двух «крыльев», а высокие и новые технологии в области ядерной энергии, космической промышленности и новой энергии – в качестве трех передовых достижений. С момента публикации этого документа отношения между Китаем и участниками Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) приобрели гораздо более конкретную форму, следуя формуле «1+2+3», причем, как отмечают китайские политологи, энергетические технологии являются особенно важным компонентом данных отношений.

Китайские эксперты отмечают, что в настоящее время также существуют две многосторонние инициативы, которые могут способствовать сотрудничеству в рамках «Шелкового пути» путем проведения консультаций – форум «Сотрудничество между Китаем и арабскими странами» и «Стратегический диалог Китай – ССАГПЗ».

«Стратегический диалог Китай – ССАГПЗ» начался в Пекине в 2010 году. В рамках диалога было проведено два важных этапа: первый в Абу-Даби в 2011 году; второй – в Пекине в 2014 году. Как отмечают китайские политологи, данный диалог мало что дал в плане сиюминутных результатов, однако его важность заключается в определении путей краткосрочного и долгосрочного сотрудничества, главным образом в сфере экономики. Китай и ССАГПЗ  использовали такой формат отношений для оживления переговоров по давно ожидаемому соглашению о свободной торговле: переговоры были начаты в 2004 году, но прекратились в 2009 году. Введение «Стратегического диалога» позволило возобновить переговоры, которые набрали обороты вначале 2016 года, когда председатель КНР объявил о желании оперативно их провести. Так, за 2016 год в Саудовской Аравии и Китае была проведена серия переговоров, пока что без заключения сделки на начальном этапе.

Форум «Сотрудничество между Китаем и арабскими странами»  был создан в 2004 году во время государственного визита председателя КНР Ху Цзиньтао в Египет, входе которого состоялась встреча с генеральным секретарем Лиги арабских государств (ЛАГ) Амром Мусой. Форум был создан в качестве многосторонней платформы для Китая и участников ЛАГ, состоящей из двадцати двух членов, для обмена мнениями, консультаций и развития сотрудничества в политике, торговле, культуре, технологиях и международных отношениях. Форум на уровне министров проводится раз в два года с участием министров иностранных дел всех стран-членов. На этих встречах устанавливаются общие цели на следующие два года. Так, во время встречи 2016 года основное внимание уделялось сотрудничеству в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и модели сотрудничества в формате «1+2+3». Форум получил международное признание летом 2018 года, когда в Пекине было проведено совещание на уровне министров, ознаменовавшее приверженность Китая принципам стабильности в странах БВСА, обеспечению совместного развития, а также позволило наметить модель включения стран БВСА в инициативу «Шелковый путь». После этого, Китай выделил более 23 млрд долларов США в виде кредитов, материальной помощи и инвестиций: 20 млрд долларов в виде займов для государств, нуждающихся в восстановлении, 3 млрд в виде специальных займов для финансового сектора региона, около 150 млн долларов на поддержку социальной стабильности, 90 млн долларов на гуманитарную помощь и восстановление Йемена, Сирии, Иордании и Ливана. Такой акцент на развитии как пути к стабильности является общепринятым подходом в ситуациях, когда китайские лидеры обсуждают безопасность в регионе БВСА. Например, посол Китая при форуме «Сотрудничество между Китаем и арабскими странами»  Ли Ченвен отметил: «Корень проблем на Ближнем Востоке лежит в развитии, и единственное решение так же находится в развитии». Министр иностранных дел КНР Ван И высказал аналогичную точку зрения в 2014 году, заявив: «Мы считаем, что развитие играет ключевую роль и служит основой для решения всех проблем… Что касается арабских стран, то наиболее важной задачей, стоящей перед ними, является национальное развитие и модернизация экономики».

Помимо приверженности развитию, еще одним тезисом, объявленным во время форума «Сотрудничество между Китаем и арабскими странами» в 2018 году, стала инициатива «Соединение портов и индустриальных парков: двухколесный и двухкрылый подходы». Эта неизящно названная инициатива описывает ключевой принцип того, как связующие элементы «Шелкового пути» будут реализованы в регионе стран БВСА, сигнализируя, с какими государствами Китай планирует наиболее тесно взаимодействовать. В этой модели двумя колесами являются энергетическое взаимодействие (обычное –  нефть и газ, а также низкоуглеродная энергия), а два крыла – сотрудничество в области технологий (искусственный интеллект, мобильная связь, спутниковая навигация), а также инвестиции и финансы. Китайские политологи проводят аналогии и приходят к выводу, что данный подход основан на формуле сотрудничества «1+2+3». Однако, такой элемент как «Соединение индустриальных парков и портов» является новым взглядом на то, что Китай уже делал в регионе. В этом плане региональные индустриальные парки, разрабатываемые китайскими консорциумами, будут соединяться с портами, где Китай так же имеет сильное присутствие, создавая бизнес-кластеры и связывая цепочки поставок через страны БВСА. Здесь Аравийский полуостров играет центральную роль. Индустриальными парками являются: зона свободной торговли порта Халифа в Абу-Даби, ОАЭ; Управление по особым экономическим зонам Омана в городе Дукм; город Джазан для первичной и перерабатывающей промышленности в Саудовской Аравии; и зона ТЕДА-Суец в Айн-Сохне, Египет. К портам относятся: промышленная зона Халифа Абу-Даби; город Дукм в Омане; пункт материально-технического обеспечения и поддержки Народно-освободительной армии Китая в Джибутии, Порт-Саид в Египте. Все вместе они представляют для Китая цепь стратегически расположенных узлов в Персидском заливе, Аравийском море, Красном и Средиземном морях, а также дают представление о том, как инициатива «Один пояс, один путь» может приобрести более глубокий уровень интеграции внутри региона между государствами-участниками.

В заключении представляется возможным сделать следующие выводы в отношении продвижения Китаем инициативы «Один пояс, один путь» в страны БВСА:

  1. В КНР разработаны и активно продвигаются основополагающие политические документы, описывающие форму сотрудничества между Поднебесной и странами БВСА. Стратегические документы «Видение и действия по Совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути в XXI веке» и «Положение о политике взаимодействия арабских стран и Китая» позволяют дать общее представление о роли и месте стран Ближнего Востока в китайской инициативе «Один пояс, один путь».
  2. Площадки форума «Сотрудничество между Китаем и арабскими странами» и «Стратегический диалог Китай – ССАГПЗ» используются КНР для продвижения своих национальных интересов. При этом, при взаимодействии со странами БВСА Китай не рассчитывает на сиюминутную выгоду, поскольку его вложения смогут окупиться только в долгосрочной перспективе. Однако, китайский конструктивный подход позволяет добиваться достижения долговременных политических целей по проецированию «мягкой силы» в страны БВСА.
62.85MB | MySQL:102 | 0,615sec